Конспект НОД "Русская матрешка"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.
Тема: «Русская матрешка».
Занятие составила воспитатель первой квалификационной категории: Артемова Алиса Сергеевна.
Цель: приобщить детей к национальным культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о русской матрешке, выполнить модель матрешки в технике пластилинография.
Задачи:
- Образовательные:
- дать детям представление о происхождении и изготовлении матрешки;
- познакомить детей с различными видами русской матрешки;
2) Развивающие:
- закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, сглаживание границ соединения);
- развивать мелкую моторику рук;
3) Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к народной игрушке.
Предварительная работа: беседа о творчестве русских мастеров, рассматривание матрешек, чтение стихотворений и просмотр иллюстраций о матрешках.
Материалы и оборудование: 1) Трафареты матрешек из картона по количеству детей; 2) Наборы пластилина; 3)Дощечки; 4)Бросовый материал(бусины,бисер,пайетки)
5) Стеки; 6) Влажные и сухие салфетки.
Методы и приемы работы:
- Наглядный: использование презентации о матрешке; показ образца работы.
- Словесный: обогащение словаря, вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.
- Практический: выполнение детьми собственной матрешки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Звучит музыка. Педагог и дети заходят в зал.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся (дети приветствуют гостей). Молодцы!
Встаем в круг. Дети и воспитатель приветствуют друг друга.
-Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня наш денек пройдет веселее! Мы погладим нос, и лоб, и щечки, будем мы красивыми, как в саду цветочки! Разотрем ладони, сильнее, сильнее, а теперь похлопаем, смелее, смелее! Уши тоже мы потрем и здоровье сбережем!
Сюрпризный момент. На столе стоит сундук.
В.: Дети, посмотрите, какой красивый сундук! Интересно узнать, что же в нем лежит? Что же это? (матрешка)
В.: Посмотрите, какая красивая и нарядная матрешка пришла на наше занятие!
Мультимедийная презентация
В.: Ребята, а вы знаете, как появилась Матрешка в России? Сейчас я вам расскажу! (слайд 1)
В.: Появилась наша матрешка не в глубокой древности, а всего лишь чуть более 100 лет назад! (слайд 2)
В.: Однажды, из Японии, привезли игрушку, посмотрите внимательно - это большеголовый деревянный японец .Эта игрушка была необычной, она состояла из двух половинок. Раскроешь его, а внутри сидит такой же старичок.(слайд 3)
В.: Очень понравилась эта игрушка нашим русским мастерам. Они ее переделали, одели ей русский сарафан, на голову, повязали платок,нарисовали ей красивое лицо, наложили яркий румянец и назвали ее старинным русским именем - Матрена, что означает мать. (слайд 4)
В.: Наиболее известны 3 вида матрешек-Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская. Их названия зависят от того места, где их расписывают. (слайд 5)
В.: Первая наша Матрешка – Семеновская. Ее расписывают в городе Семенове, там есть специальный центр, в котором расписывают игрушки, поэтому эта Матрешка получила свое название. У этой куклы есть платок, сарафан, фартук. Особенность росписи этой матрешки в том, что весь фартук занимает пышный букет цветов. Посмотрите – это отличительная особенность этой Матрешки. (слайд 6)
В.: Давайте рассмотрим, какие цвета на этой Матрешке присутствуют? (желтый, розовый, красный, синий).
В.: Следующая наша Матрешка – Загорская. Ее изготавливают в городе Загорск.У нее тоже есть платок, только он украшен мелкими цветами. Поверх сарафана что надето у этой Матрешки?(фартук). Посмотрите, фартук этой Матрешки расписан в мелкий цветочек – это ее отличительная особенность.
В.: Давайте рассмотрим, какие цвета на этой Матрешке присутствуют? (желтый, красный, белый, синий). (слайд 7)
В.: Следующая наша матрешка – Полхов – Майданская. Давайте вместе повторим это сложное название. Сделана она в селе Полхов – Майдан.
