Консультация для воспитателей:«Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Макушева Светлана Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt-noyabr.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?»

Подготовила:

учитель-логопед

МАДОУ детский сад №16

Макушева С.В.

г. Туймазы, 2019

«Что такое артикуляционная гимнастика».

Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц речевого аппарата. К ним относятся – язык, губы, щеки, челюсти, неба.

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Поэтому каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать с координировано.

Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса. К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая -  зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

Как провести артикуляционную гимнастику с группой детей?

Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так:

•        Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок.

•        Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения.

•        Далее дети выполняют движение.

•        Взрослый проверяет выполнение движения по подгруппам (не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения.

Если упражнение хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения должны получиться у ребенка сразу или нет?

Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.

Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются движения или они выполняются несимметрично (по отношению к правой и левой половине лица), то лучше всего обратиться к логопеду. Также к логопеду следует обращаться, если у ребенка долго не отрабатывается плавность, точность и устойчивость движений органов артикуляционного аппарата.

Что делать, если у ребенка не получается артикуляционное упражнение? Я ему об этом сказала, а он теперь не хочет заниматься.

Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.

Лучше всего:

1)   Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!», «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.

2)   Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).

Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее, не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

1.        Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.

2.        Дифференцированность движений – движение выполняется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).

3.        Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.

4.        Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.

5.        Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.

6.        Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.

7.        Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Задачи по звуковой культуре речи

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы для своевременного развития произносительной стороны речи.

Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.

Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками й, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь.

Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, сь, з, зь, ц.

Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, ё, е, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, ль, р, рь.

Развивать навыки звукового анализа слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.

Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту  голоса.

Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

Вызывать правильное произношение звуков.

Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей.Артикуляционная гимнастика

        При разучивании песен часто наблюдается, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата....

Консультация для родителей "Как правильно проводить артикуляционную гимнастику"

Консультация для родителей "Как правильно проводить артикуляционную гимнастику"...

Консультация для воспитателей «Методика выполнения артикуляционная гимнастика»

Консультация для воспитателей «Методика выполнения артикуляционная гимнастика»...

Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»

Консультация учителя - логопеда для  воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»...

Консультация для родителей «Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику»

Консультация учителя-логопеда для родителей коррекционной группы...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА. «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. У ребенка органы артикуляции развиты крайне слабо, поэтому ем...