Родная старина
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Починка
Консультация на тему «Родная старина»
Выполнила:
Харитонова В.В
Месяц | Название темы | Задачи | Методические приёмы | Материал |
Сентябрь | Русская каша – матушка наша. | Формировать представления детей о правилах здорового питания, о полезном продукте – каше. Пробудить интерес детей к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем. Сформировать представления о связи рациона питания и образа жизни наших предков. Обогатить практический опыт детей в приготовлении каши. Воспитать у детей потребность вести здоровый образ жизни.
| Рассматривание разных круп, колосьев (по возможности), сравнение, опытническая деятельность. Д/И «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», практическое упражнение «Золушка». Деятельность совместно с родителями по приготовлению каши дома. Создание коллекции круп (панно из круп). Заучивание пословиц и поговорок, чтение художественной литературы. | Печатный материал, рассказывающий об истории появления каши в жизни человека. Анкетирование детей и взрослых. Набор различных круп, материалы и инструменты для экспериментирования. Презентация для детей «Каша – матушка наша» |
Октябрь | На чём люди ездили? | Обобщать и расширять знания детей об истории появления и развития транспорта, о необходимости с его возникновением создания правил дорожного движения. Развивать у детей ретроспективный взгляд, как средство восприятия и познания окружающего предметного мира. | Дидактическая игра «Эволюция транспорта», Загадки о разных видах транспорта. Чтение худ. литературы познавательного характера. «Транспорт будущего» - совместное творчество детей и родителей (рисунки, поделки, описание). | Игры "Найди пару", "Что лишнее?", «Кому что нужно для работы», «Что сначала, что потом», литература для детей. |
Ноябрь | Моя семья | Формировать у детей культуру взаимоотношений с близкими людьми: быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми, делать это сердечно, от души. Формировать положительное отношение к своему имени, знать, что оно обозначает. Побуждать детей к проявлению интереса к тому, что делают родители на работе. | Рассказ воспитателя «Что означают наши имена», Словесные игры «Назови ласково», «Волшебные слова», «Комплименты», «Давайте познакомимся», выпуск газеты «Мама и папа на работе» | Информационный материал о значении имён. Пословицы и поговорки о семье. Семейные фотографии. Д/игры и пособия на тему «Семья» |
Декабрь | Новогодняя открытка | Познакомить детей с историей открытки. Развивать познавательную активность дошкольников, интерес и любовь к ручному труду. Воспитывать коммуникативные навыки, уважительное отношение к традициям страны. Повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ
| Рассматривание старых и новых новогодних открыток, сравнение, обсуждение. Создание альбома-коллекции «Новогодние открытки наших бабушек». Изготовление новогодних открыток (самостоятельно и совместно с родителями), организация выставки «Наши открытки» | Информационный материал об истории открытки. Новогодние открытки (старые и новые). Материалы для изготовления открыток. |
Январь | Коляда-коляда, отворяй ворота! | Познакомить детей с историей праздника «Коляда» Знакомить детей с обрядовыми песенками, потешками, играми. Развивать эмоциональное, творческое и образное восприятие, используя русский народный фольклор. Воспитывать чувство уважения к русской национальной культуре, самобытности ее обычаев и традиций.
| Рассказ воспитателя о рождественских праздниках, о традиции колядования. Чтение и заучивание стихов, потешек, небывальщин, закличек. Разучивание колядок. Изготовление обрядовых костюмов: сарафаны, кокошники, пояса, народные шумовые инструменты с помощью родителей. Пение колядок в детском саду для детей и взрослых. | Информационный материал для детей и родителей. Подборка закличек, потешек, стихов, колядок. Иллюстративный материал (по возможности – презентация для детей). Материалы для изготовления обрядовых костюмов. |
Февраль | Русские богатыри | Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям; Познакомить с названиями элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук) ; Развивать познавательную и творческую активность детей, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания. Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков.
| Чтение познавательной литературы о русских воинах – защитниках земли русской. Рассматривание репродукции картины «Богатыри» В. Васнецова, обсуждение. Чтение былины «Илья Муромец». Слушание пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Просмотр отрывка мультфильмов «Илья Муромец и соловей разбойник» (1978г, Союзмультфильм), «Алеша Попович и Тугарин Змей». Раскрашивание готовых печатных форм «Богатырь» в подарок папам, дедушкам и детям младшей группы. Лепка из пластилина «Кольчуга». | Иллюстративный материал, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри». Мультфильм «Алёша Попович…» Художественная литература – былины. Готовые печатные формы, раскрашки. Д/и «Назови богатырские доспехи», |
Март | Русские красавицы | Формировать представления детей о русском народном женском костюме, воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, уважение к традициям и обычаям русского народа, воспитывать любовь к народному искусству. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. | Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций. Знакомство с портретной живописью (репродукции). Разучивание русской народной песни «Во кузнице». Д/Игры «Выложи узор», «И в мир, и в пир» Роспись готовых печатных форм. (сарафан, фартук, рубашка, платок, кокошник). Просмотр презентации «Русский народный костюм». | Иллюстрированные книги русских народных сказок; набор репродукций женских портретов (в русском народном костюме); д/и «Выложи узор», «И в мир, и в пир»; готовые печатные формы (сарафан, фартук, рубашка, платок, кокошник). Презентация «Русский народный костюм».
|
Апрель | Как человек космос покорял | Расширять представления детей о космосе, космических объектах. Познакомить детей представлениями людей о космосе в старину, с историей покорения космоса человеком. Развивать познавательные способности детей, творческое воображение, творческое мышление. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Развивать коммуникативные навыки. | Чтение познавательной литературы об истории освоения космоса человеком. Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина). Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?» Опыт с электрической лампочкой. Опыт с лучом света. Конкурс совместной поделки детей и родителей «Самый необычный космический корабль»». Просмотр презентации. Художественное творчество «Инопланетяне», Д/И, выкладывание созвездий из мозаики. | Художественная и познавательная литератур, загадки о космосе и космических объектах. Презентация для детей «Как человек космос осваивал». Автор Гребнева Т.В. (интернет). Оборудование для опытнической деятельности. Дидактическая игра «Что ближе, что дальше?» (Цель – определять расстояние между планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки) |
Май | Русская матрёшка | Расширить представление детей об истории матрёшки как народном промысле. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи. Познакомить детей с тем как рождается матрёшка и как её расписывают. Научиться расписывать матрёшку. Формировать умения разрабатывать собственные образцы росписи. Формировать бережное отношение детей к предметам русского фольклора | Рассматривание иллюстраций и игрушки матрёшки. Дидактические игры. Роспись готовых печатных форм, раскрасок для украшения веранды к лету и в подарок детям младшей группы. Роспись деревянных заготовок. Выставка «Ах, Матрёшка хороша!». Выставка «Моя матрёшечка» (с помощью родителей).
| Художественная и познавательная литература о матрёшке, стихи, загадки. Дидактические игры «Собери матрёшку» «Узнай, из какого города матрёшка» «Угадай, какая матрёшка лишняя» Печатные заготовки «матрёшки», книги-раскраски. Деревянные заготовки для росписи.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие «Традиции родной старины»
Возраст: младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет).Цель пособия: сформировать первоначальные знания о предметах быта, о сезонных праздниках и традициях русского народа.Задачи пособия:дать понятие...
Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие «Традиции родной старины»
Возраст: младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет).Цель пособия: сформировать первоначальные знания о предметах быта, о сезонных праздниках и традициях русского народа.Задачи пособия:дать понятие...
Интерактивная дидактическая игра "Традиции родной старины"
Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию проектной деятельности в ДОУ и использование интерактивных пособий...
Методы, средства, приемы и условия формирования представлений об исторических личностях, знаковых событиях, историческом времени и пространстве мира, страны, родного края («древность-старина - наше время», последовательность «сначала-потом») у старших дош
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение «Детский сад «Семицветик». Методы, средства, приемы и услов...
Детско - родительский проект "Улочки старинные - улочки родные"
Знакомство с родным городом, его достопримечательностями, памятниками архитектуры, улицами, на которых живут дети, имеет большое значение для познавательного и нравственного развития дошкольников.На д...
Экскурсия «Как жили в старину», посвященная истории родного города
Программные задачи:развивать потребности в сохранении и укреплении здоровья;формировать представления о том, как жили на Руси в старину наши предки;дать представления о традиционной русской пище...
Родной обычай старины
Родной обычай старины:На волю птичку выпускаюПри светлом празднике весны.А.С. ПушкинВоспитанники группы "Теремок" продолжают знакомиться с народными традициями и обычаями. В годовом круге пр...