Игровая деятельность
материал

Харитонова Виктория Васильевна

Игровая деятельность Н. А. Храпуновой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Починка

Игровая деятельность Н. А. Храпуновой

                                       

Выполнила:

Харитонова В.В

 

Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника

Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в

этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта

внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в

воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и

сверстниками.

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и

не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на

себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях

воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре

наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических

процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой

задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше

сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель -

сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего

выделяется ребёнком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-

заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-

заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок

начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что

ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя

различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных

сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей

представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в

воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок

берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве

способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе

совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка,

отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает

огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Особенности ролевой игры дошкольника

Я считаю, что центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок.

При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человек ("Я-космонавт", "Я-

мама", "Я-доктор"), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на

себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме

воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то,

что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра

невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

В игре с детьми я разделяю игру на сюжет и содержание игры. Сюжет игры - это та область

действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.).

Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих

конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим.

Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых.

Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и

ограничены.

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в

человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети

воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих

ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например, в семью) может иметь совершенно разное

содержание: одна "мама" будет бить и ругать своих "детей", другая - краситься перед зеркалом и

торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвёртая - читать детям книжки и

заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что "вливается" в ребёнка из окружающей

жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со cвоей куклой (или подружкой

по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только

сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни

ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия.

В игре свобода рождает ответственность

Игра является наиболее свободной, непринуждённой, приносящей максимальное удовольствие

деятельностью дошкольника. В игре ребенок делает только то, что хочет, свободно выбирает сюжет

игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, "правильного" использования.

Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, что я вижу в ней, прежде всего

забаву, источник радости и удовольствия.

Но парадокс заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения

деятельности, казалось бы целиком находящейся во власти эмоций, ребёнок раньше всего научается

управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами, быть

серьёзным и ответственным. Как же такое становится возможным?

Для того чтобы ребёнок взял на себя роль какого-либо другого человека, необходимо выделить в этом

человеке характерные признаки, присущие только ему, правила и способ его поведения. Если я хочу,

чтобы дети брали на себя роли врачей, лётчиков или учителей, то, прежде всего побуждаю их к тому,

чтобы они выделили для себя правила и способы поведения этих персонажей.

Беря на себя роль взрослого, ребёнок тем самым берёт на себя определённый, понятный для себя

способ поведения, присущий этому взрослому.

Последовательность действий той роли, которую берёт на себя ребёнок, имеет для него как бы силу

закона, которому он должен подчинять свои действия. Всякая попытка нарушить эту

последовательность или внести элемент условности (например, сделать так, чтобы мышки ловили

кошек, или чтобы шофёр продавал билеты, а кассир вёл автобус) вызывает бурный протест детей, а

иногда даже приводит к разрушению игры. Взяв на себя роль в игре, ребёнок тем самым принимает

систему жёсткой необходимости выполнения определённых действий в определённой

последовательности. Так что свобода в игре весьма относительна - она существует только в пределах

взятой на себя роли.

Но всё дело в том, что эти ограничения ребёнок берёт на себя добровольно, по собственному желанию.

Более того, именно это подчинение принятому закону доставляет ребёнку максимальное удовольствие.

Обычно ребёнок, подчиняясь правилу, отказывается от того, что ему хочется. В игре же подчинение

правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие.

Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений,

с подчинением правилу, заключённому в роли.

Многие взрослые считают игру бессмысленной деятельностью, поскольку в ней нет цели и результата.

Но в творческой, ролевой игре дошкольника есть и цель и результат. Цель игры заключается в

осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры является то, как осуществляется эта роль.

Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры определяются тем, насколько

результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, если правила игры часто нарушаются,

вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку.

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте

Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте

она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете, содержание игры на

разных этапах дошкольного возраста совершенно различно. Сначала ребёнок ест ложкой сам. Потом

он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как ребёнка. Потом он кормит

ложкой куклу, как мама кормит ребёнка. Таким образом, именно отношение одного человека к другому

(в данном случае мамы к ребёнку) становится главным содержанием игры и задаёт смысл игровой

деятельности.

В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры

становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и

выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения

к другим участникам игры - если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб - то всё это

даётся "детям" на обед. Действия, производимые ребёнком, становятся короче, не повторяются, а одно

действие сменяется другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления

определённого отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающим из взятой на

себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или

иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров

общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: "Мамы так не делают", "Суп после

второго не подают". Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют произвольно и

осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре.

Выделенные этапы не являются прямым следствием возраста. Развитие игры зависит, прежде всего, от

условий жизни и воспитания ребёнка, а значит от нас, близких взрослых. Для того чтобы ребёнок умел

хорошо играть, и чтобы игра давала действительный развивающий эффект, необходимо учить его

играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».

Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Технология игровой деятельности(автор Н.Ф. Губанова) Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры...