«Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
материал

Харитонова Виктория Васильевна

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Починка

Мастер-класс на тему: «Фольклор как средство развития речи

у детей дошкольного возраста»

                                       Выполнила:

Харитонова В.В.

«Изучайте фольклор, учитесь на нем.

Без знания прошлого нет будущего»

А.М.Горький.

Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.

Актуальность:

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов! Жаль, что не все и не всегда могут обеспечить малышам необходимый уровень общения.

В ФГОС указаны целевые ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Мы решили, что использование малых средств фольклора как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.

Решение данной проблемы составляет цель проекта:

Цель: выявить оптимальные условия речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора.

Задачи:

  1. Определить основные методы использования малых форм фольклора для развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Способствовать развитию познавательной активности детей, помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;
  3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Для этого в своей работе используем преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклором, чтением сказок, загадывания загадок, исполнение песен, закличек, потешек и т.д.

На начальном этапе был подобран УМК: методическая литература, в группе созданы фольклорный уголок, книжный, уголок ряженья, театрально-музыкальный, уголок творчества.

Подбор дидактических материалов, картотеки потешек, хороводов, народных песен, загадок, наглядный материал для активизации речевого общения детей, побуждающий ребят к общению между собой, исполнению песен, рассказыванию сказок. В группе имеются разнообразные виды театра (пальчиковый, настольный, теневой).

Совместно с родителями собрали фольклорный уголок, в котором есть все необходимые предметы по ознакомлению детей с народным бытом (чугунок, самовар, половик, кружок, рушник, деревянные ложки, берестяные туески, вышитый салфетки, и др.). С родителями проводятся совместные мероприятия (праздники, викторины, консультации, беседы, круглые столы).

Пополнили книжный уголок русскими народными сказками, потешками, загадками,пословицами,поговорками,закличками.

Стараемся наполнить повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

Ребята в свободной игровой деятельности с удовольствием обыгрывают знакомые сказки, потешки при этом используют куклы БиБаБо, пальчиковый, теневой, настольный театр,играют в русские народные игры.

При проведении ООД используем игровую мотивацию, сюрпризные моменты, художественно - речевой материал, игры и упражнения: на развитие эмоциональной сферы и мелкой мускулатуры рук (картотека этих игр имеется в группе и постоянно пополняется). А так же в работе применяем информационно-коммуникативные игровые технологии.

Элементы фольклора включаем при проведение праздников и мероприятий, которые проходят в детском саду такие как: Масленица, праздник весны и т.д.

Так же используем малые жанры фольклора на прогулках, при наблюдениях за живыми объектами, природными явлениями, транспортом и т.д.

Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание, в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.

С педагогами делимся опытом (консультациями, подбором методов развития речи детей средствами фольклора). Принимаем активное участие во всероссийских и международных заочных конкурсах и вебинарах по данной теме.

Фольклорные произведения – это удивительные ожидание радости, ожидание добра …. справедливо замечает Л.Н.Павлова .

В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Знакомство с ними обогащает речь, активизирует познавательное и умственное развитие, расширяет словарный запас, развивает звукопроизношение, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.

- В одной древней китайской пословице говорится:

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,

дай сделать - и я пойму».

- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию средствами фольклора. Рассмотрим некоторые из них.

- Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной.

-Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали детьми.

А сейчас поиграем:

1. Сказки

Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти картинки?

1.«Соедини несоединимое».

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, избушка. («Заюшкина избушка»).

-Печка, яблоня, гуси. («Гуси- лебеди»).

Молодцы!

2. «Угадай-ка».

- Дети вам необходимо ответить на такие вопросы:

1) Какую песенку пел Колобок?

2)Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

3. «Определи сказку».

Например:

1)Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

2)Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

3) Красна девица грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

3.«Дополни имя»

У некоторых сказочных героев двойные имена.

Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном

герое идет речь?

Василиса - ….(Премудрая), Братец - ….(Иванушка),

Сестрица - ….(Аленушка), Кощей - ....(Бессмертный),

Иван - ….(Царевич), Елена -….(Прекрасная).

4. «Отгадай настроение сказочных героев»

Вам предлагаются схематические изображения эмоций:

(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)

На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.

Участники по очереди берут карточку.

Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.

5.«Найди пару»

Яйцо – курица, лягушка – стрела, медведь – короб….(по картинкам)

6.«Волшебный клубок»

Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу.

(волшебная палочка,сапоги-скороходы,скатерть-самобранка, ковер

самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка)

2. Потешки.

Вы знаете, что такое потешка и для чего ее сочиняли?

Это стихотворное произведение, которое сочинил народ, оно служило для поднятия настроения ребенку, оно веселило или «потешало»маленьких детей.

Дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти.

Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга.

Сегодня я хочу показать вам, как можно разнообразить и сделать более увлекательной и интересной работу по заучиванию потешек.

- Послушайте, пожалуйста, потешку:

«Сидит медведь на колоде - боты подшивает,

А заинька-работничек на дудочке играет,

А ворона-сторожена – она припевает,

А сорока-белобока сладку кашу варит,

А лисица-молодица пошла в поле жать».

Объяснение незнакомых слов: «колода» - короткое толстое бревно;

«боты» - так в старину называли ботинки;

«ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит;

«молодица» - молодая;

«жать» - срезать под корень хлебные злаки (колоски)

-О каких лесных жителях говорится в этой потешке?

(О медведе, о заиньке-работничке, о вороне-сторожене, о сороке-белобоке, о лисице-молодице)

-А чем они занимаются? (Демонстрация картинки).

(Медведь – боты подшивает, заинька-работничек на дудочке играет, ворона-сторожена – она припевает, сорока-белобока сладку кашу варит, лисица-молодица пошла в поле жать.)

-Давайте с вами выучим эту потешку.

(Повторное чтение)

Заучивание потешки с демонстрацией картинки по содержания потешки:

- шёпотом,

- в полголоса с хлопками,

- в полный голос с приплясыванием,

- расскажите ,потешку наизусть.

Молодцы!

Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности.

Предлагаю вам, ребята поиграть.

Учим умываться создавая у детей положительные эмоции:

- Мыло будет пениться, грязь куда-то денется!

- Буль-буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться!

С помощью потешек также изучаем части тела:

- Ротик мой умеет кушать,

- Нос дышать, а ушки слушать,

- Глазоньки моргать-моргать,

- Ручки – все хватать-хватать.

На улице мы с помощью потешек изучаем с детьми окружающий мир и его явления:

- Тра-та-та! Тра-та-та! Рада снегу детвора!

- Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!

- Ком на ком поставили, глазки подведём,

- Нос-морковку вставим, шапочку найдем.

- Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!

- Собирая детей на прогулку, замечая, то или другое природное явление:

- Солнышко- ведрышко

- Взойди поскорей,

- Освети, обогрей

- Телят да ягнят,

- Еще маленьких ребят!

- Во время кормления:

- Умницы, детки

- Ешьте кашку сладеньку-

- Вкусную, душистую,

- Мягкую, пушистую.

- Причесывая, девочек:

- Расти, коса до пояса.

- Не вырони ни волоса.

- Расти, косонька до пят,

- Все волосоньки в ряд.

- Расти коса не путайся,

- Маму, дочка, слушайся

Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга.

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.

3.Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки: обогащают словарь детей за счет многозначности слов; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Игра «Подбери отгадку».

Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный рисунок на слайде (по очереди команды отгадывают).

  1. Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером (ночь)

  1. Цветное коромысло

Над рекой повисло (радуга)

  1. Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)

Но мы считаем, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

4. Пословицы и поговорки.

Для отработки звуковой стороны речи детей используем задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление.

Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.

  1. Приведите примеры пословиц и поговорок, где встречается число 7.

1). Семеро одного не ждут.

2). Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3). У семи нянек дитя без глазу.

4). Один с сошкой, а семеро - с ложкой. И др.

Русский народ сложил много пословиц о дружбе. Вот одна из них.

2. Объясните мне смысл этой пословицы.

- Новых друзей наживаю, а старых не забываю.

А теперь произнесите эту пословицу хором громко,а теперь тихо,грустно,радостно. (Повторение с изменением силы голоса, с разными эмоциями.)

3. Конкурс пословиц.

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.

1. Без труда – .....(не вытащишь и рыбку из пруда).

2. Хочешь есть калачи – .....(не сиди на печи).

3.Поработал до поту – ..... (поел в охоту).

4.Хочется есть – .....(да не хочется лезть).

5. Поспешишь - .....(людей насмешишь).

4. Инсценировка пословиц.

Задание: показать мимикой и жестами то, как они понимают пословицы.

Например:

Слышали звон, да не узнали, где он.

Задрал нос, что кочергой не достанешь.

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Ни знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

5. Скороговорки.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции. Ведь ещё у детей недостаточно чётко работают органы рече-двигательного аппарата. Некоторым ребятишкам присуща излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний, другим наоборот – излишняя замедленность слов, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Например, проговаривание скороговорок в разных темпах:

медленно, быстрее, быстро.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей.

Конкурс скороговорок.

Например, попробуем выучить скороговорку:

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

Как проговаривать скороговорки с детьми?

В начале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.

Обращаем внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных.

Следующий шаг - учимся делать все то же, но в беззвучном режиме.

Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом.

Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

Скороговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи. Такие упражнения развивают у детей чувство ритма. Рифмы и ритм чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.

Молодцы!

А теперь закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми.

И в заключении хотелось бы отметить, что развитие речи дошкольников имеет важное значение.

Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, детям интересны обороты и выражения народной речи.

А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Сказки, потешки, пословицы, считалочки, загадки не только позволят нам сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным, но и помогут разбудить детскую фантазию и творческую инициативу, а так же стать прекрасным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающее самостоятельную речевую деятельность.

В процессе работы были замечены такие изменения:

— у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; придумывают загадки; инсценируют сказки.

— у родителей и педагогов также замечен повышенный интерес к использованию фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

Чтобы убедиться в эффективности работы по развитию речи дошкольников средствами фольклорных форм, на заключительном этапе проводилась диагностика (О.Ушаковой, Е.Струниной), в результате которой была выявлена положительная динамика в повышении уровня речевых умений дошкольников.

Рефлексия:

И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мне очень было приятно поделиться с вами своим опытом, надеюсь на то, что он будет полезен вам в вашей педагогической деятельности.

Творческих всем успехов!

Раздача буклетов коллегам на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Список литературы

1. Закон «Об образовании РФ»

2. Конвенция ООН о правах ребенка.

3. Федеральных государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000.

5. Занятия по развитию речи в детском саду. - Под ред. О,С. Ушаковой, - М.: Совершенство, 2001г.

6. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии . - Дошкольное воспuтание. – 2004 - № 9.

7. Зацепина М. Б., Антонова Т. В.Hародные праздники в детском саду. – М: Мозаика- Синтез, 2008.

8. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – Спб.: Детство-пресс, 1998 г.

9. Тимофеева Л. Маленькая дверь в большой мир загадок. - Дошкольное воспитание, 2007 - № 6.

10. Электронные ресурсы: «maam.ru› Детский сад…-vospitanie-v-uslovijah.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Методическая разработка на тему: "Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

            Дошкольное учреждение - это первая и главная ступень в развити детей. Именно этот возраст сензитивен к речевой способности. Поэтому основой задачей ...

Фольклор как средство развития речи у детей раннего возраста

"Фольклор как средство развития ребенка раннего возраста" «...Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что н...

«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного  народного творчества....

Фольклор, как средство развитие речи у детей раннего возраста

Фольклор — это устное народное творчество. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания н...