Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС
статья
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad3_simonenko_e_a.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Симоненко Е.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад №85 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС (из опыта работы)
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Одной из главных задач ФГОС ДО, является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками.
Один из способов развития интеллекта - использование развивающих игр.
В младшем дошкольном возрасте используются игры на сенсорное развитие, на развитие мелкой моторики: Игры Монтессори (Рамки и вкладыши), "Почини коврик", "Блоки Дьенеша", "Помоги бабочке найти цветочек"
В среднем дошкольном возрасте игры усложняются, к сенсорным эталонам добавляются игры на развитие целостного восприятия, развитие способностей к анализу и синтезу:
"Сложи узор" (кубики Никитина), "Блоки Дьенеша", " Цветные Палочки Кюизенера", "Танграмм"
В старшем дошкольном возрасте используются игры на развитие самостоятельности и инициативности, развитие творческих способностей:
"Волшебный квадрат" Воскобовича, "Игровизор", "Сложи квадрат", "Сложи круг",
"Геоконт", "Танграмм", " Цветные Палочки Кюизенера", "Соты Кайе", "Блоки Дьенеша"
Организуя работу по развитию познавательной активности с помощью развивающих игр в соответствии с ФГОС ДО учитывается принцип интеграции образовательных областей. Образовательная область "Познавательное развитие" является стержнем в развивающих играх и интегрируется с другими ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное", "Художественно-эстетическое" развитие.
Условия для развития интеллекта:
• Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
• Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
• Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.
Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:
1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещение с детьми цирка, кукольного театра, музеев, стадиона, рыбалки, гостей;
6. Расширение круга общения детей;
7. Общение с малышом на равных, как с взрослым человеком;
8. Соблюдение следующих условий: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
9. Поддержка и привитие малышу любви к чтению;
Развитие интеллектуальных способностей ребенка должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования
Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования...
"Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДОУ"
Цель: Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников.Задачи:- интегрировать в соответствии с ФГОС познавательное развитие в остальные образовательные области;-фор...
Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС"
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осущес...
Речевое развитие детей; аспект требований ФГОС
Речевое развитие детей; аспект требований ФГОССформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и всту...
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО
Современный ребёнок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить де...
Музыкальное воспитание дошкольников: аспекты требований ФГОС
С введением Федерального государственного образовательного стандарта происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования....
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС.
Проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать c самого рождения. Эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленны...