Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальная деятельность» «Забавляемся - потешаемся»
рабочая программа (старшая группа)
Пояснительная записка
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать, познавать окружающий мир.
Программа фольклорного кружка составлена на основе содержания примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом авторской программы «Ладушки» И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, на основе программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявить свой творческий потенциал в различных видах деятельности. Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 4 - 5 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе предполагается и нравственного воспитание: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Народное творчество соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников, решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dop.obrazovaniyu_po_nar_tv-_vu.doc | 196.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
по художественно-эстетическому
развитию
«Музыкальная деятельность»
«Забавляемся - потешаемся»
Разработчик : музыкальный руководитель Е.В. Карпова
П.Савинский
Пояснительная записка
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать, познавать окружающий мир.
Программа фольклорного кружка составлена на основе содержания примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом авторской программы «Ладушки» И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, на основе программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявить свой творческий потенциал в различных видах деятельности. Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 4 - 5 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе предполагается и нравственного воспитание: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Народное творчество соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников, решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Кружковая деятельность предполагает комплексное изучение следующих разделов:
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».
Раздел 2. «Народная песня».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Раздел 4. «Хоровод».
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как накапливается фольклорный материал.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов фольклорного репертуара и как итог - закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, возможно совместно с родителями.
Формы подведения итогов:
- Занятия интегрированного типа;
- Развлечения;
- Театрализованные представления, концерты;
- Календарные праздники;
- Отзывы родителей, педагогов ДОУ.
Цель работы кружка: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.
Задачи программы:
Образовательные:
- Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
- Формировать исполнительские навыки в области пения, музыцирования, движения;
- Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Воспитательные:
- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
- Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
- Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
- знакомство с народными играми, хороводами;
Организация работы кружка:
4 раза в месяц в определённый день недели – пятница,
во второй половине дня
Продолжительность занятия -
- 20 мин. (средняя группа).
- 25 мин. (старший группа).
- 25 мин. (подготовительная группа).
Количество детей в группе – 10человек.
Структура занятия :
- Приветствие;
- Артикуляционная гимнастика;
- Основная часть:
- Пение,
- Музыкально – ритмические движения, музицирование;
- Игра.
Взаимодействие с родителями: Работа кружка проходит более эффективно и результативно, когда принимают участие в праздниках, развлечениях родители; оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Необходимые условия реализации программы: Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
РАЗДЕЛ I
«Детский музыкальный фольклор»
ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».
Предназначение данных произведений. Постижение народно-певческого словаря мелодии. Добиваться протяжного напевного пения.
ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».
Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата.
РАЗДЕЛ II
«Народные песни»
ТЕМА 1. «Календарные песни».
Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
ТЕМА 2. «Лирическая песня».
Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов.
РАЗДЕЛ III
«Игровой фольклор»
Тема 1. «Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
РАЗДЕЛ IV
«Хоровод»
Тема 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
РАЗДЕЛ V
«Игра на детских музыкальных инструментах»
Тема 1. «Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки
Учебно – тематический план
кружковой работы с детьми 4 – 5 лет
Тема занятия | Кол-во часов | |
Теор. часть | Практ. часть | |
1.«Репка» 2.«Рябинник» – посиделки с мамами 3.«Осенние хлопоты» 4.«Сделал дело – гуляй смело» | 10 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. | 15 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
5.«Теремок» 6.«В гости к Лесовичку» 7.«У бабушки Натальи» – праздник 8.«Сошьём Дуне сарафан» | 10 мин. 5 мин. 5 мин. 10 мин. | 15 мин. 20 мин. 20 мин. 15 мин. |
9.«В хороводе были мы» 10.«Кузьминки» 11.«Ярмарка игрушек» 12.«При матушке добро» | 10 мин. 5 мин. 10 мин. 5 мин. | 15 мин. 20 мин. 15 мин. 20 мин. |
13.«Здравствуй, зимушка – зима» 14.«Весёлый оркестр» 15.«В гости к Снегурочке» 16.«Новый год у ворот» | 10 мин. 10 мин. 5 мин. 5 мин. | 15 мин. 15 мин. 20 мин. 20 мин. |
17.«На пороге – коляда» 18.«Святки» – развлечение 19.«Рукавичка» | 10 мин. 5 мин. 5 мин. | 15 мин. 20 мин. 20 мин. |
20.«Чудо – балалайка» 21.«Красна песня ладом» 22.«Заяц белый, куда бегал?» 23.«Ой, блиночки мои» | 10 мин. 10 мин. 5 мин. 5 мин. | 15 мин. 15 мин. 20 мин. 20 мин. |
24.«Проводы зимы» 25.«Колыбельная песенка» 26.«Заюшкина избушка» 27.«Грач на горе, весна на дворе | 5 мин. 5 мин. 5 мин. 10 мин. | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 15 мин. |
28.«Поскорее подрастай, да к работе поспевай!» 29.«Птицы летите, весну несите 30.«Сороки» 31.«Пасха» | 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. | 15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин. |
32.«На зелёном, на лугу» 33.«Весёлые звоночки» 34.«Учиться всегда пригодится» – праздник речи. 35.«В гостях у сказки» | 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
Итого: | 4 ч. 10мин. | 10 ч. 25 мин. |
Учебно – тематический план
кружковой работы с детьми 5 – 6 лет
Тема занятия | Кол-во часов | |
Теор. часть | Практ.часть | |
1.«Брусничный пирог» 2.«Гармошечка– говорушечка» – посиделки с мамами 3.«Ах, капустка моя» 4.«Всякому делу своя пора» | 10 мин. 5 мин. 10 мин. 10 мин. | 15 мин. 35 мин. 20 мин. 15 мин. |
5.«Где был, Иванушка?» 6.«Закружись, наш хоровод» 7.«Хлеб – всему голова» 8.«В гости к Осени» – праздник | 5 мин. 5 мин. 10 мин. 5 мин. | 20 мин. 20 мин. 15 мин. 35 мин. |
9.«Сказка к нам пришла»-представление для малышей 10.«Кузьминки – об осени поминки» 11.«Добро делать спешить надобно» 12.«Матушка родимая» – развлечение с мамами | 5 мин. 10 мин. 10 мин. 5 мин. | 20 мин. 30 мин. 15 мин. 35 мин. |
13.«Здравствуй, зимушка –зима» 14.«Ходит сон по лавочке» – посиделки с мамами 15.«Зимняя карусель» 16.«Новый год у ворот» – праздник | 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. | 20 мин. 35 мин. 20 мин. 40 мин. |
17.«На пороге – коляда» 18.«Святки» – развлечение 19.«Праздник валенка» | 10 мин. 5 мин. 5 мин. | 15 мин. 35 мин. 35 мин. |
20.«Весёлые частушки» 21.«Богатыри» – развлечение с папами. 22.«Смех и веселье» 23.«Блины русские» | 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. | 20 мин. 35 мин. 20 мин 20 мин. |
24.«Гостьюшка годовая» 25.«Семья в куче, не страшна и туча» 26.«Василиса – краса» 27.«Прялица» | 10 мин. 5 мин. 5 мин. 10 мин. | 15 мин. 35 мин. 20 мин. 15 мин. |
28.«Чудеса – кудеса» 29.«Птицы летите, весну несите» 30.«Сороки» 31.«Пасхальное яичко» – сказка для малышей | 5 мин. 10 мин. 5 мин. 5 мин. | 20 мин. 15 мин. 35 мин. 20 мин. |
32.«Весну привечаем – игры затеваем» 33.«Дорога не ешка, дорога потешка» 34.«Русская песня» 35.«Встреча у околицы» – концерт для родителей | 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 35 мин. |
Итого: | 3 ч. 45 мин. | 13 ч. 40 мин. |
Учебно – тематический план
кружковой работы для детей 6 -7 лет
Тема занятия | Кол-во часов | |
Теор. часть | Практ.часть | |
1.«Труд и наука – брат и сестра» 2.«Жихарка» – инсценировка для детей средней группы 3.«У наших ворот всегда хоровод» 4.«Листопадничек» – интегрир. занятие | 10 мин. 5 мин. 5 мин. 10 мин. | 20 мин. 25 мин. 25 мин. 20 мин. |
5.«Осенние посиделки» – развлечение 6.«Покров» 7.«Как у нашей Дуни» 8.«Октябрь – свадебник» | 5 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. | 35 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
9.«Сказка к нам пришла» – представление для средней группы. 10.«Кузьма – Демьян» 11.Варежковый театр – занятие с мамами 12.«Матушка родимая» – развлечение с мамами | 5 мин. 5 мин. 10 мин. 5 мин. | 25 мин. 30 мин. 25 мин. 35 мин. |
13.«Зимушка – сударушка» 14.«Шуба да кафтан» 15.«Спиридон – Солнцеворот» – театр бибабо для средней группы. 16.«Новый год у ворот» – праздник | 10 мин. 10 мин. 5 мин. 5 мин. | 25 мин. 25 мин. 30 мин. 30 мин. |
17.«На пороге – коляда» 18.«Страшные вечера» – развлечение 19.«Праздник валенка» | 10 мин. 5 мин. 5 мин. | 25 мин. 35 мин. 35 мин. |
20.«В гостях у домового» 21.«Игры молодецкие» – с папами. 22.«Без песен мир тесен» 23.«Ждём весну» | 5 мин. 5 мин. 10 мин. 10 мин. | 30 мин. 35 мин. 25 мин. 25 мин. |
24.«Как на масленой неделе» 25.«Марья – искусница» – занятие с мамами 26.«Сорок птах» 27.«Птицы летите, весну несите» | 5 мин. 5 мин. 5 мин. 10 мин. | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 25 мин. |
28.«Дуйте в дудки…» 29.«Красна речь поговоркою» 30.«Верба – вербочка» 31.«Пасхальный перезвон» | 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
32.«Весну привечаем – игры затеваем» 33.«Приходите в гости к нам» – концерт для детей и взрослых | 5 мин. 5 мин. | 30 мин. 30 мин. |
Итого: | 4 ч. 05 мин. | 14 ч. 55 мин. |
Перспективное планирование
месяц | № занятия | Тема | Задачи |
сентябрь | 1. 2. 3. 4. | «Репка» «Рябинник» «Осенние хлопоты» «Сделал дело - гуляй смело» | 1.Развивать ритмичность, координацию рук и ног. 2.Формировать у детей интерес к здоровому образу жизни. 3.Формировать у детей уважительное отношение к труду, знакомить с пословицами о труде. 4.Привлекать детей к изготовлению элементов русского костюма совместно с мамами (рябиновые бусы). 5.Знакомить детей с хороводными играми, календарными песнями. 6.Развивать речевой диалог в инсценировках. 7.Дать представление об осенних работах земледельца, орудиях труда. |
октябрь | 1. 2. 3. | «Теремок» «В гости к лесовичку» «Сошьём Дуне сарафан» | 1.Знакомить детей с театром бибабо, учить водить куклы, предавать интонацией характер героя. 2.Закрепить умение вести диалог. 3.Поддерживать интерес к совместной трудовой деятельности. 4.Продолжать знакомить с элементами народного костюма (кокошник, сарафан), предметами быта. 5.Учить согласовывать движения с текстом. 6.Учить петь выразительно, хорошо проговаривая текст. |
4. | «У бабушки Натальи» - праздник | 1.Формировать уважительное отношение к старым людям, желание помогать им. 2.Закрепить знание домашних животных. 3.Закреплять приёмы игры на ложках, умение чередовать их. 4.Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. | |
ноябрь | 1. 2. 3. | «В хороводе были мы» «Кузьминки» «Ярмарка игрушек» | 1.Знакомить с формой проведения народных праздников – посиделки. 2.Познакомить с балалайкой и её звучанием. 3.Дать первоначальные знания о трудовом хороводе Освоить танцевальное движение «воротце»; подводить к выразительному исполнению танцевально-игровых образов. 4.Продолжать знакомить с народными песнями и пословицами о труде. 5.Развивать мелкую моторику в процессе украшения игрушек. 6.Поддерживать интерес к труду; получать удовлетворение от выполненной работы. |
