Программа по театрализованной деятельности "Театр "Ладушки""
учебно-методический материал (младшая группа)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
(с 3 до 4лет)
по театрализованной деятельности
«Театр «Ладушки»»
срок реализации 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_ladushki.docx | 42.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
(с 3 до 4лет)
по театрализованной деятельности
«Театр «Ладушки»»
срок реализации 1 год
2018 г.
Содержание
I. Целевой раздел | |||
1.1 | Пояснительная записка | 3 | |
1.2 | Цель и задачи программы | 3 | |
1.3 | Целевые ориентиры | 4 | |
II.Содержательный раздел | |||
2.1 | Содержание образовательной деятельности с детьми. | 4 | |
2.2 | Основные направления программы | 5 | |
2.3 | Формы работы с детьми | 5 | |
2.4 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 6 | |
III. Организационный раздел | |||
3.1 | Материально-техническое обеспечение | 6 | |
3.2 | Здоровьесберегающие технологии | 6 | |
3.3 | Литература | 7 | |
Приложение | |||
1 | Календарно-тематическое планирование | 7 |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Выразительность речи у детей развивается в течение всего дошкольного возраста. Привычку к публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность всегда радует детей и пользуется у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, т.к. участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеют нравственную направленность. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской игры.
1.2. Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
- Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
- Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомство с устройством театра, с разными видами театров).
- Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе, создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
- Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (имитации, мимике и пантомиме).
- Способствовать развитию речевой функции, правильного произношения, фонематического слуха.
- Активизировать словарь детей, обогащать словарный запас, формировать умение вести диалог.
- Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Срок реализации программы 1 год
Программа рассчитана для детей 3 - 4 лет (вторая младшая группа). Данный вид деятельности рекомендуется один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 10-15 минут.
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный - в октябре, итоговый – в мае.
1.3. Целевые ориентиры
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Речь является полноценным средством общения с другими детьми.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных играх.
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности с детьми.
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
2.2. Основные направления программы
1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
2.3. Формы работы с детьми
- игра
- импровизация
- инсценировки и драматизация
- объяснение
- рассказ детей
- чтение воспитателя
- беседы
- просмотр видеофильмов
- разучивание произведений устного народного творчества
- обсуждение
- наблюдения
- словесные, настольные и подвижные игры.
- пантомимические этюды и упражнения.
2.4. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
- Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник».
- Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка.
- Папка - передвижка «Что такое театр?»; «Кукольный театр»
- Папка – передвижка – консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
- Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка»
- Помощь родителей в подготовке к спектаклю (изготовление костюмов, декораций)
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
- театр настольный
- театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации)
- персонажи с разным настроением
- готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы
- атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду
- настольная и напольная ширмы
- плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок
- декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.)
- наборы кукол для пальчикового театра; перчаточные куклы, варежковые куклы
- куклы би-ба-бо, марионетки. тростевые куклы,
- игрушечные персонажи (резиновые и мягкие игрушки-прыгунки)
- декорации
3.2. Здоровьесберегающие технологии
- дыхательная гимнастика
- артикуляционная гимнастика.
- пальчиковые игры со словами,
- гимнастика для глаз,
- физкультминутка, динамические паузы.
3.3. Литература
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991г.
Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
Альхимович С.А.. Театр Петрушки в гостях у малышей.
Вакуленко Ю.А.,., О.П. Власенко. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду - Волгоград: Учитель, 2008.
Горохова Л.А.., Т.Н. Макарова. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ.
Лазаренко О.И. «Артикуляционно - пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г
Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
Лыкова И.А. «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
Лыкова И.А. «Театр на пальчиках» М.2012г.
Маханова М.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г. М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2009г.
Макарова Л.П., В.Г. Рябчикова,. Н.Н.Мосягина.
Новотворцев Н. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.
Орлова Ф.М. и Е.Н Соковина. Нам весело.
Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Совушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
Сорокина Н.Ф.. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004.
