Проект: «Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте»
проект (младшая группа)
Актуальность методической темы:
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Недостаточно внимания уделяется экспериментаторской деятельности детей раннего возраста. Все, что окружает малыша – вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. К сожалению, в нашей группе недостаточно методической литературы, разработанных перспективных планов, конспектов игр-занятий, отсутствует уголок для экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_eksperimentirovaniyu_taychina_d.f_.docx | 579.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Медвежонок» г. Надым»
Проект: «Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте»
Воспитатели: Гильмуллина Р.В
Тайчина Д.Ф
г. Надым, 2018 г.
Актуальность методической темы:
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Недостаточно внимания уделяется экспериментаторской деятельности детей раннего возраста. Все, что окружает малыша – вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. К сожалению, в нашей группе недостаточно методической литературы, разработанных перспективных планов, конспектов игр-занятий, отсутствует уголок для экспериментирования.
Цель: Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей экспериментирование детей раннего возраста
Задачи:
1. Изучить и накопить теоретический материала по теме, создать методический продукт
2. Разработать и реализовать план-программу
3. Создать условия для экспериментирования
4. Подбор приборов и оборудования для мини-лабораторий
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.
Формы проведения: эксперименты, занятия, игры, беседы, наблюдение.
Сроки проведения: долгосрочный(2017-2018 уч. год)
Этапы реализаций:
1 этап - подготовительный
-изучение и накопление теоретического материала по теме, создание методического продукта.
2 этап - основной
-разработать и реализовать план-программу по проекту
3 этап - заключительный
-подвести итоги и представить результаты
Ожидаемый результат:
- обогащение предметно-развивающей среды
- проявление интереса у детей к экспериментированию
Реализация методической темы:
Сентябрь, октябрь:
1. Подбор материала по данной теме
2. Постановка целей и задач
3. Изучение темы «Организация мини-лаборатории в детском саду»
4. Составление алгоритма проведения занятия - экспериментированию
5. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.
Планирование работы с детьми
месяц | тема | задачи | |
ноябрь | «Какая бывает вода» «Игры с султанчиками» «Мутная водица» «Сладкая водичка» | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха) Познакомить со свойством воздуха - движение Дать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной Формировать представление о том, что в воде растворяется сахар | |
декабрь | «Игры с соломинкой» «Разноцветная водица» «Холодный - горячий» «Знакомство с песком» | Дать понятие о том, что люди дышать воздухом Познакомить, как можно окрасить воду Учить определять температуру воды Познакомить с основными свойствами песка | |
январь | «Какой это снег»
«Как превратить снег в воду» «Превращение воды» «Узнай по запаху» | Познакомить со свойствами снега (холодный, блестит, сверкает) Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле) Познакомить со свойствами воды (превращение воды при низких температурах) Дать представление об органах чувств (нос) | |
февраль | «Ветер, ветер, ты могуч» «Тесто, ее свойства и качества» «Мы печем пироги» «Плавает-тонет» | Познакомить с природным явлением Дать понятие, что тесто мягкое, пластичное Расширять знания о тесте (лепка) Учить определять легкие и тяжелые предметы | |
Март | «Бумага, ее качества и свойства» Аппликация «Салфетки» «Что в пакете» «Поплывет – не поплывет» | Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги. Определять ее качества (цвет, гладкость) и свойства (рвется, режется). Дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть теплым, холодным, влажным и т. д. Дать представления о весе предметов | |
апрель | «Посадка лука» «Здравствуй, солнечный зайчик» «Знакомство с песком» «Древесина, ее качества и свойства» | Уточнить представления о луковице, показ, необходимое наличие света и воды для роста растений. Дать представления о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отражающийся от зеркала. Познакомить с основными свойствами песка. Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качества | |
май | «Спрячь пуговку» «Домик для зайчика» «Ткань, ее качества и свойства» | Способствовать накоплению представлений о свойствах воды Расширить знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться. Учить узнавать вещи из ткани. Определять ее качества (толщина, прозрачность, мягкость) и свойства (мнется, режется) |
Работа с родителями
месяц | Активные формы работы |
сентябрь | Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте» |
октябрь | 1. Консультация: « Роль экспериментирования в раннем возрасте». 2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. |
ноябрь | Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома». |
декабрь | Пополнение уголка детского экспериментирования |
Январь | «Мы печем пироги» открытое занятие |
февраль | Статья: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование» |
март | Семинар-практикум «Экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» |
апрель | Фотовыставка: «Мы экспериментируем». |
май | Презентация проекта: «Экспериментирование с предметами и веществами в раннем возрасте» |
Создание развивающей среды:
1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители (акварельные краски)
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки;
2. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:
1. Свойства воды;
2. Воздух и его свойства;
3. Твердое тело: камень; песок
4. Свойства бумаги
Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром
Занятие 1
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.
Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные
Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше-меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей.
Ход занятия
Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас в гости, в свою лабораторию. Пойдём? Давайте все наденем халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного.
1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины). Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка сколько нужно песчинок? Много(ответы детей). А в песочнице сколько песчинок? Много. Песок состоит из множества песчинок.
Вывод: Песок состоится из множества песчинок.
2. Ребята, давайте потрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые.
А теперь давайте проведём эксперимент с песком (Дети поливают песок водой) Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? ( Ответы детей) – Потому что мы полили песок водой.
Песок бывает сухой, но если песок полить водой он становится мокрым. Наше путешествие по лаборатории профессора Знайкина продолжается. Перед вами стоят два тазика, один с сухим песком, другой с мокрым песком. Сейчас мы будем делать пирожки с помощью формочек.
Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, с него не получается лепить. (Ответы детей). А теперь пробуем лепить с мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый. (Ответы детей).
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого нельзя.
Занятие 2
Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.
Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.
Воспитывать желание помогать близким.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки; чудесный мешочек; поролон.
Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый
Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек», «Какого цвета?»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей
Ход занятия
Ребята, к нам в гости пришёл профессор Знайкин. Знайкин приглашает нас снова провести опыты, одевайте халаты. (Дети одевают халаты и проходят к столу) На столе лежат камни разного размера (большие и меленькие).
Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни тяжёлые или лёгкие? ( Ответы детей) А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие. Ребята камни бывают тяжёлые и легкие.
А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на подоконник, а другой мешочек положим на батарею.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Ребята, а теперь давайте потрогаем камни из мешочков. Какие камни в этом мешочке, холодные или теплые. (Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя) Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается, потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и сини. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями. Что сегодня узнали? Давайте прощаться с профессором.
Занятие 3
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.
Дать представление о том, что воздух невидим.
Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.
Обогащать словарь.
Вызвать положительные эмоции настроя.
Оборудование: телефон, халаты, очки, колпак, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.
Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая
Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей
Ход занятия
Позвонил телефон, звонит профессор Знайкин. Он снова приглашает нас к себе в гости, в лабораторию. Давайте снова оденем халаты. Дети одевают халаты. Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята, посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один в прозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.
Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям, как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Анечка, что в пакете? Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.
Молодцы ребята, теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.
Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй». Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.
Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайте бумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.
А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся.
То же самое проделать с толстой бумагой.
Вывод: Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.
Ребята, вам понравились опыты с профессором Знайкиным. Дети повторяют, чем они сегодня занимались. Прощаются, снимают халаты.
Картотека опытов
Эксперименты с водой
Тема: «Что получиться?»
Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.
Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.
Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель то же самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.
Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.
Эксперименты с песком
Тема: «Следы»
Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.
Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).
Вывод: На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.
Эксперименты с воздухом
Тема: «Утопим игрушки»
Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.
Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.
Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.
Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.
Эксперименты с камнями
Тема: «Легкий – тяжелый»
Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.
Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).
Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.
Эксперименты с бумагой
Тема: «Бумажные листочки»
Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.
Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.
Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).
Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.
Сценарий родительского собрания
Тема: Экспериментаторская деятельность детей раннего возраста
Форма проведения собрания: семинар-практикум
Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.
Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.
План собрания
1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».
2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.
Ход собрания
1 часть.
«Маленькие исследователи»
Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»
Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.
Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.
Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.
Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.
Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.
Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.
Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.
Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.
2 часть.
Элементарные опыты:
Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»
Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
1. активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Анализируя данный проект можно сделать следующие выводы:
¬ Материалы для разработанного проекта выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
¬ Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на экспериментирование.
¬ Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог -родители. Родители принимали участие в реализации проекта на этапе закрепления интереса к экспериментам и дали положительную оценку проведенной работе.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к экспериментальной деятельности в различных ситуациях необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.
Литература.
1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;
3. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
4. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;
5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;
6.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;
7.Потапова Т.В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва: ЦС ВООП, 2000;
8. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста
Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний...
Перспективное планирование игр - занятий со строительным материалом в первой группе раннего возраста (1,5-2 года)
Перспективное планирование игр - занятий со строительным материалом в первой группе раннего возраста (1,5-2 года)...
Диагностические материалы по адаптации детей раннего возраста.
Методики для диагности по адаптации группе раннего возраста в ДОУ....
Проект: «Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте»
Цель: Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей экспериментирование детей раннего возрастаЗадачи:1. Изучить и накопить теоретический материала по теме, создать методический продукт2. Р...
Проект: «Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте»
Актуальность методической темы:Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, игрушки, животные, растения, вода, пе...
Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ
Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...