Технология М.Ю. Новицкой
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Починка
Технология М.Ю. Новицкой
Выполнила:
Харитонова В.В
Рабочая программа курса «Введение в народоведение» составлена на основе авторской
программы по народоведению М. Ю. Новицкой (М..Ю. Новицкая «Введение в народоведение»).
Рабочая программа предназначена для реализации духовно- нравственного направления
внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (2009г.), основной образовательной программой
начального общего образования МБОУ «Гимназия №1», рассчитана на 135 часов.
В первом классе предусмотрено 33 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекса:
- М. Ю. Новицкая, «Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. 1-2 кл.-М.:
Дрофа, 2001 г.- 208 с.
- М. Ю. Новицкая, «Введение в народоведение. Родная земля» 1-2 кл.: Учебник-тетрадь №1. Зачин
дело красит.- М.: Дрофа, 1997 г.- 40 с.
Рабочая программа имеет целью раскрытие перед детьми системы миропонимания,
выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они
хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для
любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его
взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа".
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения:
- освоение нравственных и эстетических ценностей народа;
- развитие проектных способностей детей;
- развитие аналитических способностей и воображения.
Специфика курса заключается в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить
понимать народные мировоззрение и психологию. Для этого надо понимать определённую систему
традиционных художественных средств. Она имеет единые философско-психологические
мифопоэтические истоки в глубокой древности.
Программа построена на освоении мировоззренческой проблемы «единство годового круга
жизни природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми
как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой. Дети узнают,
как представления народа о происхождении и устройстве Вселенной выявляют себя через загадки,
сюжеты и образы народных сказок; какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал
человек на протяжении своей жизни и после нее; как эти воззрения отражаются в календарных
обрядах, в символике народного костюма и жилища. Единство человека и Вселенной, микро- и
макрокосмоса, явится детям, как и их далеким предкам, в образах Мирового древа и Терема. Терем
как образ мироздания и Дом как материальная и духовная основа семьи — понятия в народном
мировоззрении взаимосвязанные. Они возникают в ходе работы по программе первого года
одновременно.
Содержание программы первого года обучения предполагает два главных направления
работы:
освоение ритмической последовательности традиционного народного календаря как
способа взаимоотношений человека и природы; знакомство с народным календарем как с
действующей во времени моделью Вселенной. Это направление предполагает значительную
эколого-природоведческую работу, которую можно вести параллельно — в классе и вне класса.
Значительны здесь и возможности для музыкально-певческой, хореографической, театральной,
изобразительно-прикладной деятельности детей.
освоение особого символического языка народной культуры. Знакомство с образами
народного словесного и изобразительного искусства, возникшими в результате осмысления мира
природы нашими древними предками. Выяснение глубинного смысла произведений: «прочтение»
в старинных орнаментах и изображениях рассказа об устройстве мира. Это направление
предполагает разнообразную изобразительно-прикладную деятельность детей.
Содержание тем учебного курса
Важнейшие понятия и категории вводного цикла
Народ; народная культура; память; рукотворные и нерукотворные виды искусства; традиция;
вариант; ритм; целое; элемент — часть; взаимоподобие Человека и Природы; начало и конец;
условность; общее, различное, особенное.
Введение в народоведение (14 ч)
Что у нас общего и чем мы различаемся?
Предварительное знакомство с теми тремя областями народной культуры, которые и станут
предметом освоения в течение четырех лет занятий по курсу «Введение в народоведение». Раздел
представляет их в обратном порядке:
1.— богатырский эпос, осмысляющий историю народа. («Могучие богатыри разных народов
мира») — с. 5;
2. — семейная культура народа («Колыбельные песни разных народов мира») — с. 6—7;
3. — загадки, приметы, заклички, рожденные народным опытом общения с природой («Природа —
сердечный друг») — с. 8—9.
Из рода в род
Просто, доступно, непринужденно рассказать о серьезных явлениях «народ» и «народная
культура», обратившись к опыту семейной жизни детей. Выявление важнейшей особенности
понятия народ. Народ — это такая общность людей, которая обладает устойчивыми
передающимися из поколения в поколение особыми чертами культуры. Показать
взаимозависимость явлений — народ и народная культура.
У Мирона детки Миронычи, у Ивана-Иванычи
Отталкиваясь от жизненного опыта ребенка, небольшого, но интересного для него, обязательно
вспоминая события собственной жизни, покажите различия и взаимосвязь форм памяти:
индивидуальной, семейно-родовой и общенародной.
Какого роду – племени?
Знакомство со способами построения своего родословия. По европейским правилам родословие
строят по мужской линии. Мужская Родословная начинается от родоначальника (первое
Поколение) и нисходит к потомкам: к сыновьям (второе поколение), внукам (третье поколение),
правнукам (четвертое поколение) и т. д. Такая родословная называется нисходящей.
Доброму - добрая память. Скоро сказка сказывается
Все многообразие народной художественной культуры можно условно разделить на две большие
области: рукотворные, материальные виды культуры и нерукотворные.
Рукотворная Культура — все вокруг нас, что создано руками люд е й из самых разных материалов:
глины, дерева, камня, тканей и т. д. Это — костюм, Жилище, утварь и многое другое.
Нерукотворная культура — все, что создано людьми при помощи слов, звуков, жестов: музыка,
песни, сказки, танцы.
