Влияние музыкального воспитания на речь
методическая разработка

Вилкова Марина Вячеславовна

Выступление с презентацией на методическое объединение или педагогический совет.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ  МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

         

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с вами опытом работы на тему   /Влияние музыкального воспитания на речевое развитие дошкольника/                 В последние время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи  дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

 Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.

.

 Уверена ,что вы все согласитесь с тем, что музыка положительно влияет на речь наших воспитанников. Речь и музыка очень  схожи по своему строению и многим другим параметрам.. Так, например, слову в музыке соответствует мотив,  предложениям –   музыкальные фразы. Функции знаков препинания в музыке выполняют паузы. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация.

Доказано, что развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, особенно с развитием чувства ритма.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений, ориентировка в пространстве.  Например, для формирования навыка определения левой и правой стороны, что не мало важно при разучиваниях танцев, хороводов ,даже игр  можно использовать современные интерактивные игры. Например такую:

СЛАЙД 2

Есть современные интерактивные игры, которые развивают слуховое внимания, учат различать звучание музыкальных инструментов.  Дети не только слышат инструментальное исполнение, но и зрительно знакомятся с музыкальным инструментом. А сможете ли вы на слух различить их  звучание? Проверим себя.

СЛАЙД (скрипка, рояль, литавры ,контрабас,  кларнет  с мундштуком ,арфа, гобой  с длинной тростью, флейта)

  Наш детский сад уже несколько лет, активно сотрудничает с детской музыкальной школой с целью всестороннего творческого развития детей. Юные музыканты с преподавателями  приходят к нам с мини – концертами, и наши дети могут слышать "живое звучание" разных музыкальных инструментов, закрепить их название,. а наши воспитанники ходят с педагогами на отчётные концерты юных исполнителей в школу искусств.

СЛАЙД

Для детей с нарушениями речи очень полезны танцы с пением и хороводы, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. Они могут использоваться не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще чем другие виды танцев.

Обратите внимание на фото, первая девочка с диагнозом ДЦП, в танце их две. ,но они не чувствуют себя ущербными,что они хуже двигаются.

СЛАЙД 3

Посмотрите, как она старается, а  при разучивании песни  запоминает тексты лучше остальных. Конечно, с ними проводится индивидуальная работа

Формирование движений происходит при участии речи.

Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы, подготавливает и совершенствует движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Например использую прием сравнения: как птичка вылетает из гнездышка, так и звук,  вылетает из ротика. Зажал ротик не вылетела песенка,открыл широко и звук вылетел красивый веселый звонкий,а язычок и губки наши помощники. (артикуляционная гимнастика) рассказываю детям сказки про язычок.Это помогает устранить скованность артикуляционных мышц,развивают мимику,выразительную дикцию,артикуляционную моторику.

Поиграем с язычком Послушаем сказку.

Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно.

 Стал он выход искать. В одну щёчку постучал, в другую – не открывается.»Толкну – ка я посильнее»

 Решил он поискать выход его в другом месте. Ткнул сначала верхнюю губку, потом нижнюю.

 В это время ротик зевнул и открылся. Обрадовался язычок и запел свою любимую песенку:

Ля-ля-ля

Лю – лю – лю

Ти-ти-та

Попевки могут быть и логопедическими. Например, такими:

СЛАЙД «ЗИМНИЕ ПОПЕВКИ»

..Когда дети поют песню, каждый старается прочувствовать сердечком своим .Мелодию спели,слова произнесли и на лице у них написано отношение к песне. Мелодия, дикция и выразительность-это три единства, которые  нужны для качества песни

Посмотрите отрывок выступления мальчика. Он пришёл к нам с заключением: «Заикание». В последствии  он смог не только выступать перед своими друзьями, родителями в саду, но и  участвовал в городском конкурсе «Славим победу».

 СОРИН (колокольчик 2006 №36)

Немного подробнее хочется остановиться на значении развития чувства ритма для коррекции речи детей.                                                               

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более выразительными, плавными, ритмичными,  с помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, речевая память

СЛАЙД

Ритм можно передать хлопками, шагами, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и другими движениями. В своей работе использую отхлопывание ритмов, отстукивание. Когда была я еще студенткой ,практику проходила у Ольги Вячеславовны, мне понравилась распевка с отстукиванием  ритма (Дашенька и Машенька),до сих пор использую на занятиях эту попевку- распевку Спасибо ,Вам ,Ольга Вячеславовна.  Также играем на деревянных ложках.

ВИДЕО

С  целью развития чувства темпа и ритма мы используем различные музыкально-речевые игры.

Поиграем вместе

«дружно встанем, раз, два, три,

Будем как богатыри

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

Дружно встанем раз два три

Мы теперь богатыри.

Благодарю вас, коллеги!

Стихи стараюсь подбирать  очень яркие, образные, легко запоминающиеся.  Перед танцем использую подводку в стихотворной форме,короткие четверостишья запоминаются легче и читаются выразительнее …,

Ценность таких стихов - упражнений не только в их образности, но и в том, что они помогают развивать у детей речь, память, внимание, слух, чувство ритма и темпа, творческие способности

СЛАЙД ЧИТАЮТ СТИХИ О РОДИНЕ

 Хочется отметить, что в нашем дошкольном учреждении существует тесная связь специалистов, т.е. логопеда, музыкального руководителя, психолога, воспитателя. У нас дружная команда!  Поэтому результаты логопедической и логоритмической работы становятся эффективнее и достигаются быстрее. Имеется журнал взаимосвязи специалистов. В нем обозначены задачи на год для муз руководителя, психолога, логопеда, воспитателя. Меняются темы недели, для детей даются индивидуальные задания.

Логопед принимает активное участие  в проведении логоритмических занятий, часто посещает музыкальные занятия, распределяет стихотворные тексты к утренникам, помогает с подбором словесного материала по возрастным группам. Я со своей стороны музыкального руководителя  осуществляю  подбор музыкального материала для проведения логопедических занятий, музыкально-речевых игр, пальчиковых игр, упражнений, направленных на развитие правильного дыхания и чувства ритма. Воспитатель продолжает и закрепляет эту работу в группе.

Музыкальное искусство мощный стимул в развитии личности ребёнка!

В результате правильной работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Таким образом, благодаря музыке речевое развитие происходит гармонично и естественно. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкального воспитания на формирование творческой, креативной, активной личности ребенка.

Как воспитать творческую, креативную личность ,умеющую самостоятельно и  не шаблонно  мыслить? Что такое составляющие творческого процесса? Творческое восприятие музыки  формируется не...

«Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка»

Сообщение на тему: "Влияние музыкалього воспитания на развитие речи ребенка", прочитанное на методическом объединении заведующих и старших воспитателей в апреле 2010года....

Консультация для родителей "Музыка и малыши" (о влиянии музыкального воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста)

Данный материал содержит информацию о положительном воздействии музыки на развитие младших дошкольников, на формирование личности ребенка и охрану его здоровья....

Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка.

Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка....

"Влияние музыкального воспитания на развитие ребенка"

Консультация для родителей "Влияние музыкального развития на общее развитие ребенка"...

«Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка»

Цель музыкального воспитания заключается в том, чтобы вызвать интерес к музыке, развить эмоциональные и музыкальные способности ребенка.       Музыкальное воспитание и об...

Влияние музыкального воспитания в семье на общее развитие детей дошкольного возраста

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музык...