4. | «При матушке добро» | 1.Воспитывать у детей уважение, заботливое отношение к матери. 2.Закрепить знание фольклорных произведений о матери, эмоционально передавать их содержание. 3.Создать атмосферу радости общения с мамами. | |
декабрь | 1. 2. 3. 4. | «Здравствуй, зимушка-зима» «Весёлый оркестр» «В гости к Снегурочке» «Новый год у ворот» | 1.Знакомить детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами. 2.Учить создавать образы игры через пение и движение. 3.Развивать тембровый слух у детей, играя в оркестре. 4.Продолжать учить детей управлять игрушками театра бибабо, поддерживать интерес к театрализации. 5.Учить детей идти за ведущим «змейкой». 6.Доставить детям радость от изготовления новогодних украшений и от созерцания новогодней ёлки. |
январь | 1. 2. 3. | «На пороге – коляда» «Святки» «Рукавичка» | 1.Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями. 2.Познакомить детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), использовать устный фольклор. 3.Учить детей говорить колядки. 4.Развивать выразительность речи. пантомимики у детей. 5.Знакомить детей с традиционной зимней одеждой. Привлечь родителей к её изготовлению. 6.Создать атмосферу непринуждённости, для самовыражения детей в драматизации сказки. |
февраль | 1. 2. 3. 4. | «Чудо - балалайка» «Красна песня ладом» «Заяц белый, куда бегал» «Ой, блиночки мои!» | 1.Узнавать балалайку по тембру. 2.Учить детей передавать весёлый, характер песни. Добиваться в пении чёткой артикуляции, вырабатывать певческое дыхание. 3.Разучить танцевальные движения «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»). 3.Разучить считалки для выбора ведущего в играх. 4.Рассказать детям о Масленице. Познакомить с песенками - закличками, обрядами, загадками, пословицами. 5.Разучить масленичные игры. 6.Учить сдерживать свои эмоции, считаться с интересами других. |
март | 1. | «Масленица» | 1.Использовать знакомые танцевальные движения свободной пляске. 2.Самостоятельно использовать считалки в играх, соблюдать правила игры. 3.Закрепить знание масленичных обрядов. 4.Доставить детям удовольствие, радость. |
2. 3. 4. | «Колыбельная песенка». «Заюшкина избушка». «Грач на горе, весна на дворе». | 1.Знакомить детей с колыбельными песнями, учить передавать ласковый, напевный характер мелодии, петь протяжно. 2.Привлекать детей к выбору костюмов, атрибутов для инсценирования сказки. 3.Привлекать детей к разгадыванию загадок, рассказыванию потешек о героях сказки. 4.Знакомить детей с народными приметами весны, закличками. 5.Закреплять в играх, хороводах знакомые танце- вальные движения. 6.Обогащать словарный запас детей. | |
апрель | 1. 2. 3. 4. | «Поскорей подрастай, да к работе поспевай» «Птицы, летите, весну несите» «Сороки» «Пасха» | 1.Дать представление о весенних земельных работах, привлечь детей к посадке семян. 2.Разучить пословицы о труде. 3.Побеседовать с детьми о взаимосвязи в жизни птиц с явлениями, происходящими в природе весной 4.Воспитывать бережное отношение к птицам. 5.Дать начальные знания о празднике «Пасха». 6.Разучить пасхальные игры, развивать игровое взаимодействие детей. |
май | 1. 2. 3. | «На зелёном, на лугу». «Весёлые звоночки». «В гостях у сказки» | 1.Закрепить ранее полученные знания фольклорно- го материала (устного и музыкального). 2.Побуждать детей проявить свои умения в пользовании разными видами театра (настольный, варежковый, бибабо). 3.Чередовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске. 4.Узнавать знакомые музыкальные инструменты и уметь играть на них. |
4. | «Учиться - всегда пригодится» | 1.Побуждать к чёткой артикуляции и выразительности в пении. 2.Побуждать детей к преодолению застенчивости, создать условия для проявления своих артистических способностей. 3.Закрепить навыки культурного поведения. 4.Создать атмосферу радости от общения. |
Перспективное планирование
месяц | № занятия | Тема | Задачи |
