Консультация для воспитателей «Методика выполнения артикуляционная гимнастика»
консультация по логопедии
Консультация для воспитателей «Методика выполнения артикуляционная гимнастика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Методика выполнения артикуляционная гимнастика»
Цель: познакомить воспитателей ДОУ с методикой выполнения артикуляционной гимнастики.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в образовательном учреждении; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы:
• речевой слух,
• речевое внимание,
• речевое дыхание,
• голосовой и речевой аппарат.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
• Улучшения подвижности органов артикуляции;
• Увеличения объема и силы движений;
• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.
Методика проведения артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй недели. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. Чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упражнение «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. В начальный период ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Это своеобразная театрализованная импровизация. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.
Картинки – ассоциации дают возможность лучшего запоминания артикуляционного упражнения.
Можно использовать нетрадиционные формы – это артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти, языка, губ.
При совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно если эти движения свободны и пластичны, в организме происходит распределение энергии. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речевая способность ребенка, но и развиваются основные психические процессы - память, внимание и мышление.
Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
В своей работе я использую «Начальный комплекс артикуляционной гимнастики» Елены Николаевны Краузе и других авторов, таких, как Н.В. Нищева, Т.А. Ткаченко и т.д.
Таким образом, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.
Оборудование:
- Презентация «Методика выполнения артикуляционная гимнастика»
- Начальный комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы по Е. Краузе;
- Артикуляционная гимнастика в картинках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-255009-1371586340.jpg)
Консультация для родителей "Правила выполнения артикуляционной гимнастики"
Развитие движений органов артикуляционного аппарата является залогом правильного звукопроизношения детей и развития речи в целом. Для того чтобы правильно выполнять упражнения артикуляционной ги...
Консультация для воспитателей. Методика выполнения упражнений по здоровьесберегающей технологии «Стена осанки»
Правильная осанка: 5 упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/12/picture-1198374-1576162007.jpg)
Консультация для родителей. Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/13/picture-1032770-1526189428.jpg)
Консультация для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики.
Консультация "Помощь родителям по выполнению артикуляционной гимнастики"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/19/picture-1110879-1613735235.jpg)
Презентация «Методика выполнения артикуляционная гимнастика»
Презентация «Методика выполнения артикуляционная гимнастика»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-1132776-1554132320.jpg)
Консультация для воспитателей «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
В консультации описаны методы и приёмы, игры для развития артикуляционной и дыхательной гимнастики....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-1132776-1554132320.jpg)
Консультация для воспитателя "Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
Подборка игр и упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике....