Консультация для воспитателей:«Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?»
Подготовила:
учитель-логопед
МАДОУ детский сад №16
Макушева С.В.
г. Туймазы, 2019
«Что такое артикуляционная гимнастика».
Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц речевого аппарата. К ним относятся – язык, губы, щеки, челюсти, неба.
В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Поэтому каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать с координировано.
Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?
В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!
С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса. К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.
С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая - зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.
С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.
Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.
С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.
Как провести артикуляционную гимнастику с группой детей?
Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так:
• Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок.
• Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения.
• Далее дети выполняют движение.
• Взрослый проверяет выполнение движения по подгруппам (не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения.
Если упражнение хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.
Артикуляционные упражнения должны получиться у ребенка сразу или нет?
Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.
Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются движения или они выполняются несимметрично (по отношению к правой и левой половине лица), то лучше всего обратиться к логопеду. Также к логопеду следует обращаться, если у ребенка долго не отрабатывается плавность, точность и устойчивость движений органов артикуляционного аппарата.
Что делать, если у ребенка не получается артикуляционное упражнение? Я ему об этом сказала, а он теперь не хочет заниматься.
Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.
Лучше всего:
1) Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!», «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.
2) Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).
Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?
Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее, не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.
При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:
1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
2. Дифференцированность движений – движение выполняется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).
3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.
Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.
Задачи по звуковой культуре речи
Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы для своевременного развития произносительной стороны речи. | Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в. | Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы. | Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками й, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь. | Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях. |
Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, сь, з, зь, ц. | Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, ё, е, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, ль, р, рь. | Развивать навыки звукового анализа слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки. | ||
Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса. | Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. | Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. | Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса. | |
Вызывать правильное произношение звуков. | Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. | Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. | Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-276780-1380094500.jpg)
Консультация для воспитателей и родителей.Артикуляционная гимнастика
При разучивании песен часто наблюдается, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-944740-1506359521.jpg)
Консультация для родителей "Как правильно проводить артикуляционную гимнастику"
Консультация для родителей "Как правильно проводить артикуляционную гимнастику"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/19/picture-1110879-1613735235.jpg)
Консультация для воспитателей «Методика выполнения артикуляционная гимнастика»
Консультация для воспитателей «Методика выполнения артикуляционная гимнастика»...
Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»
Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»...
Консультация для родителей «Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику»
Консультация учителя-логопеда для родителей коррекционной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/04/picture-1418476-1667567275.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА. «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. У ребенка органы артикуляции развиты крайне слабо, поэтому ем...