Технология М.Ю. Новицкой
материал

Харитонова Виктория Васильевна

Технология М.Ю. Новицкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Починка

Технология М.Ю. Новицкой

Выполнила:

Харитонова В.В

 



Рабочая программа курса «Введение в народоведение» составлена на основе авторской

программы по народоведению М. Ю. Новицкой (М..Ю. Новицкая «Введение в народоведение»).

Рабочая программа предназначена для реализации духовно- нравственного направления

внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным

стандартом начального общего образования (2009г.), основной образовательной программой

начального общего образования МБОУ «Гимназия №1», рассчитана на 135 часов.

В первом классе предусмотрено 33 часа (1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекса:

- М. Ю. Новицкая, «Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. 1-2 кл.-М.:

Дрофа, 2001 г.- 208 с.

- М. Ю. Новицкая, «Введение в народоведение. Родная земля» 1-2 кл.: Учебник-тетрадь №1. Зачин

дело красит.- М.: Дрофа, 1997 г.- 40 с.

Рабочая программа имеет целью раскрытие перед детьми системы миропонимания,

выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они

хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для

любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его

взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа".

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения:

- освоение нравственных и эстетических ценностей народа;

- развитие проектных способностей детей;

- развитие аналитических способностей и воображения.

Специфика курса заключается в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить

понимать народные мировоззрение и психологию. Для этого надо понимать определённую систему

традиционных художественных средств. Она имеет единые философско-психологические

мифопоэтические истоки в глубокой древности.

Программа построена на освоении мировоззренческой проблемы «единство годового круга

жизни природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми

как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой. Дети узнают,

как представления народа о происхождении и устройстве Вселенной выявляют себя через загадки,

сюжеты и образы народных сказок; какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал

человек на протяжении своей жизни и после нее; как эти воззрения отражаются в календарных

обрядах, в символике народного костюма и жилища. Единство человека и Вселенной, микро- и

макрокосмоса, явится детям, как и их далеким предкам, в образах Мирового древа и Терема. Терем

как образ мироздания и Дом как материальная и духовная основа семьи — понятия в народном

мировоззрении взаимосвязанные. Они возникают в ходе работы по программе первого года

одновременно.

Содержание программы первого года обучения предполагает два главных направления

работы:

 освоение ритмической последовательности традиционного народного календаря как

способа взаимоотношений человека и природы; знакомство с народным календарем как с

действующей во времени моделью Вселенной. Это направление предполагает значительную

эколого-природоведческую работу, которую можно вести параллельно — в классе и вне класса.

Значительны здесь и возможности для музыкально-певческой, хореографической, театральной,

изобразительно-прикладной деятельности детей.

 освоение особого символического языка народной культуры. Знакомство с образами

народного словесного и изобразительного искусства, возникшими в результате осмысления мира

природы нашими древними предками. Выяснение глубинного смысла произведений: «прочтение»

в старинных орнаментах и изображениях рассказа об устройстве мира. Это направление

предполагает разнообразную изобразительно-прикладную деятельность детей.

Содержание тем учебного курса

Важнейшие понятия и категории вводного цикла

Народ; народная культура; память; рукотворные и нерукотворные виды искусства; традиция;

вариант; ритм; целое; элемент — часть; взаимоподобие Человека и Природы; начало и конец;

условность; общее, различное, особенное.

Введение в народоведение (14 ч)

Что у нас общего и чем мы различаемся?

Предварительное знакомство с теми тремя областями народной культуры, которые и станут

предметом освоения в течение четырех лет занятий по курсу «Введение в народоведение». Раздел

представляет их в обратном порядке:

1.— богатырский эпос, осмысляющий историю народа. («Могучие богатыри разных народов

мира») — с. 5;

2. — семейная культура народа («Колыбельные песни разных народов мира») — с. 6—7;

3. — загадки, приметы, заклички, рожденные народным опытом общения с природой («Природа —

сердечный друг») — с. 8—9.

Из рода в род

Просто, доступно, непринужденно рассказать о серьезных явлениях «народ» и «народная

культура», обратившись к опыту семейной жизни детей. Выявление важнейшей особенности

понятия народ. Народ — это такая общность людей, которая обладает устойчивыми

передающимися из поколения в поколение особыми чертами культуры. Показать

взаимозависимость явлений — народ и народная культура.

У Мирона детки Миронычи, у Ивана-Иванычи

Отталкиваясь от жизненного опыта ребенка, небольшого, но интересного для него, обязательно

вспоминая события собственной жизни, покажите различия и взаимосвязь форм памяти:

индивидуальной, семейно-родовой и общенародной.

Какого роду – племени?

Знакомство со способами построения своего родословия. По европейским правилам родословие

строят по мужской линии. Мужская Родословная начинается от родоначальника (первое

Поколение) и нисходит к потомкам: к сыновьям (второе поколение), внукам (третье поколение),

правнукам (четвертое поколение) и т. д. Такая родословная называется нисходящей.

Доброму - добрая память. Скоро сказка сказывается

Все многообразие народной художественной культуры можно условно разделить на две большие

области: рукотворные, материальные виды культуры и нерукотворные.

Рукотворная Культура — все вокруг нас, что создано руками люд е й из самых разных материалов:

глины, дерева, камня, тканей и т. д. Это — костюм, Жилище, утварь и многое другое.

Нерукотворная культура — все, что создано людьми при помощи слов, звуков, жестов: музыка,

песни, сказки, танцы.

По памяти что по грамоте

Важнейшие свойства народной культуры — устность (способ передачи мастерства «из уст в уста»,

«из рук в руки», от одного к другому по памяти); анонимность (отсутствие определенного автора);

коллективность (постоянное сотворчество многих людей в течение долгого времени и

соответствие произведения народным художественным вкусам и этическим представлениям);

традиционность (устойчивость при передаче из поколения в поколение); вариативность

(индивидуальные изменения в зависимости от исполнителя, обстоятельств исполнения и др.);

импровизационность (создание нового в русле устойчивой традиции).

Сей день не без завтра

Продолжить работу над формированием представления детей о соотношении устойчивого и

изменяющегося в народной культуре. Формирование представления о тех изменениях, которые

зависят от особенностей и потребностей исторического времени, когда сделана рукотворная вещь.

Живи по-старому, а говори по-новому

Закрепить представление о соотношении старого и нового в народной культуре на материале

нерукотворного произведения народного творчества; на материале считалок убедиться, что

народные произведения не имеют одного автора, что автор — анонимный и коллективный.

Копни поглубже, найдёшь погуще

Повторение на материале старинных и современных игрушек темы «Культура— историческая

память народа». Распределение конкретных игрушек в определенной градации (древние сюжеты

— новые сюжеты) в зависимости от тех следов и примет исторического времени, которые в них

отразились.

Что сторона, то и новина

Сопоставление архитектурных образов совершенно разных и по времени, и по месту культур —

древние египетские пирамиды и отстоящие от них на четыре тысячелетия произведения народного

деревянного зодчества Русского Севера. Сопоставление национального костюма и стилистики

Изображения человеческих фигур в египетском искусстве и в русских народных картинках.

С кем поведёшься, от того и наберёшься

Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах,

трудолюбии.

Человек и природа в народной культуре (19 часов)

Все мы живём на божьей росе, под красным солнышком

Выявление одинаково уважительного отношения всех народов Земли к Природе.

Перводан, другодан

Рассмотрение разных форм ритмической организации рукотворных и нерукотворных

произведений. Ритм — универсальный способ организации любых явлений природы и

человеческой деятельности.

Чудо- древо или «Вслед за солнышком живём!»

Знакомство с последовательностью образов природы и человека в круге Зодиака. Сравнение

загадок и легенды о петухе как о существе, жизнедеятельность которого зримо и убедительно

связана с ритмом Солнца.

День и ночь - сутки прочь

Работа с мерами времени: сутки, день, ночь - на основе загадок.

Древо райское

Меры времени по природным ритмам. Год. Времена года. Месяцы. Дни. Недели.

Серебряный пастух

Меры времени по луне. Лунный месяц. Сопоставление и анализ загадок разных народов мира о

Луне/месяце. Рассказ о лунном ритме.

Всему свой черёд.

Сопоставление этапов человеческой жизни (детство, зрелость, старость) с периодами в сутках

(утро, день, вечер) или временами года (весна, лето, осень)

Зачинается, починается, от начала начинается

Сопоставление дня рождения человека и «дня рождения мира». Работа с понятиями «начало» и

«конец» в круге. Новолетие — начало мира.

Где и как найти «Начало мира»?

Сопоставление древних календарей в зависимости от срока новолетий: весенний новый год,

зимний и летний новый год, осенний новый год. Разные начала года связаны с такими событиями

во взаимной «жизни» Солнца и Земли, как весеннее и осеннее равноденствия, зимний и летний

солнцевороты.

Солнце на небе, а число в календаре

Знакомство со счётом времени по старому и новому стилям (юлианский и григорианский

календари)

Учебно – тематический план

№ Тема Количество часов

1 Введение в народоведение 14 ч

2 Человек и природа в народной культуре 19 ч

33 ч

Перечень литературы и средств обучения

Учебно-методическая литература для учителя

№ Автор, год издания Названия пособий Вид пособия

1. Новицкая М. Ю., М.: «Дрофа», 2001 Введение в

народоведение.

Родная земля.

Книга для учителя 1-2

классы

2. Александрова Л. А., Москва: «Белый

город», 2003.

Народный календарь Иллюстрированный

словарь

Учебная литература для учащихся

№ Автор, год издания Названия пособий Вид пособия

1. Новицкая М. Ю., М.: «Дрофа», 1997. Введение в

народоведение.

Родная земля.

Зачин дело красит

Учебник-тетрадь №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки».

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Г. Новицкой "Вскрываются почки"...

Новицкая Екатерина Леонидовна, 2Г. №1

Интелектуальная игра для детей дошкольного возраста....

Мнемотаблица Г. Новицкая "Снежок"

Мнемотехника в работе с дошкольниками...

Технология патриотического воспитания Новицкая М.Ю.

Технология патриотического воспитания Новицкая М.Ю. АктуальностьВ последние десятилетия уделялось недостаточное внимание патриотическому воспитанию детей. И как результат этого мы видим выросшее ...

Конспект занятия по «развитию речи» в подготовительной группе (6- 7 лет) Тема: Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки»

Конспект занятия по «развитию речи» в подготовительной группе (6- 7 лет) Тема: Заучивание стихотворения Г. Новицкой«Вскрываются почки»Интеграция образовательных областей: худож...