Театрализованные праздники для детей.- Воронеж, 2006.Г.А.Лапшина. - Волглград, 2007.
Чусовская А.Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.
Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г.
Ярыгина О.Г. «Мастерская сказок» М.:2010г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Содержание | Формы работ |
Сентябрь | 1 неделя | «Давайте знакомиться!» | Знакомство с уголком, в котором будут проходить занятия. | Беседа, рассматривание, диалог. |
2 неделя | «Для деда и бабы курочка Ряба яичко снесла золотое» | Познакомить со сказкой «Курочка Ряба». | Рассказывание, беседа, игра. | |
3 неделя | «Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки» | Познакомить детей с «перчаточным» театром. Обогащать словарный запас детей. | Пересказ, подвижная игра. | |
4 неделя | «Курочка и цыплята» | Способствовать развитию выразительных средств (голоса, движения). | Подвижная игра, разыгрывание. | |
Октябрь | 1 неделя | «Забыла девочка котенка покормить» | Развивать более точные имитационные движения. Способствовать развитию диалогической речи. | Рассказывание, беседа, подвижная игра. |
2 неделя | «Каждому хочется котеночку помочь» | Развивать умение изображать зверей в движениях и голосом. Формировать четкое произношение отд. звуков. | Рассказывание, обыгрывание, элементы танца. | |
3 неделя | «Волшебная шкатулка» | Формировать умение подробно рассказывать. Активизировать речь и словарь детей. | Отгадывание загадок, пересказ. | |
4 неделя | «Котеночек наелся молока и стал веселым он тогда» | Познакомить детей с элементами игры - драматизации. Формировать четкое произношение отдельных звуков. | Подвижная игра, драматизация. | |
Ноябрь | 1 неделя | «Желтый маленький комочек» | Развивать умение выполнять имитационные движения в соответствии с текстом. | Отгадывание загадок, имитационные упражне-ния, подвижная игра. |
2 неделя | «Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет» | Продолжать развивать умение выполнять имитационные движения. | Рассказ, беседа, имитации-онные упражнения. | |
3 неделя | «Волшебный сундучок» | Способствовать развитию актерских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников. | Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения. | |
4 неделя | «Мешок с сюрпризом» | Формировать исполнительские умения. Развивать умение вести диалог. | Сюрпризный момент, драматизация. | |
Декабрь | 1 неделя | «Потеряли котятки по дороге перчатки» | Познакомить с новой сказкой С. Маршака «Перчатки». Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением. | Чтение сказки, беседа, подвижная игра. |
2 неделя | «Спасибо, котятки, за перчатки!» | Способствовать развитию мимики у детей. | Отгадывание загадок, ми-мические этюды. | |
3 неделя | «Выросла репка большая-пребольшая» | Развивать имитационные движения. Способствовать четкому произно-шению отдельных фраз и звуков. | Рассматривание, слуша-ние, имитац. упражнения. | |
4 неделя | «Тянут – тянут – вытянуть не могут!» | Формировать умение выполнять имитационные движения в соответствии со словами взрослого. | Пересказ, имитационные упражнения. | |
Январь | 1 неделя | «Дедушке все помогали» | Формировать умение работать в коллективе. Продолжать развивать умение вести диалог. | Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения. |
2 неделя | «Без друзей нам не прожить» | Познакомить детей с новой сказкой «Как собака друга искала». | Игра, рассматривание иллюстраций, беседа. | |
3 неделя | «Очень жить на свете туго без подруги или друга». | Совершенствовать умение двигаться в соответствии со словами текста. Развивать фонематический слух. | Рассказывание, беседа, подвижная игра. | |
Февраль | 1 неделя | «Собачке грустно» | Познакомить детей с пантомимой. Развивать артистические способности. | Рассказывание, пантомимические упражнения. |
2 неделя | «Как собачка друга искала». | Вызвать желание у всех детей участвовать в драматизации сказки. Активизировать словарь детей. | Отгадывание загадок, драматизация. | |
3 неделя | «Воробей клевал зерно, кот хозяйский - цап его!» | Развивать умение выполнять имитационные движения согласно текста. | Сюрпризный момент, рассказывание, имитационные упражнения. | |
4 неделя | «Воробей и кот» | Совершенствовать мимику и жесты. Формировать речевую функцию. | Подвижная игра, рассказывание. | |
Март | 1 неделя | «Хитрый воробышек обманул кота» | Развивать умение активно и в такт двигаться под музыку. | Отгадывание загадок, ряжение, рассказывание. |
2 неделя | «Почему кот моется после еды» | Учить детей основам драматизации. Упражнять в четком произношении отдельных звуков и фраз. | Подвижная игра, драматизация. | |
3 неделя | «Лисичка и заяц» | Познакомить детей с новой сказкой «Лиса, заяц и петух». Обогащать словарь детей. | Рассказывание, подвижная игра, рассматривание иллюстраций. | |
4 неделя | «Каждый хочет заиньке помочь» | Вызвать желание участвовать в пантомимических упражнениях. | Беседа, имитационные упражнения. | |
Апрель | 1 неделя | «Хитрая лиса» | Закреплять умение выполнять имитационные движения согласно текста. | Рассматривание, ряжение, имитацион. упражнения. |
2 неделя | «Уходи, лиса, с печи!» | Формировать умение и желание работать в коллективе. Совершенствовать умение вести диалог. | Отгадывание загадок, имитацион. упражнения. | |
3 неделя | «Лиса, заяц и петух» | Способствовать развитию умения детей делать правильный выбор в своей деятельности. | Отгадывание загадок, драматизация. | |
4 неделя | «Теремок» | Познакомить детей со сказкой «Теремок». Вырабатывать интонационную выразительность речи. | Рассказывание, беседа, упражнения на развитие интонации. | |
Май | 1 неделя | «Кто в теремочке живет» | Совершенствовать имитационные движения. Совершенствовать фонематический слух. | Игра, рассказывание, имитационные упражнения. |
2 неделя | «В тесноте, да не в обиде» | Привлечь детей для участия в игре - имитации, способствовать развитию умения двигаться в такт музыке. | Отгадывание загадок, игра - имитация, танцевальные движения. | |
3 неделя | «Дайте срок, построим теремок» | Закреплять умение выполнять имитационные упражнения под музыку. Продолжать работу по обогащению словаря воспитанников. | Отгадывание загадок, имитационные упражнения. | |
4 неделя | «Ох, красивый теремок!» | Провести драматизацию сказки «Теремок». Закреплять четкое произношение в речи дошкольников отдельных фраз. | Ряжение, драматизация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по театрализованной деятельности: "Юные артисты"
Театр– это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир.С.И. Мерзлякова.Театральная игра способствует развитию всех видов детского творчества: художественно-речевого, ...
программа по театрализованной деятельности
Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства. Задачи 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2. Сове...
Программа по театрализованной деятельности " Мы играем в театр" для старших дошкольников
Программа по театрализованной деятельности для детей старшей и подготовительной группы " МЫ ИГРАЕМ В ТЕАТР" в соответствии с новыми требованиями ФГТ....
Программа по театрализованной деятельности
ПРОГРАММА по театрализованной деятельности детской театральной студии "Театральные ступеньки»...
Дополнительная образовательная программа по театрализованной деятельности "Теремок"
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы 1год. Основная её цель : развитие у дошкольников психо-физических способностей (...
Учебная программа по театрализованной деятельности
Рабочая программа по театрализованной деятельности. Программа рассчитана на 2 года обучения в ДОУ. Предназначена музыкальным руководителя, старшим воспитателям и педагогам - театралам....
Программа по театрализованной деятельности старших дошкольников "Театр маленьких актеров"
Мной разработана программа по эмоциональному и артистическому развитию старших дошкольников с подробными конспектами занятий. Кроме того, в программу помещена диагностика артистических способнос...