Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС
статья

Симоненко Елена Александровна

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. 

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad3_simonenko_e_a.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Симоненко Е.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №85 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС                          (из опыта работы)

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Одной из главных задач ФГОС ДО, является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками.

Один из способов развития интеллекта - использование развивающих игр.

В младшем  дошкольном возрасте используются игры  на сенсорное развитие,  на развитие мелкой моторики:                                                                                                     Игры Монтессори (Рамки и вкладыши), "Почини коврик", "Блоки Дьенеша", "Помоги бабочке найти цветочек"

В среднем дошкольном возрасте игры усложняются,  к сенсорным эталонам добавляются  игры на развитие целостного восприятия, развитие способностей  к анализу и синтезу:

"Сложи узор" (кубики Никитина),  "Блоки Дьенеша", " Цветные Палочки Кюизенера", "Танграмм"

В старшем дошкольном возрасте используются игры на развитие самостоятельности и инициативности, развитие творческих способностей:

"Волшебный квадрат" Воскобовича, "Игровизор", "Сложи квадрат",  "Сложи круг",

"Геоконт", "Танграмм",  " Цветные Палочки Кюизенера", "Соты Кайе",  "Блоки Дьенеша"

Организуя работу по развитию познавательной активности с помощью развивающих игр в соответствии с ФГОС ДО  учитывается  принцип интеграции образовательных областей.  Образовательная область  "Познавательное развитие" является стержнем в развивающих играх и интегрируется с другими ОО:  "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное", "Художественно-эстетическое"  развитие.

Условия  для развития интеллекта:

     • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; 
     • Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер; 
     • Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

     1. Поддержка проявления любознательности ребенка; 
     2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни; 
     3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела; 
     4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг; 
     5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещение с детьми цирка, кукольного театра, музеев, стадиона, рыбалки,  гостей; 
     6. Расширение круга общения детей; 
     7. Общение с малышом на равных, как с взрослым человеком; 
     8. Соблюдение следующих условий: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье; 
     9. Поддержка и привитие малышу любви к чтению; 

Развитие интеллектуальных способностей  ребенка должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

  

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования

Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования...

"Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДОУ"

Цель: Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников.Задачи:- интегрировать в  соответствии с ФГОС познавательное развитие в остальные  образовательные области;-фор...

Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС"

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осущес...

Речевое развитие детей; аспект требований ФГОС

Речевое развитие детей; аспект требований ФГОССформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и всту...

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО

Современный ребёнок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить де...

Музыкальное воспитание дошкольников: аспекты требований ФГОС

С введением Федерального государственного образовательного стандарта происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования....

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС.

Проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать c самого рождения. Эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленны...