Программно – методический материал:ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
рабочая программа (старшая группа)

Маковецкая Наталья Юрьевна

С переходом к систематическому обучению в школе заканчивается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. Этот период, безусловно, является переломным в жизни ребёнка, в формировании его личности. Начальное образование – фундамент дальнейшего общего среднего образования. Именно младший школьный возраст наиболее сензитивен для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его физических и умственных способностей, становления нравственных устоев и ценностных ориентиров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 корпус № 6

Программно – методический материал:

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Автор:

Воспитатель ГБОУ Школы 1161 корпус 6

первой квалификационной категории

Маковецкая Наталья Юрьевна

Москва 2017-2019

Введение

Актуальность темы исследования. Дошкольное детство – длительный по времени (от 3 до 7 лет) и ответственный период жизни человека, который представляет, огромные возможности для развития, но в тоже время таит в себе опасную уязвимость ребенка ко многим неблагоприятным условиям, поскольку он еще очень мал и остро нуждается в любви, защите и заботливом руководстве. В этот период формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка и создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

В дошкольном возрасте по всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, которые характеризуются новыми свойствами и структурными особенностями.

Формирование новообразований происходит благодаря речи и общению с взрослыми и сверстниками; различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

В личностной сфере дошкольника начинают формироваться иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Вместе с тем, активно усваиваются нравственные нормы поведения, и на основе постепенно накапливающегося жизненного опыта возникают ценностно-смысловые образования. К концу дошкольного возраста также заметно возрастают возможности произвольной регуляции поведения, а эгоцентрическое восприятие действительности постепенно уступает место способности учитывать не только свою точку зрения, но и  принимать во внимание и мнения других людей – как взрослых, так и сверстников.

В старшем дошкольном возрасте начинает преобладать учебная мотивация, направленная на дальнейшее обучение в школе, в связи с этим в старшем дошкольном возрасте остро встает проблема готовности ребенка к дальнейшему обучению в школе. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает наличие у ребенка достаточно высокого уровня развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

 Использование дидактических игр и занятий как средства подготовки детей к школьному обучению

С переходом к систематическому обучению в школе заканчивается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. Этот период, безусловно, является переломным в жизни ребёнка, в формировании его личности. Начальное образование – фундамент дальнейшего общего среднего образования. Именно младший школьный возраст наиболее сензитивен для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его физических и умственных способностей, становления нравственных устоев и ценностных ориентиров.

Одной из функций дошкольного образования является подготовка ребёнка к получению основного образования на последующих уровнях. Государство признаёт важную роль дошкольного образования и оказывает всестороннюю помощь и поддержку семье в воспитании ребёнка путём создания и развития разных видов, типов и профилей дошкольных учреждений, обеспечивает доступность дошкольного образования. Количество детей, не посещающих ДОУ, колеблется от 11 до 12 % . Вместе с тем в разрезе города и села, эти цифры значительно отличаются. В городе 95% детей посещают дошкольные учреждения, на селе – только 59 %.

Создание оптимальных психолого-педагогических условий становления и развития личности ребёнка, равных стартовых возможностей детям при переходе на следующую ступень – общее начальное образование, разработан ряд мероприятий по подготовке детей к школе.  Вхождение ребёнка в новые условия жизнедеятельности возможно при выработке педагогами дошкольного учреждения и начальной школы общих принципов педагогического взаимодействия и единого стиля, основанного на гуманистической личностно ориентированной модели общения с детьми.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основной деятельностью является учеба, должен быть педагогически продуманным и психологически подготовленным.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.  Рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка Л.С.Выготский, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорит он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…».  На любом этапе познавательной деятельности может иметь игровая деятельность при подготовке ребенка к школе.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, но и с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Успешное применение игры в организации познавательной деятельности в значительной мере связано с творчеством самого педагога, его умения «подать» игру, направить инициативу детей и их творческую активность. Игра является одной из универсальных педагогических технологий, которые с успехом применяются в работе с любой возрастной группой учащихся, особенно с детьми 5-6 лет. Они могут быть использованы на любом занятии и во внеклассной работе.

Игровая форма организации занятий помогает детям легко включиться в познавательную деятельность, благоприятствует многогранному раскрытию личности, развивает ее способности, сплачивает детей на основе общих замыслов и интересов.

Интересная и содержательная игровая деятельность детей обеспечивает при условии использования разнообразных игр: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр – драматизации, игр-путешествий и т.д.

