Влияние музыкального воспитания на формирование творческой, креативной, активной личности ребенка.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Как воспитать творческую, креативную личность ,умеющую самостоятельно и не шаблонно мыслить? Что такое составляющие творческого процесса? Творческое восприятие музыки формируется не только на занятиях, в процессе разучивания музыкальных произведений, но и в группе, на прогулке, в домашней обстановке. От того, что ребенок слышит с детства, зависит его дальнейшее музыкальное и творческое развитие.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние музыкального воспитания на формирование творческой, креативной, активной личности ребенка.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение - креативность.
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.
Составляющие творческого процесса
10 психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс:
• цельность восприятия – способность воспринимать художественный образ целиком, не дробя его;
• оригинальность мышления – способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств, через личностное, оригинальное восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;
• гибкость, вариативность мышления – способность переходить от одного предмета к другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература);
• легкость генерирования идей – способность легко, в короткий промежуток времени выдавать несколько разнообразных идей;
• сближение понятий – способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия;
• способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается индивидуальным объемом и надежностью памяти;
• работа подсознания – необходимое условие при выдвижении гипотез и генерировании идей, поэтому предвидение или интуиция – необходимая составляющая для любого творческого процесса;
• способность к открытию – это установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих коренные изменения в уровень познания;
• способность к рефлексии – способность к оценочным действиям;
• воображение или фантазия – способность не только воспроизводить, но и создавать образы или действия.
Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов.
Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания методов и приемов воспитания.
Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. А для этого необходимы следующие условия:
- достаточное развитое музыкального восприятия.
- определенный объем знаний, умений и навыков в том или ином виде музыкальной деятельности.
( чем больше багаж, тем выше могут быть результаты в творчестве детей)
- подбор музыки, которая несет в себе эмоциональную и смысловую нагрузку, вызывает у детей желание двигаться.
- выбор интересного задания, связанного с пением или игрой на музыкальном инструменте.
- создание творческой атмосферы в дошкольном учреждении.
- наличие оригинальных средств обучения, атрибутов (платочки, ленточки, шуршунчики и т.д.)
Особенно важно вносить творческие задания в логопедические группы, так как это снимает стеснение, неуверенность, напряжение, а также развивает память, внимание, воображение.
Творческая активность формируется в следующих ситуациях:
- При передаче характерных образов в играх, хороводах, упражнениях.
- В танцевальных импровизациях, в которых дети самостоятельно отвечают на музыку движением. Сначала дети могут самостоятельно выбрать лишь какие – то знакомые плясовые движения , в дальнейшем они пытаются объединить несколько движений, а иногда придумать свою композицию. При этом важно то, что дети могут выбрать то движение, которое способны выполнить в заданном темпе, ведь механизм подстройки у них развит недостаточно хорошо, поэтому даже если дети и воспринимают темп музыки, не все могут выполнить предложенное движение в заданном темпе. Получив возможность самим выбирать движение, дети могут подобрать наиболее удобное для них движение и выполнить его в темпе музыки. В этой работе полезны упражнения « Зеркало», « Кто лучше пляшет» « Танец с бубнами».
В своей работе также использую народные плясовые мелодии разного характера: вальсы, польки, марши, современные танцевальные мелодии.
Сначала, некоторые дети стесняются, не могут войти в ритм произведения, но постепенно музыка побуждает их к действию. Работа в этом направлении пойдет успешнее, если в повседневной жизни группы, дома, родители будут уделять ей должное внимание, используя современную музыку, предлагать детям устраивать самостоятельный концерт, просто потанцевать. Поощрение взрослых, их внимание и похвала помогают преодолевать стеснение, зажатость у детей, а также включить их в творческий процесс.
Творческое восприятие музыки формируется не только на занятиях, в процессе разучивания музыкальных произведений, но и в группе, на прогулке, в домашней обстановке. От того, что ребенок слышит с детства, зависит его дальнейшее музыкальное развитие.
Для того, чтобы подтолкнуть к импровизации, музыка должна вызывать яркую двигательную реакцию у детей, желание двигаться в соответствии с ее характером.
Работа по развитию творческих способностей предполагает тесное содружество детей и взрослых, а значит, влечет за собой развитие творческой активности не только у воспитанников, но и у педагогов. Если просто включать музыку в записи и предлагать детям свободно двигаться под нее, у большинства из них, кроме наиболее одаренных, движение будут однообразными. Поэтому интересней работать над сложными композициями, в которых проявляется совместное творчество педагогов и детей: взрослый подбирает музыкальное произведение, придумывает сюжет и дает стимул для импровизации. Для этого можно использовать такие мелодии, как « Бабушки – старушки» муз. В Добрынина,
« Утренняя гимнастика» муз. Высотского, « Цирк» муз. Шаинского и др.На мелодию "Маленьких утят" придумать и исполнить танец маленьких щенят, жеребят, поросят, обезьянок.
Развитие творческого начала через вокальное творчество, происходит через сочинение детьми собственных мелодий.
Более доступны для них задания типа « Спой свое имя», « Сочини мелодию к словам», Очень любят дети сочинять окончание фразы, мелодии к попевкам:
« Зайка, зайка, где бывал?» « Что ты хочешь, кошечка?», « Киска, где была?»
« Жук, где твой дом?» и др.
Некоторые дети способны справится с заданием типа : «Придумай и спой колыбельную для кукол».
В этом случае они придумывают мелодию и пропевают ее на слоги « ля-ля-ля»,
« та-та-та» и т.д. Выполнение этого задания можно усложнить: один ребенок придумывает мелодию, а другой – управляет игрушкой, танцует с ней.
В игре на музыкальных инструментах, дети придумывают и исполняют ритм. Этому способствуют такие игры, как « Оркестр», «Мелодическое «эхо»;др.
Таким образом, благодаря занятиям по развитию творческих способностей многие дети, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными в дальнейшей жизни.
Практическая часть.
Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Игра - это самая оптимальная форма, которая может увлечь, заинтересовать, ввести детей в мир музыки. Существуют огромное количество игр, которые с каждым годом развиваются. Приведу несколько примеров:
а.) Игры на развитие творческих, зрительных способностей:
" Что есть у игрушки". (Ведущий показывает игрушку детям и прячет её. Дети должны рассказать: что это за игрушка, что у неё есть, все названные предметы, другими детьми повторяться не должны. Кто назвал больше признаков тот и победитель).
б.) Игры на внимание.
"Превращение".
Исполняется по кругу. Когда ведущий сделает хлопок в ладоши один раз - дети должны остановиться в позе аиста, два - в позе лягушки, на три возобновляют ходьбу по кругу.
в.) Игры на развитие памяти.
"Запомнить движение". (дети повторяют движение за ведущим, потом выполняют его в обратном порядке).
В играх реализуется комплексное воспитание детей средствами развитых видов искусств: музыки, театрального действа, музыки и театральной импровизации, в хореографии.
г.) Игры с мячом.
Задаётся тема (например, звери, еда и.т.д.). Педагог бросает по очереди мяч детям. Рёбёнок, который поймал быстро называет слово на заданную тему и бросает мяч обратно ведущему.
д.) Мяч - соединитель
(Ведущий бросает мяч и называет любое слово. Кто поймал мяч, говорит другое слово, которое сочетается по смыслу с первым словом: существительное - глагол, существительное - прилагательное).
е.) Игра "И я".
Цель игры: развивать у детей в процессе общения чувство юмора. Правила - можно добавлять предложения в рассказе педагога только двумя словами - "И я", чтобы подходили по смыслу. Педагог рассказывает историю. В группе её можно проводить таким образом: дети сидят, и когда нужно сказать "И я", они встают и снова садятся.
Педагог: Иду я однажды к реке.
Дети: И я
Педагог: По дороге встречается мне наседка с цыплятками.
Дети: Молчат.
Педагог: Они клюют зёрнышки.
Дети: Молчат.
Педагог: Гуляют по зелёной полянке.
Дети: И я.
Педагог: Вдруг прилетел коршун.
Дети: Молчат.
Педагог: Цыплята и наседка испугались.
Дети: Молчат.
Педагог: И убежали.
Дети: И я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение сенсорного воспитания в творческом становлении личности ребенка"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахи, вк...
Семейное воспитание в развитии творческой личности ребенка
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих ...
Презентация «Важность трудового воспитания деятельности в формировании личности ребенка»
Основные задачи трудового воспитания детей§обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;§ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;§воспитание интереса к труду, трудолюбия и самост...
Устное народное творчество как средство воспитания, обеспечивающее развитие здоровой личности ребенка
Консультация для воспитателей....
Патриотическое воспитание дошкольников – основа формирования личности ребенка.
Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления лично...
Межрегиональная научно-практическая конференция «Среда образовательного учреж-дения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка»
Конференция 2017г. (брошюра)Программа конференции...
Использование инновационных технологий правового воспитания в процессе социализации личности ребенка
В статье дается описание как изготовить лэпбук на правовую тематику совместно с детьми...