Диагностические материалы по адаптации детей раннего возраста.
материал (младшая группа) на тему
Методики для диагности по адаптации группе раннего возраста в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie._diagnostika_po_opytu_rab.docx | 70.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.
Приложение к педагогическому опыту работы
«Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении»
Материалы диагностики.
Составила: Угач Светлана Санировна
Воспитатель группы раннего возраста
В МДОБУ Д/С № 5 «Тынденок»
г. Тында, 2014г.
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.
№ п/п | Параметры | Дополнительный вопрос к матери | Оценка в баллах или словесно | |
I. Поведение | ||||
1.1 | Настроение: бодрое, уравновешенное, раздражительное, неустойчивое, подавленное | Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка? | 3 2 1 | |
1.2 | Сон | |||
1.2.1 | Засыпание | |||
1.2.1.2 | Длительность: быстрое до 10 минут, медленное, отказ от сна | Как засыпает ребенок? | 3 2 1 | |
1.2.1.3 | Характер: спокойный, переменчивый неспокойный | 3 2 1 | ||
1.2.1.4 | 1) использую дополнительные воздействия 2) без дополнительных воздействий | Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? | 1 3 | |
1.2.1.5 | Сон: длительность соответствует возрасту, не соответствует возрасту не спит | Какова длительность сна? | 3 2 1 | |
1.3 | Аппетит: хороший, избирательный, неустойчивый, плохой | Какой аппетит у ребенка? | 3 2 1 | |
1.4 | Отношение к высаживанию на горшок: положительное, отрицательное | Как ребенок относится к этой процедуре? | 3 1 | |
1.5 | Навыки опрятности: просится на горшок, не просится, но бывает сухой, не просится, ходит мокрый | 3 2 1 | ||
1.6 | Отрицательные привычки: есть (какие?), нет | Сосет пустышку, палец, раскачивается и др. | 1 | |
II. Нервно-психическое развитие | ||||
2.1 | Возраст 1 г. 6 мес.— 1 г. 9 мес. Понимание речи Движения Игра Навыки | Выявляются методом диагностики | 3 2 1 | |
2.2 | Возраст 1 г. 9 мес. — 2 г. Понимание речи Активная речь Игра Навыки | Соответствует возрасту Ниже на один эпикризисный срок Ниже на 2—3 эпикризисных срока | 3 2 1 | |
III. Личность | ||||
3.1 | Проявление познавательных потребностей | Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке? | 3 2 1 | |
3.1.1 | В повседневной жизни: недостаточно проявляет, не проявляет | а) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке? б) Интересуется ли действиями взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив? | 3 2 1 | |
3.1.2 | При обучении: проявляет интерес, активность; недостаточно проявляет; не проявляет | 3 2 1 | ||
3.2 | Инициативность | |||
3.2.1 | Инициативность в игре: проявляет инициативность по всем указанным параметрам, умеет сам найти для себя дело: Да, нет | 3 1 | ||
Есть фаза подготовки игры самостоятельно, с помощью взрослого Есть элементы воображения; Да, нет | 3 2 3 1 | |||
3.2.2 | Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми: вступает в контакт по своей инициативе, сам не вступает в контакт | 3 2 1 | ||
3.2.3 | Инициативность во взаимоотношениях с детьми: вступает в контакт по своей инициативе, сам не вступает в контакт | 3 2 1 | ||
3.3 | Результативность: доводит начатое дело до конца, не всегда, не доводит | 3 2 1 | ||
3.4 | Самостоятельность в игре: умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого, не всегда, не играет сам | 3 2 1 | ||
3.5 | Социальные связи | |||
3.5.1 | Социальные связи со взрослыми: легко идет на контакт, избирательно, трудно | 3 2 1 | ||
3.5.2 | Контакты с детьми: вступает легко, избирательно, трудно | 3 2 1 | ||
3.5.3 | Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми: есть, недостаточные, нет | 3 2 1 | ||
3.5.4 | Уверенность в себе: есть, не всегда, нет | 3 2 1 | ||
3.5.5 | Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка: Да, не всегда, нет | 3 2 1 | ||
3.5.6 | Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.). Как перенес: легко, нет | 3 2 1 | ||
3.5.7 | Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых | К кому именно | ||
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов): 3 - 2,6 б. – готов 2,5 - 2 б. – условно готов 1,9 - 1,6 б. – не готов |
Метод оценки эмоционального состояния ребенка.
Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает невозможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.
Страх
· Приход в детский сад, появление где-нибудь;
· незнакомая удивительная игрушка;
· поломка игрушки;
· плач, крик сверстника, друга;
· нападение сверстника, друга;
· незнакомый звук;
· воспитатель запрещает, ругается, кричит;
· незнакомая комната;
· появление незнакомых взрослых или детей;
· приближение незнакомых людей.
Гнев
· Уход матери;
· желание иметь что-то, чем обладает сверстник;
· желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;
· желание иметь что-то, что нельзя взять;
· трудная игрушка, поломка игрушки;
· внимание близкого, обращено на другого ребенка;
· другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;
· воспитатель забирает игрушку;
· физическое наказание;
· воспитатель обижает, ругается;
· наличие препятствия;
· возвращение матери.
Радость
· Приход, прибытие куда-либо;
· Выполнение задания;
· Смотрит в зеркало на себя;
· Смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;
· Сверстник дурачится;
· Внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;
· Смешной (незнакомый) звук;
· воспитатель дурачится, напевает.
Печаль
· приход в детский сад;
· уход матери, близкого взрослого;
· игра, общение со сверстниками;
· невнимание со стороны взрослого;
· наказание, порицание взрослого;
· трудности при выполнении задания;
· сверстники не принимают в игру.
Интерес
· приход в группу, прогулка;
· незнакомый взрослый;
· незнакомый сверстник;
· новая игрушка;
· незнакомая игра;
· рассказ взрослого или показ чего-либо;
· проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;
· подготовка к праздникам.
Удивление
· появление чего-либо/кого-либо в группе;
· незнакомая игрушка;
· на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;
· новая игра;
· знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;
· близкий взрослый общается иначе.
Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются следующие таблицы фиксации результата.
Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.
Степень выраженности | Характеристика | Способы проявления |
1-я степень | внешние проявления негативных эмоций отсутствуют или выражены незначительно | |
2-я степень | Эмоциональные проявления выражены средне | Мимика, поза, слова и т.д. |
3-я степень | Эмоции выражены сильно | Мимика, речь, двигательная активность |
Таблица 2. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.
1-я степень | 2-я степень | 3-я степень | |
Страх | спокоен, нерешителен, малоактивен | хмурит брови, возбужден, напряжен | отказывается смотреть, убегает, плачет, хватается за близкого, замирает, визжит |
Гнев | спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо | убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки | все отвергает, плачет, дерется |
Радость | расслаблен, слегка улыбается | обнимается, активно играет, широко улыбается | размахивает руками, прыгает, хвастается, хохочет, дурачится, восторженно кричит |
Печаль | спокоен, малоактивен, | хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы | плачет, все отвергает, капризничает |
Интерес | практически не интересуется ничем новым, предпочитает старые игрушки, уклоняется от незнакомых | играет с новыми игрушками, улыбается при встрече с новым | активно интересуется всем происходящим, задает вопросы взрослым |
Удивление | не выказывает удивления, не обращает внимания на необычное | широко открывает глаза и рот от удивления, | подбегает к тому, что его удивило, расспрашивает окружающих об этом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор диагностических методик ( Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе).
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования образователь...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...
Материалы для родителей по адаптации детей раннего возраста.
Адаптационный период ребенка раннего возраста....
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...
Родительское собрание для родителей детей раннего возраста. «Адаптация детей раннего возраста»
Родительское собрание для родителей детей раннего возраста.«Адаптация детей раннего возраста»Ведущие : воспитатели группы.Цель: Формирование дружеских, доверительных взаимоотношений ...