Учебная программа по театрализованной деятельности
методическая разработка (старшая группа) по теме
Рабочая программа по театрализованной деятельности. Программа рассчитана на 2 года обучения в ДОУ. Предназначена музыкальным руководителя, старшим воспитателям и педагогам - театралам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по театрализованной деятельности | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Театр – волшебный край,
в котором ребёнок радуется играя,
а в игре он познаёт мир.
С.И. Мерзлякова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Учёные рассматривают личность ребёнка с точки зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребёнка в преобразовании. Такой деятельностью является игра.
Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии организации её как свободной самостоятельной деятельности. Только тогда она оказывает своё формирующее воздействие на личность ребёнка.
В настоящее время учёные обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни детей, ей не находится места в режиме детского сада. Не понимается важнейшая роль игры для полноценного развития ребёнка, так как самостоятельная деятельность детей составляет сущность всего воспитания.
Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства Образования и
Науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655) перед нами встала задача по разработке новой программы по театрализованной деятельности с учётом реализации образовательных областей, что и является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации воспитательно-образовательного процесса.
Программа «В гостях у сказки» разработана на основе программ «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной и «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Программа направлена на решение следующих задач:
1.Формировать у детей умение вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.
2.Систематизировать знания детей о театральной культуре, обогатить их
театральный опыт.
3.Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Основными принципами программы являются принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.
В результате прохождения программного материала дети будут
Иметь представление о:
— театре, театральной культуре;
— устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
— театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).
Знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновом, пластмассовом, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол, марионетки.
Уметь:
— разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства
выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
— самостоятельно разыгрывать сценки по знакомым сказкам, песням, с использованием кукол, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций, распределять между собой обязанности и роли;
— чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
— выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
Специфика работы с детьми дошкольного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.
Для выявления результатов реализации программы «В гостях у сказки» проводится диагностика два раза в год: входящая — в сентябре, итоговая — в мае с использованием тестовых заданий.
Программа «В гостях у сказки» направлена на формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:
- «Введение в программу»
- «Основы театральной культуры»
- «Ритмопластика»
- «Театрализованная игра»
Изучение программы «В гостях у сказки» завершается постановкой спектакля. Программа рассчитана на детей 5-7 лет, срок реализации 2 года.
Общее количество непосредственно образовательной деятельности — 62 часа.
Учебно-тематический план
программы «В гостях у сказки»
I год обучения
№ | Наименование разделов и тем курса | Всего | Контроль |
Раздел 1. Введение в программу | |||
1.1. | «Давайте познакомимся» | 2 | Вводное тестирование |
Итого по разделу: | 2 | ||
Раздел 2. Основы театральной культуры | |||
2.1. | «Что такое театр?» | 2 | Театрализованная викторина |
2.2. | «Театр – особое царство» | 2 | |
2.3. | «Сказки из сундучка» | 1 | |
2.4. | «Тишина! Идёт спектакль!» | 2 | |
2.5. | «Всё о театре» | 1 | |
Итого по разделу: | 8 | ||
Раздел 3. Ритмопластика | |||
3.1. | «Фантазёры» | 1 | |
3.2. | «В зоопарке» | 2 | |
3.3. | «Далёкое путешествие» | 2 | |
3.4. | «Угадай-ка» | 1 | |
3.5. | «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?» | 2 | |
3.6 | «Сценки-малышки из знакомой книжки» | 1 | Театрализация сказки |
Итого по разделу: | 9 | ||
Раздел 4. Театрализованная игра | |||
4.1. | «Удивительный мир кукол» | 2 | Драматизация сказки |
4.2. | «Сказки на столе» | 2 | |
4.3. | «Куклы на сцене» | 1 | |
4.4. | «Весёлые зверушки» | 1 | |
4.5. | «Вот как я умею» | 2 | |
4.6. | «Театральная разминка» | 2 | |
4.7. | «Игра в спектакль» | 2 | |
Итого по разделу: | 12 | ||
Всего: | 31 |
Задачи I года обучения:
- Способствовать развитию пластической выразительности и правильной артикуляции.
- Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
- Знакомить с устройством театра и театральной терминологией.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
Содержание программы
«В гостях у сказки»
I год обучения
Раздел 1
Введение в программу
Тема 1.1. «Давайте познакомимся»
Знакомство с оборудованием театральной студии. Правила поведения в театральной студии.
Раздел 2
Основы театральной культуры
Тема 2.1. «Что такое театр?»
Виды театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки.
Тема 2.2. «Театр – особое царство»
Ознакомление с видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.
Тема 2.3. «Сказки из сундучка»
Понятие театральные профессии: гример, костюмер, актёр.
Тема 2.4. «Тишина! Идёт спектакль!»
Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.
Тема 2.5. «Всё о театре»
Рассматривание альбома. Изготовление театральных билетов.
Раздел 3
Ритмопластика
Тема 3.1. «Фантазёры»
Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».
Тем 3.2. «В зоопарке»
Музыкально-образные характеристики животных, птиц. Пластичность жестов.
Тема 3.3. «Далёкое путешествие»
Имитация повадок животных. Образная характеристика.
Тема 3.4. «Угадай-ка»
Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление .
Тема 3.5. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?»
Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи.
Тема 3.6. «Сценки-малышки из знакомой книжки»
Понятие: режиссёр, декоратор. Обыгрывание небольших по объёму сценок.
Раздел 4
Театрализованная игра
Тема 4.1. «Удивительный мир кукол»
Виды кукол: настольные, куклы с «живой рукой». Показ способов действия с куклами.
Тема 4.2. «Сказки на столе»
Особенности настольного театра. Обучение способам действия.
Тема 4.3. «Куклы на сцене»
Назначение и удобство театральной ширмы. Возможности ширмы.
Тема 4.4. «Весёлые зверушки»
Знакомство с элементами актёрского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.
Тема 4.5. «Вот как я умею»
Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика.
Тема 4.6. «Театральная разминка»
Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.
Тема 4.7. «Игра в спектакль»
Драматизация сказки «Кто сказал: «Мяу?».
Учебно-тематический план
программы «В гостях у сказки»
II год обучения
№ | Наименование разделов и тем курса | Всего | Контроль |
Раздел 1. Введение в программу | |||
1.1. | «Наш любимый зал опять очень рад встречать ребят» | 2 | Тестирование |
Итого по разделу: | 2 | ||
Раздел 2. Основы театральной культуры | |||
2.1. | «Что мы знаем о театре?» | 2 | Изготовление альбома о театре |
2.2. | «Театры разных стран» | 2 | |
2.3. | «Кто главней?» | 1 | |
2.4. | «Встреча в театре» | 2 | |
2.5. | «Хочу всё знать» | 1 | |
Итого по разделу: | 8 | ||
Раздел 3. Ритмопластика | |||
3.1. | «Марионетки» | 1 | |
3.2. | «Цирк зверей» | 2 | |
3.3. | «По волнам любимых телепередач» | 2 | |
3.4. | «Мы не скажем, а покажем» | 1 | |
3.5. | «У нас сегодня маскарад» | 2 | |
3.6 | «Театр-миниатюр» | 1 | Театрализация сказки |
Итого по разделу: | 9 | ||
Раздел 4. Театрализованная игра | |||
4.1. | «Театр двух актёров» | 2 | Постановка спектакля «Сказка о красках» |
4.2. | «Весёлые сочинялки» | 2 | |
4.3. | «Пойми меня» | 1 | |
4.4. | «Игры с бабушкой Забавой» | 1 | |
4.5. | «Волшебный мир эмоций» | 2 | |
4.6. | «Полёт на Луну» | 2 | |
4.7. | «Играю роль» | 2 | |
Итого по разделу: | 12 | ||
Всего: | 31 |
Задачи II года обучения:
- Побуждать детей создавать образы животных с помощью выразительных средств.
- Совершенствовать умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства и умение строить диалог с партнёром на заданную тему.
- Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
- Углубить понимание детей о театральной терминологии и зрительской культуре.
Содержание программы
«В гостях у сказки»
II год обучения
Раздел 1
Введение в программу
Тема 1.1. «Наш любимый зал опять очень рад встречать ребят»
Знакомство с новыми детьми. Правила поведения в театральной студии. Дружеские взаимоотношения.
Раздел 2
Основы театральной культуры
Тема 2.1. «Что мы знаем о театре?»
Знакомство с назначением театра. Виды театров: стендовый на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.
Тема 2.2. «Театры разных стран»
Понятие: «труппа», «трагедия», «комедия». История возникновения театра в России. Театры разных стран.
Тема 2.3. «Кто главней?»
Понятие театральные профессии: осветитель, суфлер, звукорежиссёр.
Тема 2.4. «Встреча в театре»
Этические нормы поведения в театре. Разыгрывание сценок на правила поведения в театре.
Тема 2.5. «Хочу всё знать»
Изготовление альбома о театре.
Раздел 3
Ритмопластика
Тема 3.1. «Марионетки»
Изображение в движении людей разных профессий, животных. Этюды на воображение.
Тема 3.2. «Цирк зверей»
Понятия: «номер», «трюк». Импровизация под музыку.
Тема 3.3. «По волнам любимых телепередач»
Ролевые диалоги на основе текста. Диалогическая и монологическая речь.
Тема 3.4. «Мы не скажем, а покажем»
Использование художественных средств для выражения своего настроения.
Тема 3.5. «У нас сегодня маскарад»
Создание образа с помощью комплекса средств выразительности: пантомима, интонации, мимика. Умение пользоваться гардеробом.
Тема 3.6. «Театр - миниатюр»
Импровизация с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Раздел 4
Театрализованная игра
Тема 4.1. «Театр двух актёров»
Знакомство с приёмами кукловождения различных видов кукольных театров: напольные, верховые, марионетки.
Тема 4.2. «Весёлые сочинялки»
Использование шапочек-масок и пальчикового театра для разыгрывания диалогов между детьми. Упражнения на хорошую дикцию.
Тема 4.3. «Пойми меня»
Выразительность жестов, фантазия. Сочетание движений рук с речью. Пальчиковые игры со словами.
Тема 4.4. «Игры с бабушкой Забавой»
Артикуляция. Вхождение в образ героя, роль. Подбор рифмы слова.
Тема 4.5. «Волшебный мир эмоций»
Знакомство с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых.
Тема 4.6. «Полёт на Луну»
Приёмы перевоплощения. Работа с воображаемыми предметами.
Тема 4.7. «Играю роль»
Постановка спектакля «Сказка о красках».
Литература
- Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет [Текст] : методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М. : ВАКО, 2011. – 256 с.
- Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М. : Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. - М. : Сфера, 2001. – 128 с.
- Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
- Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр (программа «Театр – Творчество – Дети» [Текст] : пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 4-е изд., испр., доп. / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М. : АРКТИ, 2004. – 208 с.
- Улашенко, Н. Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая группа [Текст] : методическое пособие /авт.-сост. Н. Б. Улашенко. – Волгоград : Корифей, 2009. – 112 с.
- Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] : программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М. : ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
- Щёткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] : методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щёткин; под ред. О. Ф. Горбуновой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
- Ошарова, М. В. Программа кружка «Затейники» (театральная деятельность) в младшей группе [Электронный ресурс] : методическая разработка / М. В. Ошарова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru: сайт. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad (23.09.2011). - Загл. с экрана.
- Программа театрального кружка [Электронный ресурс] : рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» (средняя группа) // Драматешка: самый крупный в рунете архив детских пьес : сайт. - Режим доступа: http://dramateshka.ru/index.php. - Загл. с экрана.
Перечень ключевых слов
- Актёр
- Антракт
- Артикуляция
- Буфет
- Гардероб
- Гримёр
- Декоратор
- Диалог
- Драма
- Жесты
- Живопись
- Звукорежиссёр
- Зрительный зал
- Импровизация
- Интонация
- Комедия
- Костюмер
- Кукловождение
- Маскарад
- Мимика
- Монолог
- Номер
- Осветитель
- Пантомима
- Поза
- Пластичность
- Режиссёр
- Реквизит
- Репетиция
- Рифма
- Роль
- Сцена
- Суфлёр
- Театр
- Театральная ширма
- Трагедия
- Труппа
- Трюк
- Фланелеграф
- Фойе
- Хореография
- Цирк
- Этюд
Приложение
Контрольные материалы
Диагностика развития артистических способностей
Тест № 1
Какая из перечисленных театральных профессий лишняя:
А) гримёр;
Б) актёр;
В) повар;
Г) режиссёр.
Тест № 2
Какое выразительное средство не использует актёр для передачи образа?
А) мимика;
Б) жесты;
В) запах;
Г) интонация.
Тест № 3
Какого вида театра не существует?
А) музыкальный;
Б) животный;
В) детский;
Г) драматический
№ 4
Чего нет в устройстве театра?
А) буфета;
Б) гардероба;
В) сцены;
Г) фонтана.
Тест № 5
Душевное переживание, чувство человека, зависящее от поведения человека, его реакции на то или иное действие это:
А) фантазирование;
Б) воображение;
В) эмоции;
Г) вредность.
Тест № 6
Что из нижеперечисленных не является эмоцией:
А) грусть;
Б) удивление;
В) страх;
Г) жадность.
Ключи к тестовым заданиям
Тест № 1
В
Тест № 2
В
Тест № 3
Б
Тест № 4
Г
Тест № 5
В
Тест № 6
Г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по театрализованной деятельности: "Юные артисты"
Театр– это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир.С.И. Мерзлякова.Театральная игра способствует развитию всех видов детского творчества: художественно-речевого, ...
программа по театрализованной деятельности
Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства. Задачи 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2. Сове...
Программа по театрализованной деятельности " Мы играем в театр" для старших дошкольников
Программа по театрализованной деятельности для детей старшей и подготовительной группы " МЫ ИГРАЕМ В ТЕАТР" в соответствии с новыми требованиями ФГТ....
Учебно – методическое пособие "Театрализованная деятельность в раннем возрасте с использованием различных видов театра"
Пособия, используемые на занятиях с детьми. Фотографии и их описание....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Доклад "Формирование предпосылок универсальных учебных действий в театрализованной деятельности"
Описание опыта работы по формированию универсальных учебных действий в театрализованной деятельности в детском саду....
Учебный план занятий в 2022-2023 учебном году по театрализованной деятельности.
Учебный план включает в себя: Ритмопластика (сценическое движения)Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развити...