сентябрь | 1. 2. 3. 4. | «Брусничный пирог». «Гармошечка – говорушечка» (посиделки с мамами) «Ах, капустка моя». «Всякому делу своя пора». | 1.Знакомить детей с календарными осенними праздниками, их традициями. 2.Побуждать детей эмоционально передавать движения в трудовых хороводах. 3. Обогащать репертуар пословиц поговорок о труде. 4.Вовлекать детей в процесс засолки капусты и выпечки пирогов. 5.Обогащать знания детей о природе. 6.Развивать у детей артикуляционный аппарат. 7.Знакомство детей с музыкальным инструментом – гармонь, характером его звучания. 8. Развивать в детях личностное качество - гостеприимство (хозяина). |
октябрь | 1. 2. 3. 4. | «Где был Иванушка?» «Закружись наш хоровод». «Хлеб - всему голова». «В гости к осени» (праздник) | 1. Побуждать детей эмоционально передавать характер героя в театрализации, формировать четкое произношение слов. 2.Закреплять навыки кукловождения. 3.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими. 4.Расширять песенный репертуар произведениями шутливого характера, инсценировать их, передавать задорный характер. 5. Познакомить детей с трудом земледельца, воспитывать уважение к хлебу. 6.Знакомить детей с пословицами и поговорками о хлебе. 7. Развивать дикцию детей, используя прибаутки. 8. Побуждать детей самостоятельно выполнять хороводные движения: «Улитка», «Змейка». 9.Побуждать детей к проявлению инициативы и преодолению застенчивости. |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | «Сказка к нам пришла» (представление для малышей) «Кузьминки – об осени поминки» «Добро делать спешить надобно» «Матушка родимая» (развлечение с мамами) | 1.Познакомить детей с календарным праздником Кузьминки и традициями этого праздника. 2.Познакомить детей с предметами быта: скамейка – сундучок, люлька – качалка, веретено. 3.Развивать артистические навыки. 4.Учить голосом передавать мелодичность колыбельных песен, побуждать эмоционально передавать характер песен. 5. Учить анализировать поступки человека и высказывать свое мнение. 6.Знакомить детей с произведениями устного народного творчества, раскрывающего доброе отношение друг к другу, взаимопонимание и формирование толерантного отношения к окружающим. 7.Развивать умение действовать сообща, согласовывать свои действия с действиями других |
декабрь | 1. 2. 3. 4. | «Здравствуй, зимушка – зима» «Ходит сон по лавочке» (посиделки с мамами) «Зимняя карусель» «Новый год у ворот» | 1.Познакомить детей с традициями русского народа – посиделками. 2.Украшение элемента русского костюма (кокошника). 3.Пополнить репертуар произведениями танцевально-игрового и детского фольклора. 4.Создать положительную атмосферу на празднике для обогащения эмоциональной сферы ребенка. |
январь | 1. 2. 3. | «На пороге коляда» «Святки» (развлечение) «Праздник валенка» | 1.Познакомить детей с традициями русского народа – Рождеством. 2.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.) 3.Учить петь песни-колядки. 4.Привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов и оформления зала к празднику. 5. Развивать в детях личностное качество - гостеприимство (хозяина и хозяйки). 6.Побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске, применяя знакомые танцевальные движения. |
февраль | 1. 2. 3. 4. | «Веселые частушки» «Богатыри» (развлечение с папами) «Смех и веселье» «Блины русские» | 1. Пополнить песенный репертуар частушками. Уметь передавать их веселый характер. 2.Учить правильному певческому дыханию. 3.Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни. 4.Воспитывать в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей. 5.Развивать речь детей в чистоговорках и скороговорках. 6.Познакомить детей с персонажами народных праздников – скоморохами. 7.Развивать координацию рук и ног в танце, учить выполнять движение «Стенка на стенку». |