В.: Посмотрите у этой Матрешки нет платка с завязанными концами, как у других матрешек, нет фартука. Вместо этого она представляет собой условный овал, весь он усыпанный цветами. У нее более плавный контур и вытянутые пропорции. (слайд 8)
В.: Какие цвета вы видите на этой матрешке? (черный,желтый,красный,зеленый).
В.: Каждая Матрешка хороша по – своему. У этих кукол много общего. Все они символизируют любовь, благополучие , семейное счастье. (слайд 9)
В.: Давайте немного поговорим о том ,как изготавливают матрешек.
В.: Из чего она сделана? ( из дерева).
В.: Кто знает, из какого дерева делают матрешку? (липа,береза,осина).
В.: Мастер выбирает древесину, сушит ее не менее 2 лет. (слайд 9)
В.: На токарном станке мастер вытачивает матрешку.(слайд 10)
В.: Сделали заготовку. Ее шлифуют, покрывают крахмальным клеем, чтобы краска лучше ложилась. (слайд 11)
В.: Затем ее расписывают, как вы думаете, чем? (красками, гуашью, акварелью).
-Начинают расписывать куклу с лица. (слайд 12)
- Наносят краски, расписывают матрешку и покрываем чем? (лаком)
-А для чего покрывают матрешку лаком? (чтобы она блестела, чтобы краска держалась). (слайд 13)
Физкультминутка:
А сейчас давайте немного отдохнем!
Хлопают в ладошки дружные матрешки,
На ногах сапожки, топают матрешки!
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым поклонись.
В сарафанах наших пестрых мы похожи, словно сестры!
Ладушки – ладушки, веселые матрешки!
Практическая часть. Дети присаживаются за столы.
В.: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. Ребята, посмотрите, мастера сделали заготовки матрешек, но забыли их расписать.Давайте станем художниками и распишем наших матрешек. Но рисовать мы будем не красками, а пластилином.
В.: И эта техника называется? (пластилинография)
В.:Кто мне напомнит, как рисовать этой техникой?( Берем брусок пластилина, отламываем небольшой кусок, раскатываем между ладонями небольшой шар. Прикладываем его на контур и начинаем рисовать, размазываем пластилин пальцами аккуратно, не выходя за контур).
В.:Когда вы закончите расписывать свою матрешку, у вас на столе есть украшения ( бусины,бисер,пайетки).Как мы будем обращаться с мелкими деталями? (не засовывать в рот,в уши, приклеивать по одной, не разбрасывать)
В.: Как вы думаете, с чего мы начнем украшать матрешку? (с мелких деталей: глаза,рот,волосы,платок,фартук и сарафан)
В.: Чтобы ваши руки не устали, предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику:
Чтоб матрешек украшать надо пальчики размять,
Указательный, и средний, безымянный и последний,
Поздоровались с большим, чтоб работать от души!
Кулачки разжали, сжали!
Вот и пальчики размяли!
А сейчас нам, мастера, за работу все пора!
В.: У вас на столах для работы все есть. Можете приступать. Спинки ровные, ноги вместе.
Дети рисуют, играет музыка.
Итоги:
Воспитатель: Вы прекрасно справились с пластилинографией!
В.:Давайте вспомним, что нового вы узнали о матрешках?
В.:С какими матрешками мы познакомились?
(Семеновская, Загорская и Полхов – Майданская)
В.: Как появилась матрешка в России? (привезли из Японии).
В.: Давайте устроим выставку ваших матрешек, посмотрим, какие они замечательные получились, все разные и красивые!
В.: Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились! Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Большое Вам спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Тема: "Матрешки"
Тема: «Матрешки»Задачи: Учим детей действовать со сборно-разборными игрушками из двух однотипных частей. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с...
Конспект НОД «Матрешки»
Для воспитателей групп раннего возраста...
Конспект Тема: «Матрешка в подарок»
Непосредственной образовательной деятельности: Художественное творчество (лепка) в первой младшей группе детского сада ...
Конспект "Русские матрешки"
Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе...
Конспект занятия "Матрешка"
Интегративное занятие по художественно-эстетическому развитию...
Конспект ООД "Матрешки"
Развивающее музыкальное заняти на основе фольклерных потешек....
Конспект НОД "Матрешка"
Средняя группа...