«Методическое сопровождение инновационной деятельности в ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Методическое сопровождение инновационной деятельности в ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования».
Слайд 1
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться опытом работы на тему «Методическое сопровождение инновационной деятельности в ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования»
Слайд 2 (актуальность внедрения инноваций)
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения.
Огромными возможностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. В.В. Путин определил вектор развития образования на ближайшие годы: «Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определен – это инновации».
В своем выступлении мне бы хотелось рассказать о той работе, которая ведется в нашем дошкольном учреждении в условиях внедрения инновационной программы «Разговор о здоровье, начало», об организации инновационной методической работы с педагогическими кадрами и о том, как это влияет на повышение качества образования в целом.
Слайд 3 (теоретическое обоснование значения инновационной деятельности)
Одним из показателей качества образования является высокий уровень профессионализма педагогов. Поэтому мне, как начинающему старшему воспитателю пришлось изначально обратиться к первоисточникам информации об организации инновационной деятельности в образовательном учреждении. Я познакомилась с работами таких авторов как К.Ю. Белая, Л.А. Иванова, В.И. Зверева, И.И. Аркин. В результате изучения теоретических материалов я познакомилась с некоторыми критериями уровня инноваций и методами их экспертной оценки, с факторами, влияющими на ход инновационной деятельности в образовательном учреждении. Это помогло мне в организации методической работы с педагогическими кадрами.
Слайд 4 (актуальность проблемы здоровьесбережения)
Почему же основным направлением инновационной деятельности мы выбрали здоровьесбережение? Этот выбор был не случайным. Ведь главная задача любого дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья воспитанников. В тоже время, анализируя состояние здоровья наших воспитанников, мы видим, что в детский сад поступают дети уже имеющие какие-либо отклонения в здоровье. В нашем д/с имеется группа для детей с ограниченными возможностями здоровья, которую посещают дети с глазной патологией. В ДОУ есть дети – инвалиды, посещающие как коррекционную группу, так и группу общеразвивающей направленности. Все это говорит об актуальности проблемы здоровьесбережения.
И совершенно закономерно, что в современных образовательных стандартах выделяется такое направление как «Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами»
Слайд 5
В тоже время можно констатировать тот факт, что в решении данной проблемы мы сталкиваемся с определенными трудностями.
- Решению задачи становления у дошкольников ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) не достаточно внимания уделяется как в ДОУ, так и в семье.
- Отсутствует преемственность в работе между ДОУ, школой и родителями воспитанников в решении данной проблемы.
- Существует определенный дефицит современных программ и методических разработок по воспитанию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.
Все это стало для нас побудительной причиной для включения в инновационную деятельность.
В настоящее время МБДОУ «Детский сад № 430» является инновационной площадкой кафедры здоровьесбережения ГБОУ ДПО НИРО по проблеме «Разработка и апробация модели преемственности дошкольного и начального общего образования в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Ведется работа по апробации инновационной авторской программы «Разговор о здоровье. Начало» (авт. Гладышева О.С., Яковлева М.А.)
Слайд 6 (Цели и задачи методической работы в условиях введения инноваций)
ЦЕЛЬ: Создавать условия для повышения качества образовательного процесса в ДОУ через развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе участия в инновационной деятельности
ЗАДАЧИ:
- Способствовать повышению уровня педагогической компетенции воспитателей и специалистов ДОУ в области применения здоровьесберегающих программ и технологий через различные интерактивные формы методической работы.
- Разработать систему непрерывного образования педагогов в условиях внедрения инноваций на основе индивидуально-дифференцированного подхода к педагогическим кадрам.
- Активизировать работу по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов по проблемам здоровьесбережения путем самообразования
Слайд 7
В соответствии с поставленными целями и задачами были определены этапы работы, которые представлены на слайде
Слайд 8 (работа на организационно-диагностическом этапе)
Основные задачи, которые были определены на первом этапе работы следующие: 1.Обоснование актуальности проблемы перед педагогическим коллективом ДОУ.
2.Создание необходимой нормативной базы инновационной деятельности.
3.Создание условий, необходимых для организации инновационной деятельности
Говоря о создании нормативной базы, необходимо отметить, что были приняты следующие распорядительные документы:
- Приказ ГБОУ ДПО НИРО о создании инновационной площадки кафедры здоровьесбережения по проблеме «Разработка и апробация модели преемственности дошкольного и начального общего образования в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»
- Заключен трехсторонний договор о партнёрстве в инновационной деятельности между ДОУ, школой и ГБОУ ДПО НИРО
- Ежегодно издаются приказы «Об организации инновационной деятельности в ДОУ» в текущем учебном году, определяются участники инновационной работы.
Слайд 9
На первом этапе также было важно определить готовность педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности.
