Влияние музыкального воспитания на формирование творческой, креативной, активной личности ребенка.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Латышева  Лилия Николаевна

Как воспитать творческую, креативную личность ,умеющую самостоятельно и  не шаблонно  мыслить? Что такое составляющие творческого процесса? Творческое восприятие музыки  формируется не  только на занятиях, в процессе  разучивания  музыкальных произведений, но и  в группе, на прогулке, в домашней обстановке. От того, что ребенок слышит с детства, зависит его дальнейшее музыкальное и творческое развитие.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние  музыкального воспитания на  формирование  творческой, креативной, активной личности ребенка.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ  ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение  - креативность.

Креативность  охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

           

Составляющие творческого процесса

10 психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс:

• цельность восприятия – способность воспринимать художественный образ целиком, не дробя его;

• оригинальность мышления – способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств, через личностное, оригинальное восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;

• гибкость, вариативность мышления – способность переходить от одного предмета к другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература);

• легкость генерирования идей – способность легко, в короткий промежуток времени выдавать несколько разнообразных идей;

• сближение понятий – способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия;

• способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается индивидуальным объемом и надежностью памяти;

• работа подсознания – необходимое условие при выдвижении гипотез и генерировании идей, поэтому предвидение или интуиция – необходимая составляющая для любого творческого процесса;

• способность к открытию – это установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих коренные изменения в уровень познания;

• способность к рефлексии – способность к оценочным действиям;

• воображение или фантазия – способность не только воспроизводить, но и создавать образы или действия.

Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов.

Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном  обогащении содержания методов и приемов воспитания.

Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально – ритмических  движениях,  игре на музыкальных  инструментах. А для этого необходимы следующие условия:

- достаточное развитое музыкального восприятия.

- определенный объем знаний, умений и навыков в том или ином виде музыкальной деятельности.

( чем больше багаж, тем выше могут быть результаты в творчестве детей)

- подбор музыки, которая несет в себе эмоциональную и смысловую нагрузку, вызывает у детей желание двигаться.

- выбор интересного задания, связанного с пением или игрой на музыкальном инструменте.

- создание творческой атмосферы в дошкольном учреждении.

- наличие оригинальных средств обучения, атрибутов (платочки, ленточки, шуршунчики  и т.д.)

Особенно важно вносить творческие задания в логопедические группы, так как это снимает стеснение, неуверенность, напряжение, а также развивает память, внимание, воображение.

Творческая  активность  формируется в следующих ситуациях:

- При  передаче  характерных образов в играх, хороводах, упражнениях.

- В танцевальных импровизациях, в которых дети самостоятельно отвечают на музыку движением. Сначала дети могут самостоятельно выбрать лишь какие – то знакомые плясовые движения , в дальнейшем они  пытаются объединить несколько  движений, а иногда придумать свою композицию. При этом важно то, что дети могут выбрать то движение, которое способны выполнить в заданном темпе, ведь механизм подстройки у них развит недостаточно хорошо, поэтому даже если дети и воспринимают темп музыки, не все могут выполнить предложенное движение в заданном темпе. Получив возможность самим выбирать движение, дети могут подобрать наиболее удобное для них  движение и выполнить его в темпе музыки. В этой работе полезны упражнения « Зеркало», « Кто лучше пляшет» « Танец с бубнами».

В своей работе также использую народные плясовые мелодии разного характера: вальсы, польки, марши, современные танцевальные мелодии.  

Сначала, некоторые дети стесняются, не могут войти в ритм произведения, но постепенно музыка побуждает их к действию. Работа в этом направлении пойдет успешнее, если  в повседневной жизни группы, дома, родители будут уделять ей должное внимание, используя современную музыку, предлагать детям устраивать самостоятельный концерт, просто потанцевать. Поощрение взрослых, их внимание и похвала помогают преодолевать стеснение, зажатость у детей, а также включить их в творческий процесс.

Творческое восприятие музыки  формируется не  только на занятиях, в процессе  разучивания  музыкальных произведений, но и  в группе, на прогулке, в домашней обстановке. От того, что ребенок слышит с детства, зависит его дальнейшее музыкальное развитие.

Для того, чтобы  подтолкнуть к импровизации, музыка должна вызывать яркую двигательную реакцию у детей, желание двигаться  в соответствии  с ее характером.

Работа по развитию творческих способностей предполагает тесное содружество  детей  и взрослых, а значит, влечет за собой развитие творческой активности  не только у воспитанников, но и у педагогов. Если просто включать музыку в записи и предлагать детям свободно двигаться под нее, у большинства  из них, кроме наиболее одаренных, движение будут однообразными.  Поэтому интересней работать над сложными композициями, в которых проявляется совместное творчество педагогов и детей: взрослый  подбирает музыкальное произведение, придумывает сюжет и дает стимул для импровизации. Для этого можно использовать такие мелодии, как « Бабушки – старушки» муз. В Добрынина,

 « Утренняя гимнастика» муз. Высотского, « Цирк» муз. Шаинского и др.На мелодию "Маленьких утят" придумать и исполнить танец маленьких щенят, жеребят, поросят, обезьянок.

Развитие творческого начала через вокальное творчество, происходит  через сочинение детьми  собственных мелодий.

Более доступны для них задания типа « Спой свое имя», « Сочини мелодию к словам», Очень любят дети сочинять  окончание  фразы,  мелодии  к  попевкам:      

« Зайка, зайка, где бывал?» « Что ты хочешь, кошечка?», « Киска, где была?»

« Жук, где твой дом?» и др.

Некоторые дети способны справится с заданием типа : «Придумай и спой колыбельную для кукол».

В этом случае они придумывают мелодию и  пропевают  ее на слоги « ля-ля-ля»,

« та-та-та» и т.д. Выполнение этого задания можно усложнить: один ребенок придумывает мелодию, а другой – управляет игрушкой, танцует с ней.

В игре на музыкальных инструментах, дети придумывают  и исполняют ритм. Этому способствуют такие игры, как « Оркестр», «Мелодическое «эхо»;др.

Таким образом, благодаря занятиям по развитию творческих способностей многие дети, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными в дальнейшей жизни.

Практическая часть.

Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Игра - это самая оптимальная форма, которая может увлечь, заинтересовать, ввести детей в мир музыки. Существуют огромное количество игр, которые с каждым годом развиваются. Приведу несколько примеров:

а.) Игры на развитие творческих, зрительных способностей:

" Что есть у игрушки". (Ведущий показывает игрушку детям и прячет её. Дети должны рассказать: что это за игрушка, что у неё есть, все названные предметы, другими детьми повторяться не должны. Кто назвал больше признаков тот и победитель).

б.) Игры на внимание.

"Превращение".

Исполняется по кругу. Когда ведущий сделает хлопок в ладоши один раз - дети должны остановиться в позе аиста, два - в позе лягушки, на три возобновляют ходьбу по кругу.

в.) Игры на развитие памяти.

"Запомнить движение". (дети повторяют движение за ведущим, потом выполняют его в обратном порядке).

В играх реализуется комплексное воспитание детей средствами развитых видов искусств: музыки, театрального действа, музыки и театральной импровизации, в хореографии.

г.) Игры с мячом.

Задаётся тема (например, звери, еда и.т.д.). Педагог бросает по очереди мяч детям. Рёбёнок, который поймал быстро называет слово на заданную тему и бросает мяч обратно ведущему.

д.) Мяч - соединитель

(Ведущий бросает мяч и называет любое слово. Кто поймал мяч, говорит другое слово, которое сочетается по смыслу с первым словом: существительное - глагол, существительное - прилагательное).

е.) Игра  "И я".

Цель игры: развивать у детей в процессе общения чувство юмора. Правила - можно добавлять предложения в рассказе педагога только двумя словами - "И я", чтобы подходили по смыслу. Педагог рассказывает историю. В группе её можно проводить таким образом: дети сидят, и когда нужно сказать "И я", они встают и снова садятся.

Педагог:  Иду я однажды к реке.

Дети: И я

Педагог: По дороге  встречается мне наседка с цыплятками.

Дети: Молчат.

Педагог: Они клюют зёрнышки.

Дети: Молчат.

Педагог: Гуляют по зелёной полянке.

Дети: И я.

Педагог: Вдруг прилетел коршун.

Дети: Молчат.

Педагог: Цыплята и наседка испугались.

Дети: Молчат.

Педагог: И убежали.

Дети: И я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение сенсорного воспитания в творческом становлении личности ребенка"

Сенсорное развитие ребенка  - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахи, вк...

Семейное воспитание в развитии творческой личности ребенка

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих ...

Презентация «Важность трудового воспитания деятельности в формировании личности ребенка»

Основные задачи трудового воспитания детей§обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;§ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;§воспитание интереса к труду, трудолюбия и самост...

Патриотическое воспитание дошкольников – основа формирования личности ребенка.

Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления лично...

Использование инновационных технологий правового воспитания в процессе социализации личности ребенка

В статье дается описание как изготовить лэпбук на правовую тематику совместно с детьми...