Воспитательная компонента как одно из важнейших направлений реализации ФГОС.
статья (средняя группа)

Васильева Татьяна Васильевна

Общие задачи   деятельность рассматривается и и принципы воспитания средствами образования предоставлены в Федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитательная   компонента, как одно из важнейших
направлений реализации ФГОС»


«Человек рождается не для  того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…Человек оставляет себя прежде всего
в человеке. В этом высшее счастье  и смысл жизни.
Если ты хочешь остаться в сердце человеческом,- воспитай
своих детей»
                                          В.А. Сухомлинский.

Детство уникальный период в жизни человека,в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.По  словам Д.И. Писарева,»….только в молодости человек  может  развернуть и воспитать те силы своего ума,которые потом будут служить ему  в  зрелом возрасте;если что-то не развилось в молодости,то остаётся неразвитым на всю жизнь»  Физическое,сенсорное,умственноенравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве.Сенсорное и эмоциональное  развитие,характерное для  семейного воспитания ,предопределяет  умственное   развитие  ребёнка. Развитие любознательности ведёт к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.
  Любознательность,пытливость,желание узнавать- это те самые первые,самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребёнке,готовя его к школе,к будущей жизни в целом.Воспитание детей в семье и ДОУ  преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.
С 1 сентября 2013 года вступил закон» Об образовании в Российской Федерации»
Во исполнение этого закона  Минобрнауки   Российской  Федерации разработан ряд документов. Одним из таких документов является» Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
О важности подготовки программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Президент Российской Федерации В.В.Путин говорил в своём послании Федеральному собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012г
Общие задачи и принципы  воспитания средствами образования представлены в Федеральных государственных образовательных стандартах,где  воспитательная деятельность рассматривается уже как компонента педагогического процесса в каждом  общеобразовательном учреждении, охватывает все  составляющие образовательной системы, что направлено на реализацию государственного, общественного и  индивидуально- личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Согласно Программе, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает  за формирование  «воспитательной системы» ,»воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности»
         «Сегодня  под воспитанием в общеобразовательной организации всё  больше понимается создание условий для развития личности ребёнка, его духовно-нравственного становления и подготовки  к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и  обучающихся  целях эффективного решения общих задач»-говорится в Программе.
Программа содержит мероприятия, отражающие основные направление воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических систем и технологиях.
Подчеркнуть, что общеобразовательные учреждения являются центральным звеном  всей системы образование ,фундаментальной  социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи.
Программой определены следующие основные направления организации воспитания .
*Гражданско-патриотическое воспитание.
*Нравственно-духовное воспитание.
*Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
*Интеллектуальное  воспитание.
*Здоровьесберегающие воспитание.
*Социокультурное и медиакультурное  воспитание.
*Культуротворческое и эстетическое   воспитание.
* Правовое воспитание и культура безопасности
*Воспитание семейных ценностей
*Формирование коммуникативной культуры.
*Экологическое воспитание.

Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (далее – Программа) обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.

Основания для разработки Программы

- Конституция Российской Федерации;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).

Цель Программы

Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Задачи Программы

  1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты

2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.

3. Разработка нормативной базы на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты.

4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.

6. Укрепление материально-технического базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей для реализации Программы.

  1. . Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации

Основные принципы реализации Программы

Программа:

- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

- включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;

- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных  формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом.

- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;

- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленном на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;

- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;

-осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;

- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;

- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;

- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;

- предполагает применение воспитывающего обучения как использовани\яе воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;

- предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическую конференцию "Сбережение здоровья каждого ребёнка- одно из важных направлений национальной стратегии".

Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня мы с вами собрались на традиционную августовскую конференцию, которая остается долгожданным привычным событием в жизни каждого педагогическог...

Развитие и тренировка мелких мышц пальцев рук – одно из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста

Развитие и тренировка мелких мышц пальцев рук – одно из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста...

«Речевое развитие – одно из важнейших направлений работы педагогов детского сада «Солнышко»

Из опыта работы педагогов ГБОУ НШ с. Красноармейское СП детский сад«Солнышко» Автор руководитель СП: Махова С.В. «Речевое развитие – одно из важнейших направлений работы педагогов детского сада «Солны...

Одно из важных направлений – это подготовка руки к письму.

Для успешного обучения детей в школе необходимо уже с раннего возраста заниматься их многосторонним развитием. Одно из важных направлений – это подготовка руки к письму....

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации   ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...

Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обострение экологической обстановки в стране  обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...

Самоанализ" Формирование у дошкольников основ экологической культуры, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности".

Самоанализ "Формирование у дошкольников основ экологической культуры, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности...