«Речевое развитие – одно из важнейших направлений работы педагогов детского сада «Солнышко»
статья по развитию речи на тему

Из опыта работы педагогов ГБОУ НШ с. Красноармейское СП детский сад«Солнышко» Автор руководитель СП: Махова С.В. «Речевое развитие – одно из важнейших направлений работы педагогов детского сада «Солнышко»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы педагогов ГБОУ НШ с. Красноармейское СП

детский сад«Солнышко»

Автор руководитель СП: Махова С.В.

 «Речевое развитие – одно из важнейших направлений работы педагогов

детского сада «Солнышко»

Речь – это основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач дошкольного воспитания является развитие речи. Задача трудная, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия по развитию речевых умений и коммуникативных навыков детей. Средством развития речи детей в детском саду являются НОД, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевых игры, предметно-развивающая среда. Организованная обстановка – это фундамент, на котором должно строиться все дело воспитания и обучения, что обуславливает развитие языка. Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять её, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Умело подобранный мир детской обстановки – игрушки, занятия, картины и многое другое – составляет богатый материал для развития языка.

Педагоги с помощью лексических и грамматических упражнений развивают образную речь, учат подбирать к словам антонимы, синонимы, обогащают словарь детей эпитетами, сравнениями, развивают интонационную выразительность речи, формируют культуру речи, активизируют в речи детей вежливые слова и выражения, воспитывают интерес к языковому богатству.

Педагоги  широко используют наиболее эффективные методы обучения детей, такие как:  мнемотехники, графические аналогии, коллаж, дидактические пособия и игры.

 Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, обеспечивающая её эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение. Целью обучения с её использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания и воображения. Размер таблиц зависит от возраста детей, от уровня их развития: для младших дошкольников таблицы на 4-9 клетках, для дошкольников среднего возраста – таблицы на 9-16 клетках, для старшего возраста на 16-25 клетках. Мнемотаблицы по временам года «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» позволяют детям с легкостью составить рассказ о времени года, дать полную его характеристику.  

В интеллектуальном развитии ребенка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе графической (символической) аналогии, позволяющей переводить освоение учебного материала в игру. Используя, данный метод, ребенок овладевает умением построения особого вида знаков - наглядно- пространственных моделей. Графическая аналогия – умение обозначать каким- либо одним символом реальный образ, отразив им общие признаки  объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями». У детей такими моделями служат создаваемые ими конструкции, аппликации и рисунки. Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единая форма работы памяти. Малыш еще не может поставить перед собой цель, запомнить и припомнить что-нибудь. Учитывая эти особенности, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой трудно удержать его внимание, а карточки с символикой вызывают интерес и помогают решить данную проблему.

Еще одним эффективным средством активизации речи детей является задание по созданию и описанию картинок, выполненных с опорой на картинку – матрицу. Детям раздаются картинки – матрицы, например, с изображением поляны с одинаковым набором предметных картинок (зверей, ягод, грибов). Каждый ребенок раскладывает на листе-матрице раздаточные картинки в таком количестве и так, как считает нужным. Затем дети по очереди рассказывают про свою лесную полянку.

В своей работе педагоги детского сада используют разнообразные дидактические игры, такие как: «Подбери слова с заданным звуком», «Определи на ощупь», «Цепочка слов», «Поваренок», «Расскажи кто, где», «Чей домик», «Подбери слово к схеме», «Кто, где живет?», «Замки для звуков», «Как папа и мальчик вырастили репку» и многие другие.

Коллаж – это фланелеграф, на который накладываются различные картинки. Кажущийся беспорядок наложенных на фланелеграф картинок и составляет суть коллажа. Дети с удовольствием рассматривают, обсуждают какие картинки они видят, составляют сюжет с выбранными героями (младший возраст – с помощью воспитателя, старший - самостоятельно).

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснять собственную позицию, формирует такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность. Если по каким либо причинам речь у ребенка развита не достаточно, то в дальнейшем это затруднит учебную деятельность. Следовательно, педагогу необходимо владеть различными методами и приемами способствующими развитию речи в дошкольном возрасте.                

Из опыта работы педагогов ГБОУ НШ с.Красноармейское СП детский сад«Солнышко».

Руководитель СП: Махова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическую конференцию "Сбережение здоровья каждого ребёнка- одно из важных направлений национальной стратегии".

Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня мы с вами собрались на традиционную августовскую конференцию, которая остается долгожданным привычным событием в жизни каждого педагогическог...

Развитие и тренировка мелких мышц пальцев рук – одно из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста

Развитие и тренировка мелких мышц пальцев рук – одно из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста...

Одно из важных направлений – это подготовка руки к письму.

Для успешного обучения детей в школе необходимо уже с раннего возраста заниматься их многосторонним развитием. Одно из важных направлений – это подготовка руки к письму....

Коллективное творчество как одна из важнейших форм работы с детьми в детском саду.

В статье рассказывается о формах организации совместного коллективного творчества  детей....

Самоанализ" Формирование у дошкольников основ экологической культуры, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности".

Самоанализ "Формирование у дошкольников основ экологической культуры, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности...

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ - ОДНО ИЗ ВАЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В этом возрасте дети активно усваивают информацию о мире, окружающем их. Они наблюдают, задают вопрос...

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная напра...