Дидактическая игра является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное.

Предназначение дидактической игры – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные цели ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а косвенно – через игровую деятельность.

Обучающая задача завуалирована, на первом плане для играющего становится естественное стремление поиграть, выполнять определенные игровые действия.

Умело организованная дидактическая игра – несомненный успех в педагогическом мастерстве учителя. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать следующие элементы: обучающая задача, игровая деятельность, правила игры, содержание игры, ее заключение. Отбор познавательных задач осуществляется в особенности с программными требованиями и возрастными особенностями детей.

Формы реализации игрового действия разнообразны:

- игровые манипуляции с предметами, игрушками;

- «зачин», который создает игровое настроение (сказка, история, волшебная игрушка, секретное письмо, введение героя из детской литературы и т.д.);

- осуществление поиска и находки, предмета, числа, звука, игрушки;

- загадывание и отгадывание загадки;

- выполнение определенной роли;

- соревнование (коллективное и индивидуальное);

- особое игровое движение: хлопки, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий, звуков и многое другое.

Для того чтобы игры полностью решали поставленные перед ними задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения: объявление названия игры, сообщение о месте проведения игры (сидя за столом, у доски, объединяясь в группы и т.д.), о порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ определенных действий учителем; подведение итогов игры.

Без заранее установленных правил игровое действие развивается стихийно, из-за чего дидактические задачи могут остаться невыполненными. Обучающие правила направляются непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий. Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений. Заканчивая игру, учитель повторяет ее название и основные игровые правила для того, чтобы организовать в дальнейшем самостоятельную деятельность детей. 

При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила, способы действий. Повтором игры мы достигаем одинаково успешного овладения всеми элементами дидактической игры до такой степени, чтобы они перешли в их самостоятельную деятельность детей.

Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого также вводится новый игровой материал, дополнительные роли, наглядный дидактический материал заменяется словесным и т.д.

Игры, направленные на умственное развитие ребенка, можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, способствующие развитию памяти ребенка, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей. Все они могут быть использованы при подготовке ребенка к школе. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по основным признакам (форма, цвет, величина).

Дети знакомятся с основными геометрическими формами, подбирают по образцу или по названию, различают 7 основных цветов спектра, их оттенки, насыщенность, цветовой тон. Использование в занятиях игр данной группы дает возможность различать предметы по величине: располагать их в порядке возрастания или убывания, называть основные границы величины предметов по 3 измерениям (длина, высота, ширина).

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Данные игры формируют умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Для успешного осуществления учебного процесса необходимо формирование таких основных свойств внимания, как устойчивость, переключение, распределение. 

Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одного вида деятельности к другому. О распределении внимания свидетельствует умение действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Будущие первоклассники в состоянии распределять внимание между 6-7 предметами.

На пороге школьного возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что вызвано у ребенка необычными, новыми, интересными в данный момент предметами. Произвольное же внимание предполагает способность сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно.

Группа игр, направленная на развитие памяти, предполагает совершенствование зрительной, слуховой и тактильной памяти. В предшкольном возрасте память, так же, как и внимание, становится произвольной, т.е. ребенок может поставить перед собой цель – запомнить, что-либо. Задача воспитателя в том, чтобы помочь подобрать средства, облегчающие процесс запоминания.

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Успешная учебная деятельность предусматривает умение ребенка выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом, соотношение их частей. Необходимо научиться пользоваться различными планами, схемами, уметь рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Важное значение имеет развитие творческих способностей ребенка, что подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Нужно уметь не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Выделяют еще одну группу игр, помогающих непосредственно подготовить ребенка к школе. Это игры, дающие элементарные математические представления, знакомящие со звуковым анализом слова, подготавливающие руку к овладению письмом. Однако, на наш взгляд, каждая из таких игр ставит своей задачей развитие мышления, речи, памяти и воображения, т.е. рассматривать данные игры с позиции решения узкой учебной задачи было бы не совсем верно.

Содержание дидактических игр определяется «Программой воспитания в детском саду», оно связано с содержанием занятий и наблюдений. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным «предметам», разным разделам программы.

Дидактические игры для развития речи можно условно объединить в две группы:

1) игры и упражнения, направленные на - совершенствование ориентировки ребенка в окружающем и формирование словаря;

2) игры и упражнения, способствующие совершенствованию работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры помогают детям освоить наиболее сложный материал, закрепить его на занятиях и во внеурочное время. Каждая игра самостоятельна, имеет свои учебные задачи. В то же время все игры выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала и связаны с задачами воспитания.

Остановимся подробнее на обеих группах игр.

1) Ознакомление с окружающим и формирование словаря.

Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слову и от слова к объекту - два взаимосвязанных подхода, которые использованы при разработке игр.

Известно, что, знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, дети путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне: чашка - стакан - кружка; платье - сарафан; портфель - ранец и т. п. Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их, определять назначения может помочь, например, игра «Переезжаем на новую квартиру».

Педагоги на практике знают, как трудно научить ребенка описывать предмет, учитывая всю совокупность признаков, как сложно ему осваивать последовательность описания, избегать повторов. Именно эти трудности и помогает преодолеть, например, игра «У кого какой предмет?», направленная на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по названию, но внешне различных объектов (две чашки, две пуговицы и т. п., способствующая активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму предметов.

Опираясь на опыт, полученный в игре «У кого какой предмет?», дети в игре «Ателье» упражняются в умении интересно и подробно описывать предметы одежды, характеризуя ткань (шелковая, шерстяная, фланель, ситец) с точки зрения фактуры (толстая, прозрачная, шероховатая, расцветки (клетчатая, в полоску, в рубчик, цветная, однотонная).

Как известно мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. Так в игре «У кого какой предмет?» дети обучаются способам сравнения двух объектов, а в игре «Ателье» упражняются в классификации одежды.

Умение сравнивать, классифицировать, обобщать проявляется в логической четкости, доказательности речи.

Для будущих школьников очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картины и т. п. для развития такого умения можно предложить игру «Угадай по описанию», вооружающая детей способами распознающего наблюдения.

2) Воспитание звуковой культуры речи.

В понятие «звуковая культура речи» входят не только не только правильное звукопроизношение, но и культура речепроизнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи - необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с предстоящим переходом к школьному обучению. Поэтому предлагаемые игры и игровые упражнения - большое подспорье практике. Многие из них можно использовать в работе с детьми подготовительных к школе групп (добукварный период).

Игры на развитие фонематического слуха построены постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове (например, игра «Определи первый звук», затем - первый и последний звуки в ряде слов (например, «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине). Кроме того, старшин дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком, в дифференциации наиболее сложных звуков: с - ш, р - л (например, игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»).

Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая. Задачи дидактических игр разнообразны, наиболее важны для умственного развития детей следующие: сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок (определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных предметов, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение. Независимо от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание, умение сосредоточиться на поставленной цели.

Существенное значение для организации и проведения дидактических игр имеет подготовка игрового материала.

Первое - это материальная база, второе - создание условия для работы с детьми в группе В первый входит:

1. методическая литература;

2. наглядность;

3. картотека на подписные изделия;

4. перспективный месячный план.

Во втором:

1. планирование мероприятия по перспективному плану б/оформление места в группе;

2. сбор накопленного материала;

3. слушание художественной литературы.

Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только при таком условии игры будут полезны для развития ребенка.

Выводы:

1) 1. Формирование готовности к обучению можно квалифицировать как особое состояние при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связанное с системными качественными преобразованиями в сфере деятельности, психических процессах, сознании, социальных отношениях. Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

    2. Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.

3. Детский сад выполняет задачу психологической подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. Однако, полноценная подготовка ребенка к школе возможна именно в системе взаимодействия ДОО и семьи. Поэтому педагог в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата.

2) Таким образом, все перечисленные структурные компоненты готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

3) Для того, чтобы игры полностью решали поставленные перед ними задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения: объявление названия игры, сообщение о месте проведения игры (сидя за столом, у доски, объединяясь в группы и т.д.). О порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ определенных действий педагогом; подведение итогов игры.

        Без заранее установленных правил игровое действие развивается стихийно, из-за чего дидактические задачи могут остаться невыполненными. Обучающие правила направляются непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий. Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Презентация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

В презентации представлены основные компоненты школьной готовности....

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Важнейшая  задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей  к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...

Статья "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Важнейшая  задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей  к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...

Родительское собрание "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональн...

Методическая разработка на тему: "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Представлены материалы позволяющие изучить вопрос готвности детей дошкольного возраста к обучению в школе...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...