Организация прогулок в ДОУ
консультация

Азина Юлия Валентиновна

День,проведенный ребенком без прогулки потерян для  его здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_konsultatsiya_2.docx21.45 КБ
Файл progulki_konsultatsiya_2.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель Азина Ю.В.

 Консультация для педагогов «Организация прогулок в ДОО»

Г.Н. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки потерян для его здоровья».

Прогулка –является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа. 

Цель – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

     - оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях

     -  способствовать повышению уровня физической подготовленности детей

   дошкольного возраста

     - оптимизировать двигательную активность детей

      - способствовать познавательному, речевому, художественно – эстетическому, социально – коммуникативному развитию детей.

Виды прогулки:

  - на участке

       -пешеходные прогулки за пределы участка (старший дошкольный возраст

       - в функциональных помещениях детского сада

Виды прогулок по содержанию:

   -  Традиционная;

   -  Тематическая;

   - Целевая (с выходом за пределы детского сада: к перекрестку, к определенному объекту).

    - Экскурсия

    -  Поход (с детьми старшего дошкольного возраста).

В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности.

 Структурными компонентами прогулки являются:

     - Наблюдение

          - Подвижные игры

          - Индивидуальная работа по физическому воспитанию воспитанников

          - Элементарный бытовой труд

          - Самостоятельная деятельность детей.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение 

Большое место на прогулке отводится наблюдениям. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. 

Наблюдать можно:

-за живой природой

-за неживой природой

-за трудом взрослых

-за различными объектами

Наблюдение должно быть не растянутым по времени, интересным, каждый раз предлагается новый объект.  

При планировании наблюдений воспитатель продумывает:

   -оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей

-приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановку познавательной задачи, проблемную ситуацию)

-приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

Подвижные игры

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Выбор игры – зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались.

При низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

     В жаркую погоду проводятся игры с водой;

 

     Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или (в старшем дошкольном возрасте) – спортивными играми, играми с элементами соревнований.

К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, лыжах, катание на велосипедах, самокатах.

К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей;

Организацию двигательной активности воспитатель продумывает, ориентируясь на конкретные метеоусловия.

   

Организация индивидуальной работы

     

      Воспитатель осуществляет индивидуальную работу по развитию движений у детей. Например, для одних организует игры с мячом, метание в цель, для других- упражнения на равновесие, для третьих спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы и. т.д.

     С этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и оборудование.

 

Самостоятельная деятельность детей

Структурные компоненты прогулки проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе.

Организация самостоятельной двигательной активности, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды.

Воспитатель руководит самостоятельной деятельностью детей, обеспечивает им полную безопасность, учит использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществляет постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Так же он следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх

 

 

Правильно организованная прогулка вносит неоценимый вклад и в здоровье наших воспитанников.

Прогулка интересна ребенку, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью.

Литература:

  1. Теплюк С.Н. Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду «Занятия на прогулке с малышами» Мозаика Синтез Москва 2010
  2. Бабаева Т.И. Детство Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания / Т.И.Бабаева и др. – СПБ; Детство – Пресс 2011
  3. СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
  4. Уланова Л.А. Иордан С.О.  «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» «Детство-Пресс» СПБ 2007г.

 



Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель Азина Ю.В.

 Консультация для педагогов «Организация прогулок в ДОО»

Г.Н. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки потерян для его здоровья».

Прогулка –является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа. 

Цель – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

     - оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях

     -  способствовать повышению уровня физической подготовленности детей

   дошкольного возраста

     - оптимизировать двигательную активность детей

      - способствовать познавательному, речевому, художественно – эстетическому, социально – коммуникативному развитию детей.

Виды прогулки:

  - на участке

       -пешеходные прогулки за пределы участка (старший дошкольный возраст

       - в функциональных помещениях детского сада

Виды прогулок по содержанию:

   -  Традиционная;

   -  Тематическая;

   - Целевая (с выходом за пределы детского сада: к перекрестку, к определенному объекту).

    - Экскурсия

    -  Поход (с детьми старшего дошкольного возраста).

В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности.

 Структурными компонентами прогулки являются:

     - Наблюдение

          - Подвижные игры

          - Индивидуальная работа по физическому воспитанию воспитанников

          - Элементарный бытовой труд

          - Самостоятельная деятельность детей.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение 

Большое место на прогулке отводится наблюдениям. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. 

Наблюдать можно:

-за живой природой

-за неживой природой

-за трудом взрослых

-за различными объектами

Наблюдение должно быть не растянутым по времени, интересным, каждый раз предлагается новый объект.  

При планировании наблюдений воспитатель продумывает:

   -оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей

-приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановку познавательной задачи, проблемную ситуацию)

-приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

Подвижные игры

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Выбор игры – зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались.

При низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

     В жаркую погоду проводятся игры с водой;

 

     Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или (в старшем дошкольном возрасте) – спортивными играми, играми с элементами соревнований.

К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, лыжах, катание на велосипедах, самокатах.

К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей;

Организацию двигательной активности воспитатель продумывает, ориентируясь на конкретные метеоусловия.

   

Организация индивидуальной работы

     

      Воспитатель осуществляет индивидуальную работу по развитию движений у детей. Например, для одних организует игры с мячом, метание в цель, для других- упражнения на равновесие, для третьих спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы и. т.д.

     С этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и оборудование.

 

Самостоятельная деятельность детей

Структурные компоненты прогулки проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе.

Организация самостоятельной двигательной активности, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды.

Воспитатель руководит самостоятельной деятельностью детей, обеспечивает им полную безопасность, учит использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществляет постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Так же он следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх

 

 

Правильно организованная прогулка вносит неоценимый вклад и в здоровье наших воспитанников.

Прогулка интересна ребенку, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью.

Литература:

  1. Теплюк С.Н. Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду «Занятия на прогулке с малышами» Мозаика Синтез Москва 2010
  2. Бабаева Т.И. Детство Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания / Т.И.Бабаева и др. – СПБ; Детство – Пресс 2011
  3. СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
  4. Уланова Л.А. Иордан С.О.  «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» «Детство-Пресс» СПБ 2007г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация прогулок в детском саду во 2 младшей группе на тему: "Весна"

Прогулка- это один из основных режимных моментов в детском саду, которая направлена на укрепление здоровья, профилактики заболеваемости, физическое, умственное, познавательно речевое, художественно эс...

Проект по организации прогулок "Здоровейка"

Когда ребёнок заболевает, то это беда. Неокрепший организм борется с болезнью, а родители пытаются помочь: лечат у лучших врачей, дают дорогостоящие лекарства. Но существует достаточно много немедикам...

организация прогулок-походов с детьми дошкольного возраста

в данном материале представлен буклет для воспитателей детских садов с кратким описанием методики организации прогулок-походов с детьми дошкольного возраста...

Организация прогулок со старшими дошкольниками в теплое время года

- Требования к организации прогулки для детей 5 - 7 лет- Игровая деятельность во время прогулки- Игры - упражнения для гиперактивных детей...

Рекомендации по организации прогулок в ДОУ

Конспекты прогулок с художественным словом и методическими рекомендациями для педагогов...

"Организация прогулок в ДОУ"

Учебно-методическое пособие для воспитателей "Организация прогулок в ДОУ"...