По памяти что по грамоте
Важнейшие свойства народной культуры — устность (способ передачи мастерства «из уст в уста»,
«из рук в руки», от одного к другому по памяти); анонимность (отсутствие определенного автора);
коллективность (постоянное сотворчество многих людей в течение долгого времени и
соответствие произведения народным художественным вкусам и этическим представлениям);
традиционность (устойчивость при передаче из поколения в поколение); вариативность
(индивидуальные изменения в зависимости от исполнителя, обстоятельств исполнения и др.);
импровизационность (создание нового в русле устойчивой традиции).
Сей день не без завтра
Продолжить работу над формированием представления детей о соотношении устойчивого и
изменяющегося в народной культуре. Формирование представления о тех изменениях, которые
зависят от особенностей и потребностей исторического времени, когда сделана рукотворная вещь.
Живи по-старому, а говори по-новому
Закрепить представление о соотношении старого и нового в народной культуре на материале
нерукотворного произведения народного творчества; на материале считалок убедиться, что
народные произведения не имеют одного автора, что автор — анонимный и коллективный.
Копни поглубже, найдёшь погуще
Повторение на материале старинных и современных игрушек темы «Культура— историческая
память народа». Распределение конкретных игрушек в определенной градации (древние сюжеты
— новые сюжеты) в зависимости от тех следов и примет исторического времени, которые в них
отразились.
Что сторона, то и новина
Сопоставление архитектурных образов совершенно разных и по времени, и по месту культур —
древние египетские пирамиды и отстоящие от них на четыре тысячелетия произведения народного
деревянного зодчества Русского Севера. Сопоставление национального костюма и стилистики
Изображения человеческих фигур в египетском искусстве и в русских народных картинках.
С кем поведёшься, от того и наберёшься
Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах,
трудолюбии.
Человек и природа в народной культуре (19 часов)
Все мы живём на божьей росе, под красным солнышком
Выявление одинаково уважительного отношения всех народов Земли к Природе.
Перводан, другодан
Рассмотрение разных форм ритмической организации рукотворных и нерукотворных
произведений. Ритм — универсальный способ организации любых явлений природы и
человеческой деятельности.
Чудо- древо или «Вслед за солнышком живём!»
Знакомство с последовательностью образов природы и человека в круге Зодиака. Сравнение
загадок и легенды о петухе как о существе, жизнедеятельность которого зримо и убедительно
связана с ритмом Солнца.
День и ночь - сутки прочь
Работа с мерами времени: сутки, день, ночь - на основе загадок.
Древо райское
Меры времени по природным ритмам. Год. Времена года. Месяцы. Дни. Недели.
Серебряный пастух
Меры времени по луне. Лунный месяц. Сопоставление и анализ загадок разных народов мира о
Луне/месяце. Рассказ о лунном ритме.
Всему свой черёд.
Сопоставление этапов человеческой жизни (детство, зрелость, старость) с периодами в сутках
(утро, день, вечер) или временами года (весна, лето, осень)
Зачинается, починается, от начала начинается
Сопоставление дня рождения человека и «дня рождения мира». Работа с понятиями «начало» и
«конец» в круге. Новолетие — начало мира.
Где и как найти «Начало мира»?
Сопоставление древних календарей в зависимости от срока новолетий: весенний новый год,
зимний и летний новый год, осенний новый год. Разные начала года связаны с такими событиями
во взаимной «жизни» Солнца и Земли, как весеннее и осеннее равноденствия, зимний и летний
солнцевороты.
Солнце на небе, а число в календаре
Знакомство со счётом времени по старому и новому стилям (юлианский и григорианский
календари)
Учебно – тематический план
№ Тема Количество часов
1 Введение в народоведение 14 ч
2 Человек и природа в народной культуре 19 ч
33 ч
Перечень литературы и средств обучения
Учебно-методическая литература для учителя
№ Автор, год издания Названия пособий Вид пособия
1. Новицкая М. Ю., М.: «Дрофа», 2001 Введение в
народоведение.
Родная земля.
Книга для учителя 1-2
классы
2. Александрова Л. А., Москва: «Белый
город», 2003.
Народный календарь Иллюстрированный
словарь
Учебная литература для учащихся
№ Автор, год издания Названия пособий Вид пособия
1. Новицкая М. Ю., М.: «Дрофа», 1997. Введение в
народоведение.
Родная земля.
Зачин дело красит
Учебник-тетрадь №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД "Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки».
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Г. Новицкой "Вскрываются почки"...
Новицкая Екатерина Леонидовна, 2Г. №1
Интелектуальная игра для детей дошкольного возраста....
Новицкая Екатерина Леонидовна 2Г. Дидактическая игра
Дидактическая игра...
Мнемотаблица Г. Новицкая "Снежок"
Мнемотехника в работе с дошкольниками...
План образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Заучивание отрывка из стихотворения М. Новицкой «Кораблик»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22836436","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Технология патриотического воспитания Новицкая М.Ю.
Технология патриотического воспитания Новицкая М.Ю. АктуальностьВ последние десятилетия уделялось недостаточное внимание патриотическому воспитанию детей. И как результат этого мы видим выросшее ...
Конспект занятия по «развитию речи» в подготовительной группе (6- 7 лет) Тема: Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки»
Конспект занятия по «развитию речи» в подготовительной группе (6- 7 лет) Тема: Заучивание стихотворения Г. Новицкой«Вскрываются почки»Интеграция образовательных областей: худож...