март | 1. 2. 3. 4. | «Гостьюшка годовая» «Семья в куче – не страшна и туча» «Василиса краса» «Прялица» | 1.Познакомить детей с традициями русского народа – Масленица, масленичная неделя. 2.Развивать чувство взаимопомощи, товарищества в играх, забавах. 3.Учить координировать произношение текста с движением в танцах, играх, песнях-инсценировках. 4.Воспитывать чувство уважения к маме, бабушке, девочке. 5.Познакомить с героиней русских сказок – Василисой. Учить плести косу. 6.Продолжать знакомить с предметами быта: прялка, коромысло, пяльца. 7.Обучать детей двигаться противоходом, выполнять хороводный шаг. |
апрель | 1. 2. 3. 4. | «Чудеса – кудеса» «Птицы летите – весну несите» «Сороки» «Пасхальное яичко» (сказка для малышей) | 1.Познакомить детей с традициями русского народа – весенние земельные работы, земледельческим календарем и праздником - Сороки. 2. Пополнять репертуар детей песенками-закличками. 3.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими. 4. Познакомить детей с празднованием Пасхи. 5.Побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации. |
май | 1. 2. 3. 4. | «Весну привечаем – игры затеваем» «Дорога не ешка, дорога потешка» «Русская песня» «Встреча у околицы» (концерт для родителей) | 1.Закреплять у детей знания устного фольклора. 2.Закреплять артистические навыки детей в выступлении. 3.Воспитывать в детях бережное отношение к природе. 4.Закрепить полученные коммуникативные навыки в играх. |
Перспективное планирование
месяц | № занятия | Тема | Задачи |
сентябрь | 1. 2. 3. 4. | «Труд и наука – брат и сестра» «Жихарка»-инсценировка для детей средней группы «У наших ворот всегда хоровод» «Листопадничек»-интегрир. занятие | 1.Закреплять знания детей о календарных осенних праздниках, их традициях и обрядах. 2.Учить выполнять новое хороводное движение «капуста». Выразительно передавать движение в танце. 3. Познакомить с новыми пословицами и поговорками о труде, побуждать детей осознанно использовать их в повседневной жизни. 4. Продолжать учить аккуратно, работать с природным материалом, проявлять фантазию и самостоятельность. |
октябрь | 1. 2. 3. 4. | «Осенние посиделки» развлечение «Покров» «Как у нашей Дуни» «Октябрь – свадебник» | 1. Учить понимать смысл праздников и их обрядов. 2.Обогащать словарный запас детей старинными словами: молодец, девица, терем, светлица, горница. 3.Создавать и украшать народный костюм совместно с мамами. 4.Знакомить детей со свадебными и поцелуйными играми. 5. Развивать речевую и эмоциональную сферу ребенка, исполняя частушки, потешки. 6.Знакомить детей с новым видом театра – «Люди – куклы». Учить кукловождению. |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | «Сказка к нам пришла»-представление для средней группы. «Кузьма - Демьян» Варежковый театр-занятие с мамами «Матушка родимая»-развлечение с мамами | 1.Закрепить знания детей о трудовых и игровых хороводах. Эмоционально передавать их переживания. 2.Учить детей выполнять танцевальное движение «дробь», исполнять элемент русского хоровода «капуста». 3.Познакомить детей с предметами быта, которые использовались в качестве музыкальных инструментов: деревянные ложка, пила, гребень, рубель. 4.Привлекать детей к совместной трудовой деятельности с мамами для создания варежкового театра. 5. Учить детей правилам этикета |
декабрь | 1. 2. 3. 4. | «Зимушка – сударушка» «Шуба да кафтан» «Спиридон - Солнцеворот»-театр бибабо для средней группы. «Новый год у ворот»-праздник | 1. Обогащать словарный запас детей старинными словами: кафтан, Спиридон, солнцеворот и т.д.. 2.Совершенствовать навыки кукловождения театра би-ба-бо. Развивать интонационную выразительность речи в театрализации. 3.Пополнить песенный репертуар произведениями о зиме. 4.Изготовить елочные игрушки для малышей. 5. Создать атмосферу радости и веселья на празднике. |
январь | 1. 2. 3. | «На пороге - коляда» «Страшные вечера»- развлечение «Праздник валенка» | 1.Дать более углубленное представление о празднике – зимние Святки. 2.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.) 3.Познакомить детей с обрядом – колядование, инсценировать песни - колядки. 4.Развивать воображение и фантазию детей при изготовлении масок. 5. Поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав. 6.Укреплять семейные связи в конкурсе на лучшее украшение валенка. 7. Побуждать детей к импровизации в свободном танце, используя знакомые движения. |