Мною были подобраны специальные анкеты с целью оценки готовности педагогов к участию в введении инноваций. В ходе изучения оценивались такие профессиональные качества педагогов, как мотивационно-творческая направленность личности педагога, креативность, профессиональные способности педагога к осуществлению инновационной деятельности. Изучались индивидуальные особенности личности педагога, такие, как уверенность в себе, ответственность, работоспособность. Все это позволило нам определить три группы педагогов: с высоким уровнем готовности педагога к участию в инновационной деятельности (чел.), со средним уровнем и с низким. (диаграмма)
Слайд 10 (обеспечение индивидуального подхода в работе с кадрами)
Вся дальнейшая работа с педагогическим коллективом строилась индивидуально, с учетом полученных данных.
Так педагоги с высоким уровнем готовности к участию в инновационной деятельности вошли в состав рабочей группы, которая занималась разработкой Программы инновационной деятельности, в разработке системы взаимодействия педагогов ДОУ и школы, на базе их групп были созданы инновационные площадки.
Кроме того в настоящее время в нашем коллективе уделяется большое внимание такой форме работы с педагогическими кадрами как наставничество. К каждому молодому или начинающему педагогу прикреплен наставник, который помогает своему молодому коллеге овладеть мастерством педагогического труда. В настоящее время у нас сложились 7 пар наставник – и его подопечный.
Надо отметить еще один важный фактор повышения качества профессиональной подготовки педагогических кадров – это самообразование. В результате осознания нашими педагогами важности заявленной проблемы, часть из них взяли для самоподготовки разные аспекты здоровьесбережения в ДОУ, углубленно работают над выбранной темой.
Слайд 11 (организация работы на втором этапе)
Следующий этап работы мы определили как теоретико-методический. Основная задача данного этапа заключалась в разработке научно-методических основ здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ.
1. Первым шагом в методической работе стало изучение авторской программы О.С. Гладышевой «Разговор о здоровье: начало». Для этого был организован педчас с воспитателями и специалистами ДОУ по изучению программы «Разговор о здоровье: начало», в ходе которого педагоги познакомились со структурой Программы, ее принципами, основными задачами, с содержанием образовательной работы по каждому модулю Программы. (сделать гиперссылку на презентацию программы)
2. Важной задачей этого этапа было – сформировать готовность педагогов ДОУ к организации здоровьесберегающего образовательного процесса. В решении данной задачи оказали большую помощь такие формы работы с педагогами, как
- организация курсовой подготовки педагогов: дистанционные курсы на кафедре здоровьесбережения НИРО по проблеме «Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОО в условиях введения ФГОС» (курсы прошли 11 человек)
- организация внутрифирменного методического обучения педагогических кадров по проблемам здоровьесбережения (конкретные примеры форм работы с педагогами). Использовались самые разные формы работы, например:
- Консультации с элементами деловой игры по теме: «Основные понятия здоровьесбережения», где были даны методические рекомендации для педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ
- Очень эффективной в методической работе оказалась такая форма как деловая игра. Например, была проведена игра «Что? Где? Когда?», целью которой было ознакомление педагогов с современными здоровьесберегающими технологиями, которые можно применять в работе с дошкольниками.
- Кроме этого проводились мастер-классы педагогами – специалистами по использованию тех или иных здоровьесберегающих технологий (гиперссылки на видео)
- С целью повышения педагогической и методической компетенции воспитателей и специалистов в вопросе использования современных педагогических технологий в образовательном процессе в ДОУ была проведена методическая неделя: "Использование современных здоровьесберегающих педагогических технологий в профессиональной деятельности воспитателя". В рамках методической недели воспитатели всех возрастных групп показали мероприятия с детьми с использованием тех технологий, которые они используют в своей работе. (фото с мероприятий на слайд)
Слайд 12 (3 этап – практический)
Следующий этап – практический. Основная задача данного этапа - реализация модели здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ.
Практическая работа заключалась в следующем:
- Была проведена корректировка основной образовательной программы ДОУ в части формируемой участниками образовательных отношений. Инновационная программа «Разговор о здоровье: начало» была введена в содержательный раздел нашей ООП.
- Далее был скорректирован комплексно-тематический план, введены темы, определенные программой «Разговор о здоровье: начало».
На данном этапе шла большая работа по апробации инновационной Программы:
- Была проведена вводная психолого-педагогическая диагностика в экспериментальных группах, разработанная авторами инновационной программы «Разговор о здоровье: начало». В обследовании участвовали не только дети, но и родители воспитанников.
Слайд 13 (на слайде – фото с наших занятий, гиперссылки на разработанные конспекты)
- Проводилась практическая работа по апробации и внедрению модулей авторской программы «Разговор о здоровье: начало». На данном этапе мы столкнулись с такой проблемой, как отсутствие методического комплекта к инновационной программе по каждой возрастной группе. Т.е., тот практический материал, который был рекомендован кафедрой НИРО, был разработан в основном для детей подготовительной группы, а некоторые занятия больше подходили для учеников начальной школы. Мы же должны в результате инновационной деятельности создать методический комплект к Программе, начиная с младшего возраста. В связи с этим моей основной задачей, как старшего воспитателя, стало оказание помощи воспитателям в экспериментальных группах в адаптации или составлении необходимых конспектов образовательных ситуаций, дидактических игр, НОД и т.д. для реализации задач каждого модуля программы.
Слайд 14 (на слайде – фото с участием в конференциях в НИРО)
Результаты педагогической деятельности постоянно отслеживались и анализировались. Использовалась такая форма как проведение практических семинаров, круглых столов на тему: «Содержательно-технологические основы здоровьесберегающего образования в ДОУ», в том числе с участием наших коллег из школы 62 и наших научных руководителей – М.А. Яковлевой, одним из авторов Программы.
- Были организованы взаимопосещения занятий в ДОУ и уроков в начальной школе по программе «Здоровье», а также наши педагоги принимали участие в семинаре в Больше-Мурашкинском районе по знакомству с опытом работы коллег, которые также участвуют в этом эксперименте.
- В практической реализации инновационной программы помогает и участие в сетевом электронном ресурсе, созданном на сайте НИРО на кафедре здоровьесбережения в образовании. С помощью данного ресурса происходит обмен опытом внедрения парциальной программы «Разговор о здоровье: начало» между всеми участниками эксперимента, размещаются авторские разработки сценариев занятий и др.
Слайд 15
Результатами работы на практическом этапе стало следующее:
- Были опробованы диагностические методики изучения терминальных и инструментальных ценностей ЗОЖ и внесены предложения к изменению некоторых из них (методика Рокича) в целях их адаптации к возможностям детей дошкольного возраста. В дальнейшем эти предложения были использованы авторами программы и вошли в раздел «Диагностика терминальных и инструментальных ценностей ЗОЖ» (стр.173)
- Были подготовлены методические материалы для организации разнообразных форм взаимодействия с детьми старших и подготовительных групп и родителями по содержанию по каждому модулю авторской программы (конспекты занятий, игры, сценарии итоговых мероприятий)
- Инструктором по физической культуре С.А. Кузнецовой была разработана система оздоровительных досугов в соответствии с тематикой каждого модуля Программы. Опыт работы по использованию оздоровительных праздников и досугов был обобщен в 2017-18 уч. году. По материалам данного опыта была опубликована статья в научном журнале «Практика школьного воспитания» (№ 1 2018 г.)
Слайд 16 (аналитический)
Результаты работы с кадрами
- была разработана система методической работы с кадрами в условиях ведения инновационной деятельности в результате чего:
- повысился уровень профессиональной компетенции педагогов, не только участников инновационной деятельности, но и всего педагогического коллектива. Об этом можно судить по качеству организованных с детьми занятий.
На протяжении 2017-18 учебного года педагогами ДОУ были организован ряд открытых мероприятий для слушателей курсов НИРО по разным модулям инновационной программы. Эти занятия показывают, что педагоги уверенно используют в работе с детьми по формированию навыков и привычек ЗОЖ такие современные технологии, как метод проектов, квест-технологию, возможности ИКТ-технологий. Самостоятельно находят и включают в занятия и в совместную деятельность вне занятий фрагменты детских обучающих фильмов или познавательных мультфильмов. Самостоятельно готовят нужные по тематике компьютерные презентации и др.
Слайд 17
О повышении качества образования мы судим не только по тем результатам, которые были достигнуты в повышении профессионального уровня педагогов, но главный наш показатель – это ребенок, выпускник детского сада. По завершении апробации инновационной программы в конце прошлого учебного года мы смогли сделать следующие выводы:
- по завершении первого модуля программы «Давайте познакомимся» улучшается социально-эмоциональное состояние воспитанников. Наблюдается определенное развитие коммуникативных навыков воспитанников (желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении).
- У детей постепенно меняется система ценностей: устанавливается отношение к здоровью как величайшей ценности в жизни (на доступном для дошкольника уровне) становится отправной точкой в формировании определенного поведения детей.
Слайд 18 (диаграмма)
На данных диаграммах хорошо видно, как меняется у детей представления о роли факторов, поддерживающих здоровье. На приоритетные позиции выходят такие условия как «спорт», «знания», «природа», «отдых».
- Самое значительное возрастание роли в системе ценностей отмечено для фактора «здоровый образ жизни».
Слайд 19 (перспективы работы)
Наши ближайшие перспективы – закончить формирование методического комплекта к Программе на каждую возрастную группу в заявленном авторами объеме: 10 занятий на средний возраст, 10-12 – на старший и 12-15 на подготовительную группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...

Опыт управленческой деятельности по теме: «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования»
Общая направленность представленного управленческого опыта состоит в практической организации инновационного образовательного художественно-эстетического пространства в ДОУ, ориентированного на освоен...
Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования
Семинар - практикум для старших воспитателей...
Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования
Семинар - практикум для старших воспитателей...

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (Консультация для педагогов)
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯЕкатерина Андреевна Шпилёва, старший воспитатель МДОУ – детского сада № 30 «Родничок» г.СерпуховаСовременное дош...
ADVICE-ТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ "СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ": «Патриотическое направление программы воспитания»
Сетевое сообщество в рамках деятельности Муниципальной инновационной площадки-ДОО №5,51,58 г.Улан-Удэ организовали advice-туры, в которых приняли участие 692 педагога из 26 ДОО Бурятии. МБДОУ де...