ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ
консультация

Доклад на тему "Отношение младших школьников в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnosheniya_mladshih_shkolnikov_v_seme.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

«ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ»

           Развитие младшего школьника зависит от многих факторов, самым важным из которых является семья. Семья – это базовая ячейка общества, особого рода коллектив, играющий важнейшую роль в жизни человека, в большей степени – в жизни ребенка. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствуют развитию ребенка младшего школьного возраста.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Существенный интерес у специалистов приобретает характер семейного воспитания. Здесь речь идет о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями ребенку; в какой мере их отношение нацелено на удовлетворение значимых для ребенка потребностей.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

     Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально-дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

           Одним из факторов, определяющих особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, его приоритетность по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), является глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, его индивидуально - эмоциональная направленность. (С.А.Козлова, А.Н.Леонтьев, Т.А.Маркова, А.В. Петровский и др.).

           В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

          Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

           Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

            Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

              Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

               В дошкольном детстве ребенок в силу своей изначальной зависимости не противостоит взрослому, а, прежде всего, учится приспосабливаться к нему как к естественному условию существования. Когда же ребенок начинает заявлять о своей "самостоятельности»,  взрослые, естественно, перестраиваются и поднимают стиль общения с ребенком к взрослой манере.

             В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы.

            В литературе, посвящённой данной теме, мы встречаем три стиля семейного воспитания:

  • демократический;
  • авторитарный;
  • попустительский.

Однако в реальной практике крайне редко встречаются стили воспитания в чистом виде. Поэтому существуют промежуточные стили, наиболее часто встречающиеся в действительности.

В семьях зачастую наблюдаются смешанные стили воспитания. Например, отец придерживается авторитарных принципов воспитания, а мать, обладая мягким характером, относится к ребёнку более снисходительно. Либо отец не вмешивается в процесс воспитания, не вникает в проблемы ребёнка, держится как бы на расстоянии, а мать держит всё в своих руках. Такой стиль воспитания можно назвать авторитарно-попустительский.
Имеют место ситуации, когда в расширенных семьях старшее поколение (бабушка и дедушка) всячески балуют ребёнка, а родители стараются воспитывать ребёнка в демократическом стиле, разумно согласуя поощрение и наказания. Такой смешанный стиль можно условно назвать демократично-попустительский.

        Стиль семейного воспитания, в котором сочетаются авторитаризм одного родителя и демократизм другого, обозначим как авторитарно-демократический. Таким образом, психологи расширяют известные понятия для получения наиболее реальной картины.
Рассмотрим характеристики других стилей семейного воспитания:
            При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. ( Стиль «согласия».) Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем чётко и рационально:

- родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение ребёнком;
- власть используется ими в меру необходимости;
- в ребёнке ценится не только послушание, но и самостоятельность;
- родители устанавливают правила и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;
- родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.


           Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают нежелательные результаты. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. ( Стиль «подавления».) Авторитарный стиль вызывает отчуждение детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность. При попустительском стиле воспитания ребёнок предоставляется сам себе. ( Стиль « невмешательства » ). Попустительский стиль воспитания вызывает у ребёнка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния- школы, сверстников, средств массовой информации, не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым « Я ».

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений, развитие ребёнка как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

            Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.

           Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

         После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность.

            Таким образом, для того, чтобы максимализировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

 

На ровне с вышесказанным в детские годы физическое здоровье имеет наиважнейшее значение. Именно физическая активность определяет успешность развития психической и социальной активности. Дело в том, что взрослый, потерявший физическую активность, может обладать психической и социальной активностью, противоборствуя жизненным перипетиям. Ребенок же должен быть изначально здоров. Физическая активность ребенка определит во многом его продвижение в умственном и личностном отношении. Социальная активность ребенка младшего школьного возраста зависит от ряда условий, и прежде всего от стиля общения.

            Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.

Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. – М.: Издательство «Знание», 1994.

Мухина В.С. "Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество"

Изучением проблемы семейного воспитания, занимались как отечественные, так и зарубежные учёные, педагоги. Среди них можно выделить такие имена, как Белинский В.Г., Добролюбов Н.А, Макаренко А.С, Спиваковская А.С., Джон Локк, Лесгафт П.Ф., Лангмейер Й., Матейчек З., Добсон Д., Корчак Я., Лисина М.А., Острогорский А.Н. и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От дошкольника к младшему школьнику: кризис семи лет

От дошкольника к младшему школьнику: кризис семи лет...

Межличностные отношения дошкольников и младших школьников

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом опред...

Тема: Особенностей развития устной речи младших школьников в билингвических семьях.

Двуязычие в настоящее время охватывает большое количество детей.На сегодняшний день проводятся различные исследования, связанные с изучением формирования речи у детей - билингвов (двуязычных) и моноли...

Семья как позитивный и негативный фактор развития личности младшего школьника

В статье рассматривается институт семьи как фактора развития личности дошкольника...

Сборник диагностических методик. В помощь воспитателю СРЦ по изучению межличностных отношений младших школьников, июль 2017

Данный сборник поможет не только выявить взаимоотношения между младшими школьниками, но и поможет узнать, как себя чувствует ребенок в коллективе....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Психологические особенности коррекции самооценки младшего школьника в условиях критических изменений семейных отношений

      Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отноше...