Понятие ОНР в специальной литературе и нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР
рабочая программа

Общее недоразвитее речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onr_ponyatie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Понятие ОНР в специальной литературе и нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР

      Общее недоразвитее речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и других) в 50 – 60-х годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиции системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий речевого развития, отвечающая прежде всего дидактическим, прикладным целям педагогического процесса, т. е. целям коррекционного обучения детей с различной природой и структурой дефекта.

Л. С. Волкова и С.Н. Шаховская (№6) в учебнике «Логопедия»  дали следующее определение: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (№42)  в учебном пособии «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» дают следующее понятие, что общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалия, афазия, а также при ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико–фонематическом развитии. При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы.

У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты не резко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР.

Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем – в особых условиях обучения. Практика показывает, что направление детей с не резко выраженными речевыми нарушениями в массовую школу может привести к возникновению вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.

У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.

При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:

  • гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления);
  • церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая истощаемость)
  • синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью.

У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. У этих детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. При моторной алалии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Характерными признаками моторной аламии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.

Как писала Р. Е. Левина (№28) : нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Для общего недоразвития речи характерными признаками являются: позднее ее появление (нередко лишь к 7-8 годам), скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. При общем недоразвитии речи наблюдаются сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи ребенка и их взаимодействия.

 У большинства детей в возрасте до трех лет отмечается неправильное произношение – физиологическое нарушение, которое проходит со временем само по себе, так как совершенствуются фонематические процессы, дети начинают лучше слышать звуки. К 4-5 годам у детей формируется правильное произношение. Активное же овладение лексическими и грамматическими категориями у детей начинается в 2-3 года и заканчивается к 7 годам. В школьные годы происходит совершенствование полученных навыков на основе письменной речи. Овладение смысловой стороны речи идет наиболее интенсивно в школьном возрасте. Однако нередки случаи, когда возрастное косноязычие закрепляется и превращается в патологию. Дети, у которых наблюдаются речевые нарушения, называются логопатами.

Для детей с ОНР характерен пониженный уровень основных свойств внимания; характерны снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Детям с ОНР, наряду с общей соматической ослабленностью и замедлением развития локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушение мелкой моторики. Вследствие всего выше перечисленного у детей с ОНР при прочих равных условиях отмечается более быстрое наступление утомления, снижение работоспособности, чем у сверстников без речевой патологии.

У детей с ОНР в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру. Психическое развитие этих детей протекает более благоприятно, чем развитие их речи. Так как у данной категории детей отстает от нормы объем речевых навыков; отмечаются ошибки, которые характерны для детей более младшего возраста.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии- в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико- фонематическом развитии. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимание речи обращенной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко подает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

    Р. Е. Левина (№28) и другие ученые выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с ОНР.

Первый уровень речевого развития  характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»). Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов ( лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами: «туту»- поезд, «ляля»- кукла. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: «биби»- машина, самолет, грузовик. Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Каждый используемый элемент в такой «фразе» имеет многообразную соотнесенность и вне конкретной ситуации не может быть понятным. «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.  Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова. Сложная слоговая структура сокращается: «аба»- собака, «алеет»- самолет.  

 Переход ко второму уровню речевого развития характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены («лябака»- яблоко, «обуйчик»- огурчик). Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы («Кадас ледит аепка»- Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов. Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и Лепетные варианты («Ника ези а той»- Книга лежит на столе).  В речи детей нарушается согласование глагола и существительного («мачик сидят»- мальчик сидит), прилагательного с существительным («касный зезда»- красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются. Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует. Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков. Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

Третий уровень речевого развития  характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Но они все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных («ведры» - ведра, «ухи» - уши), смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода («лежит тапка»), неправильно согласуются существительные с прилагательным («красная солнце»), числительные с существительными («пять елки») и др. Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выяснится незнание таких частей тела, как локоть, веки; лексических значений слов «озеро», «ручей». Нередки ошибки в словообразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных («стулик» - стульчик), относительные прилагательные. Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме слов сложного слогового состава: «аквариа» - аквариум. При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание. Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук.

Многолетнее изучение речи 6-7-летних дошкольников позволило установить, что выделяется еще одна категория детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития (Т.Б.Филичева) (№41) - нерезко выраженное недоразвитие речи. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий. Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление, у них нет ярких нарушений звукопроизношения. Как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков («р-рь-л-ль-иот» и др.). Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Стойкими остаются ошибки при употреблении:                                                                                                                                                    

  1. уменьшительно-ласкательных существительных (пальтовка - пальтишко, ременьчик - ремешок и т. д. );
  2. Существительных с суффиксами единичности (горошка, гороховка - горошинка; изюм, изюмка - изюминка);
  3. прилагательных, образованных от существительных с разными значениями соотнесенности (пухной - пуховый)  
  4. прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый - хвастливый; улыбкиный - улыбчивый);
  5. притяжательных прилагательных (волкин - волчий, лисовый - лисий).

Самостоятельное рассказывание, требующее мобилизации творческих способностей, выливается в неполные и скудные тексты, не вбирающие в себя значимые для наименования элементы ситуации.

Таким образом, полученные данные позволяют выделить детей с более легкой формой общего недоразвития речи в самостоятельную категорию-четвертый уровень речевого недоразвития.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........

Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. ...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....

«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения детей.»

«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения  детей.»...

Нарушения эмоционально-волевой сферы и пути коррекции у детей дошкольного возраста

Речь идет о детях с особенностями в развитии эмоционально-личностной сферы, вызванными расстройствами аутистического спектра, нарушениями сенсорной интеграции, СДВГ, множественными нарушениями в разви...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...