февраль | 1. 2. 3. 4. | «В гостях у домового» «Игры молодецкие»- с папами. «Без песен мир тесен» «Ждём весну» | 1. Продолжать знакомить детей с героями народного эпоса. 2. Воспитывать нравственные качества у детей, поддерживать интерес к здоровому образу жизни на примерах былинных богатырей. 3. Расширять песенный репертуар, проявлять творческие способности в инсценировке. 4. Учить правильному певческому дыханию и обращать внимание на четкую артикуляцию в пении. 5.Разучить с детьми игровое движение – «ручеек». 6.Закрепить знания детей фольклорного материала о весне. |
март | 1. 2. 3. 4. | «Как на масленой неделе» «Марья - искусница»- занятие с мамами «Сорок птах» «Птицы летите, весну несите» | 1.Расширить знания детей о празднике – Масленица и проведении масленичной недели. 2. Познакомить с героиней русских народных сказок – Марьей – искусницей, украшать с ней рушник. 3. Разучить танец «Вологодские кружева», совершенствовать умение двигаться хороводным шагом, выполнять перестроения. 4. Учить детей чередовать различные приемы игры на деревянных ложках. 5.Обращать внимание детей на взаимосвязь природных явлений. 6.Познакомить детей с обрядом «Сороков». |
апрель | 1. 2. 3. 4. | «Дуйте в дудки…» «Красна речь поговоркою» «Верба - вербочка» «Пасхальный перезвон» | 1.Познакомить детей с праздниками– Вербное воскресенье и Пасха. 2. Разучить обрядовые игры. 3.Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах и о весне. 4. Привлечь пап к изготовлению скворечников совместно с детьми. 5.Закреплять навыки работы с тестом. 6. Развивать воображение и фантазию детей при украшении пасхальных яиц. |
май | 1. 2. | «Весну привечаем – игры затеваем» «Приходите в гости к нам»- концерт для детей и взрослых | 1.Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах. 2.Побуждать детей свободно использовать устный и музыкальный фольклорный материал. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- БардинаП.Е Жили - были. - Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.
- Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
- Буренина А.И.. “Ритмическая мозаика” (Программа по ритмической пластике для детей).
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции 20.07.2004 года).
- Зарецкая Н.В., Роот З.Я. “Танцы в детском саду.”
- Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.
- Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
- Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.
- Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
- Медведева М.. “А мы просо сеяли”.
- Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
- Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - М, 2006.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
- Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988г.- 190с.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
- Немов Р.С. Психология. – М., 1999.
- Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
- Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.
- Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
- Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
- Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.
- Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”.
- Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход - М.: ТЦ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет театрализованной деятельности "В гостях у сказки"
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравст...
Программа дополнительного образования по художественно - эстетической деятельности "Пластилиновое чудо"
Программа ДОП...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию (театрально-игровая деятельность)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию (театрально-игровая деятельность)...