Доклад Камушки Марблс как нетрадиционный прием обучения детей.
учебно-методический материал (средняя группа)

Башаева Наталия Анатольевна

Выступление на районном методическом обединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kameshki_marbls.docx181.3 КБ
Файл kamni_doklad.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №13 «Скворушка»

Доклад

Камушки Марблс как нетрадиционный прием обучения детей.

http://forkidsandmum.ru/pictures/audio_cd_covers/1015469972.jpg

воспитатель высшей категории

Башаева Наталия Анатольевна

                                               

г. Дмитров

2019г.

                «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

 Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков. Изготовление Марблс Веками Марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии.

Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Несмотря на внешнюю простоту и доступность, их можно использовать не только в области математического и познавательного развития. Марблс способствует решению целого ряда задач:

а) развивают сенсорику, обследовательские действия;

б) расширяют представления об окружающей действительности и словарный запас;

в) формируют готовность к обучению грамоте (упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы)

г) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;

д) развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;

е) развивают навыки порядкового и количественного счета;

ж) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

з) развивают чувство ритма, цвета, композиции;

и) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;

к) способствуют развитию воображения и творчества;

И главное для нас – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка.

Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.  

И это далеко не полный перечень, немаловажную роль, камешки «Марблс» играют в создании эмоционально - положительного настроения у детей и способствуют формированию мотивации к обучению.   Перед началом игр необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности: камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно; их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.

Для развития элементарных математических способностей, ребенку можно предложить:

  • Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и   продолжит ряд.

                     

             

  • Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.
  • Назвать цифры в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число.
  • Посчитать камешки используя порядковый и количественный счет.
  • Составление, выкладывание и решение математических «примеров»;        
  • Сортировка по заданному признаку;

Соотнесение камешков и групп предметов, цифр;

  • «Слепое» выкладывание и поиск предметов среди камешков Марблс;
  • Спонтанное выкладывание (высыпание) камешков с дальнейшим осознанием образов;
  • Диктовка цветом и размером;
  • Ориентировка на листе бумаги по условиям.

Для того, чтобы познавать мир, малышу необходимы новые ощущения.

Используя камешки, можно:

  • выкладывать «дорожки» для пальчиков;
  • сделать сенсорную коробку, в которой может быть, к примеру большие камни, маленькие камешки, гладкие и шершавые камни — отыскивать ручками нужные вам камешки;
  • сделать тактильный мешочек с различными предметами, среди которых необходимо найти камешки на ощупь;
  • стучать камешками по различным поверхностям — друг о друга, по дереву, пластику, металлу. Выяснить, какой звук звонче, какой ниже, какой звук выдает большой камень, а какой маленький.

Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация

     «Заполни картинку камешками» ​ 

 Предлагается картинка для заполнения камешками  

«Крестики - нолики» 

    Развивать у детей мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. 
       Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.    

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые. 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем камешки считать,

Будем камешки считать

И цвета запоминать. 

Громко четко говорим,

Говорим и не спешим,

камешки в руках сжимаем,

до пяти с тобой считаем.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторяй за мной опять.

Новые технологии изготовления Марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров. Кроме того, эффектные Марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида № 13 «Скворушка» Башаева Наталия Анатольевна воспитатель высшей квалификационной категории г . Дмитров 2019 год «Камушки Марблс как нетрадиционный прием обучения детей»

Слайд 2

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Слайд 3

И гра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков. Веками Марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии.

Слайд 4

Марблс способствует решению целого ряда задач: развивают сенсорику, обследовательские действия; расширяют представления об окружающей действительности и словарный запас; формируют готовность к обучению грамоте (упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества; развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать; развивают навыки порядкового и количественного счета; способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги; развивают чувство ритма, цвета, композиции; развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений; способствуют развитию воображения и творчества; способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка.

Слайд 5

Дидактические игры с камешками Марблс

Слайд 6

Игры для развития элементарных математических способностей Выкладывать последовательности : например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек.

Слайд 7

Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот.

Слайд 8

Назвать цифры в прямом и обрат­ном порядке, назвать предыдущее и последующее число. Посчитать камешки используя порядковый и количественный счет. Составление, выкладывание и решение математических «примеров»; Сортировка по заданному признаку;

Слайд 9

Соотнесение камешков и групп предметов, цифр; «Слепое» выкладывание и поиск предметов среди камешков Марблс; Спонтанное выкладывание (высыпание) камешков с дальнейшим осознанием образов; Диктовка цветом и размером;

Слайд 10

Ориентировка на листе бумаги по условиям.

Слайд 11

Сенсорная коробка, в которой может быть, к примеру большие камни, маленькие камешки, гладкие и шершавые камни — отыскивать ручками нужные вам камешки; Тактильный мешочек с различными предметами, среди которых необходимо найти камешки на ощупь;

Слайд 12

Использование камушков Марблс при изучении лексических тем. Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация .

Слайд 13

«Заполни картинку камешками» Предлагается картинка для заполнения камешками

Слайд 14

« Крестики - нолики » Развивать у детей мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.

Слайд 15

Использование в работе с детьми камешков Марлс развивает фантазию и творчество детей

Слайд 17

Сенсорная коробка с камешками Марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную увлекательную игру Говорим и отдыхаем, Камешки перебираем, Разные - разные: Голубые, красные, Желтые, зеленые, Легкие, тяжелые. Раз, два, три, четыре, пять, Будем камешки считать, Будем камешки считать И цвета запоминать. Громко четко говорим, Говорим и не спешим, камешки в руках сжимаем, до пяти с тобой считаем. Раз, два, три, четыре, пять, Повторяй за мной опять.

Слайд 18

Марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей раннего возраста рисованию в ДОУ» Конспект занятия на тему: «Рисуем мыльными пузырями». для детей младшей группы.

ФГОС ДО базируется на основных принципах дошкольного образования: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализаци...

Календарно-тематическое планирование "Мнемотехника, как прием обучения детей связной речи"

Планирование по саморазвитию (младшая группа)Воспитатель: Дубровина О.А.Тема:  Мнемотехника, как прием обучения детей связной речиЦель: формирование связной речи детей с помощью мнемотехники.Зада...

«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...

Дидактическая игра как прием обучения детей основном математики

Дидактическая игра как прием обучения детей основном математики...

«Камни Марблс - как нетрадиционный прием обучения в речевом развитии детей дошкольного возраста

Применение камней «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камней разного ...

Камешки «Марблс» как нетрадиционный прием обучения и развития детей раннего возраста

Обеспечение всестороннего развития и психологического благополучия детей раннего возраста через использования разноцветных камешков «Марблс»....

Камушки Марблс как нетрадиционный прием обучения детей.

Методические материалы для педагогов ДОУ....