Музыкальное воспитание дошкольников: аспекты требований ФГОС
статья
С введением Федерального государственного образовательного стандарта происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie_doshkolnikov_v_sotvetstvii_s_trebovaniyami_fgos.doc | 36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Яновская Т.В., музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №14 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Музыкальное воспитание дошкольников: аспекты требований ФГОС
С введением Федерального государственного образовательного стандарта происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования. Давайте обратим внимание на изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании, которые появились с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Музыкальные руководители в ходе своей профессиональной деятельности обязаны:
Обеспечить равные условия и возможности для каждого ребенка в области музыкального развития, не зависимо от его пола, национальности, уровня образованности и развития;
Обладать высоким уровнем компетенций и применением их в практической деятельности;
Руководствоваться в своей деятельности Федеральными государственными требованиями к структуре программы и ее объему, к условиям ее реализации и к результатам освоения программы.
Музыкальный руководитель планирует свою деятельность на основе основной общеобразовательной программы ДОУ.
Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:
- Непосредственная образовательная деятельность (музыкальные занятия);
- Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ;
- Праздники и развлечения;
- Музыкальное образование детей в семье.
Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.
С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции, а по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя»
Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные области. Так, например, «в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере».
Таким образом, главная задача музыкального воспитания в ДОУ, звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально- художественное впечатление, каждый музыкально- художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».
И давайте помнить, что «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» (В.А. Сухомлинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Аспекты музыкального воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС"
1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения...
Музыкальное воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО.
С введением ФГОС дошкольного образования музыкальный руководитель ставит перед собой задачу: сделать музыку естественной и необходимой частью жизни детей, постоянно действующей волшебной силой, помога...
Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС"
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осущес...
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО
Современный ребёнок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить де...
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован...
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС.
Проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать c самого рождения. Эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленны...