Наблюдения в природе
картотека (средняя группа)
Картотека наблюдений в природе с детьми средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_v_prirode_srednyaya_gruppa.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н а б л ю д е н и я в п р и р о д е о с е н ь ю
В жизни детей 5-ого года большой интерес вызывает окружающий их мир. Самые интересные впечатления дети получают при непосредственном общении с природой. В работе средней группы, по ознакомлению с природой, стоят задачи:
- Развивать у детей интерес к природе.
- Формировать конкретные представления и элементарные понятия о животных и растениях.
- Учить детей внимательно наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.
- Воспитывать любовь к природе и ее красоте.
- Приучать детей заботиться о животных, птицах, ухаживать за растениями.
Это не все задачи, которые мы решаем в детском саду, и на которые рекомендуем обратить внимание и Вам, уважаемые родители. Без Вашего участия не обойтись.
Характерные изменения в погоде: похолодание, осадки, ветер. Листопад. Отлет птиц. Созревание плодов и сбор урожая – на полях, в садах и огородах. Необходимо учить детей различать и называть некоторые осенние цветы /золотой шар, георгины, ноготки/, листья знакомых деревьев /дуб, клен, береза/, овощи и фрукты – выделять их характерные признаки и свойства /цвет, форма, вкус/. Устанавливать связь между внешними признаками овощей и фруктов и степенью их зрелости /красный помидор – спелый, зеленый помидор – неспелый/. Наблюдать сбор овощей и фруктов, уборку хлеба на полях. Воспитывать у детей способность любоваться осенней природой.
Дети средней группы с большой радостью откликаются на различные наблюдения, особенно если их проводят взрослые. Ребятам интересно все. И ежедневные наблюдения за погодой – осенью на прогулке с детьми обращайте внимание детей на то, что стало уже не так тепло, часто идут дожди, на небе тучи, люди надевают теплую одежду. Можно вспомнить какая погода была летом: стояла жара, ярко светило солнышко ... Постепенно на основе знаний, накопленных о признаках осени, дети усваивают и взаимосвязь одних явлений с другими /осенью после дождей на земле много луж, земля мокрая, на нее нельзя садиться, а надо надевать сапоги, на прогулку ходим уже не каждый день, т.к. идет дождь/.
В основном знания о неживой природе дети получают во время прогулок или на экскурсиях, через наблюдения или игры. Для закрепления увиденного можно организовать рассматривание картин об осени, чтение стихотворений, а лучше всего – проводить интересные беседы с детьми.
В начале осени желательно понаблюдать с детьми окраску листьев 2-3-х деревьев и кустарников, дать детям задание: собрать желтые и красные листья кленов, зеленые листья тополя, желтые – березы, для букетов и создания гербария. Надо сравнить их по цвету, форме и величине. Во время листопада следует обратить внимание детей; на то, что листьев на деревьях стало мало, что сухие листья падают на землю. Таким же образом можно проводить наблюдения и за овощами, фруктами, цветами.
Продолжаем знакомить детей и с пернатыми друзьями. Следует обратить внимание детей на то, что в лесу, в саду в парке стало мало птиц – многие улетели в теплые края. Но в городе остались воробьи, голуби, вороны, галки – вместе с детьми рассмотрите их, сравните по величине, окраске, повадкам. Различаем по издаваемым ими звуками /ворона каркает, воробей чирикает, голубь воркует.../
Детей следует привлекать к труду – воспитывать умение ухаживать за комнатными растениями, животными. Это развивает чувство ответственности, помогает ребятам ближе понять живую природу: ребенок может сравнить растения по величине, форме листьев, окраске, …, запоминает названия некоторых из них.
В процессе всей работы взрослый должен ненавязчиво, в спокойной форме обо всем рассказывать детям, подключая их к игре-беседе. Ваше участие и внимание, милые родители, поможет детям легче и быстрее понимать окружающий их мир.
Н а б л ю д е н и я в п р и р о д е з и м о й
На ежедневных прогулках с детьми следует обращать вникание ребят на погоду зимой, характеризуя её основным признаком: “солнечная”, “снег тает”, “холодный ветер”. Постепенно и дети начинают употреблять соответствующие определения. Выходя на прогулку можно отметить: “сильный мороз”. Солнце светит ярко, а греет мало. Ветра нет. Какая хорошая погода? И тут же можно использовать пословицы:
“Не велик мороз – да краснеет нос”.
“Береги нос в большой мороз”.
Предложив детям постоять тихо, можно пройтись по снегу: “Снег скрипит под ногами, когда мы ходим. Когда мороз – снег скрипит. В мороз снег сухой”. Подкрепляя свои слова, берем снег, сжимаем его, но снег рассыпается, снежка не получилось. Надо объяснить: “Сегодня сильный мороз, снег сухой. Из него ничего нельзя слепить”.
Знакомясь со свойствами снега, дети усваивают простейшие причинные связи: в теплую погоду снег липкий, в морозную – рассыпается. Позже им предлагают объяснить, что, в какую погоду и почему можно делать на прогулке, например: “Сегодня можно лепить, стало теплее – снег липкий”.
Для большего интереса детям можно рассказать великолепные строки из стихотворения И. Сурикова “Белый снег…”, достаточно прочитать первые строки:
“Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится”.
Следует закреплять знания детей о том, какова зависимость состояния снега от погоды, предлагая им рисовать и печатать на снегу /составлять узоры, картины/, отгадывать, что напечатано, нарисовано, составлять рассказы.
Наблюдение снегопада можно соотнести с тем, что дети видели раньше, при иной погоде: “Сегодня снег падает хлопьями, а вчера – иголочками”.
При этом следует помочь им понять, почему снег бывает разный, обратить их внимание на красоту падающего снега. Дети замечают, что во время ветра снег кружится, а в безветренную погоду медленно опускается на землю.
В зимнее время дети видят деревья, кустарники под снежным покровом, наблюдают, как в ветреную погоду ветви гнутся и с них осыпается снег. Деревья с ветками без листьев хорошо выделяются на фоне неба и белого снега. Следует обратить внимание детей на то, что у дерева ствол прямой, внизу толстый, наверху тонкий, ветки около ствола толстые, а на концах тонкие, на ветках ели и сосны зеленые иголки.
В феврале можно поставить в воду ветки тополя и березы, привлечь внимание детей на их характерные признаки: окраску веток, величину, форму и запах почки. Дети рассматривают почки: у тополя они длинные, большие, острые, у березы – маленькие.
Проводим и наблюдения за сезонной жизнью птиц. Уточняем представления о зимующих птицах, их повадках, питании. Ребята наблюдают, какие птицы прилетают постоянно на участок, а какие редко. Какой корм они больше любят, сколько съедают, как ведут себя разные птицы. Надо познакомить их с синицей, снегирем, свиристелыо. Дети сравнивают этих птиц с теми, которых они знали – воробьем, голубем и др. Рассказывают о характерных признаках и выделяют их общие признаки /летают, машут крыльями, клюют пищу клювом/. Ежедневно на прогулке привлекаем детей к подкормке птиц любимым их кормом.
Bo время повседневных прогулок закрепляем представления детей о характерных признаках зимы /холодно, много снега на земле, на деревьях, снег холодный, белый, блестит на солнце, скрипит под ногами/, о том, что зимой деревья без листьев, только у ели и сосны зеленые иголки. Воспитываем у детей любовь к природе, умение замечать и чувствовать ее красоту.
Н а б л ю д е н и я в п р и р о д е в е с н о й
Вот и прошла зима! Пролетели славные веселые денечки, когда можно вволю нагреться со снегом, от души поваляться в нем и покататься с гор на лыжах и санках. На дворе – ВЕСНА! В конце зимы и ранней весной много интересного происходит в природе.
Во время прогулки надо обращать внимание детей на увеличение дня /солнце дольше светит, дни стали длиннее/, позже темнеет. Ранней весной во время таяния снега можно чаще проводить различные прогулки – наблюдения.
В теплый и ясный день взрослые вместе с детьми во время прогулки предлагают посмотреть, что изменилось в саду, парке, лесу с приходом весны. Дети отмечают, что снег стал очень рыхлым, грязным, тает, появились ручейки, свисают с крыш ледяные сосульки, началась капель, вместе со взрослыми дети устанавливают причины этих явлений.
Дети слушают журчание ручьев, ищут место, откуда они начинаются, прослеживают, куда текут. Пустив щепку или лодочку в ручеек, можно спросить: “Куда она плывет? Почему плывет в ту сторону? Подобные наблюдения помогают сделать вывод, что лодочка плывет в ту сторону, куда течет ручеек, вода движет лодочку.
Во время ледохода можно провести экскурсию на возвышенный берег реки, чтобы проследить, как стекают в нее весенние потоки. Дети слушают, как трещит лед. Следует пояснить, что во льду появились трещины и он тронулся. Дети наблюдают, как плывут льдины, и отвечают на вопросы: все ли льдины плывут одинаково? Где льдины плывут быстрее: у берега или на середине реки? Есть ли какие-нибудь предметы на них и т.д. Экскурсию можно закончить пояснением: “Сейчас мы смотрели, как по реке идет лед. Когда теплые лучи солнца растопят его, он превратится в воду, вода в реке будет подниматься и затопит берега, начнется половодье.
Можно проводить экскурсию, придя к реке, озеру и задать такие вопросы: “Что вы видите на реке? Что вы видели здесь зимой? Что дети делали на льду? Куда девался лед? Почему он растаял? С образованием проталин пробуждаются насекомые, зимовавшие в земле, прилетают скворцы, грачи, которые кормятся ими.
Наблюдая за птицами, появляющимися в наших садах, парках, дети устанавливают время их прилета. Можно с детьми повесить скворечники, а потом наблюдать за поселившимися здесь птицами. Можно спросить детей – куда и зачем летают скворцы? Что приносят в скворечник? Как и чем кормят своих птенцов?
С наступлением весны, когда очень быстро меняются явления природы, следует обращать внимание детей на изменение, происходящее с деревьями и кустарниками, появление насекомых, птиц, а потом предложить детям самим найти новые изменения – появление на клумбах, грядах всходов, рост растений.
Ранней весной хорошо бы посетить с детьми парк, чтобы понаблюдать за обрезкой деревьев. На этой экскурсии можно собрать ветки и поставить их в вазу. Эти наблюдения знакомят детей с одним из очень ярких явлений в жизни растений – появление листьев из почек. Чтобы закрепить у детей интерес к этому явлению, можно задать им следующие вопросы: Ветки какого дерева здесь стоят? Что вы видите на ветках? Какие почки у тополя, березы и т.д. Откуда появились листья на ветках?
Когда на деревьях появляются первые листочки – появляются майские жуки, которые ими питаются. Можно наблюдать за бабочками – как они порхают с цветка на цветок. Дети очень любят ловить насекомых, нужно приучать их делать это очень осторожно. После того, как пойманное насекомое рассмотрено, его следует отпустить.
Огромное значение для лучшего восприятия увиденного имеет литература. Во время наблюдений, всевозможных экскурсий взрослый должен в разговоре с детьми использовать разные стихи, загадки, поговорки, сравнения. Все это поможет детям понять красоту весны, научит видеть в обыденном что-то новое, необыкновенное, вызовет у ребят сопричастность с прекрасным окружающим миром. И это доброе, хорошее чувство поможет нашим детям мягче и добрее относиться к меньшим братьям своим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)
В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....
СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"
Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....
Консультация для педагогов Тема «Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников»
Материал предназначен для педагогов детских садов....
Наблюдения в природе осенью
разработка наблюдений в природе...
Организация наблюдений в природе с детьми дошкольного возраста.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать...
экскурсии и наблюдения в природе
методическая разработка...
"Развитие воображения через наблюдения в природе у детей младшего дошкольного возраста".
Воображение - это способность к перекомбинированию и созданию новых образов.Воображение у детей развито сильнее, чем у взрослого человека, но на самом деле это не так, так как у детей ещё нет со...