Программа родительского клуба «Дорога в жизнь»
рабочая программа
Программа родительского клуба
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditelskogo_kluba_doroga_v_zhizn.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 830»
125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-13-45
ИНН/КПП 7733826016/773301001 ОГРН 1127747247100 ОКПО 13265763 E-mail: 830@edu.mos.ru
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«Дорога в жизнь»
Составлена:
Педагогом-психологом
Нагорной Т.Е.
Москва, 2017 г.
Пояснительная записка
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов. Для маленького ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым. В современном мире часто не хватает времени многим родителям на общение с детьми в силу занятости, некоторым не хватает знаний или уверенности в том, что они правильно воспитывают своего ребенка, поэтому на базе ГБОУ Школа № 830 дошкольных группах создан родительский клуб «Дорога в жизнь» и разработана программа работы клуба.
Цель программы: информационно – просветительская работа с коллективом родителей посредством оказания индивидуальной психолого - педагогической помощи, а так же использование разнообразных форм взаимодействия с ними.
Задачи:
- познакомить родителей с различными вопросами дошкольной педагогики и психологии, особенностями физического развития дошкольников на конкретных примерах;
- оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
- формирование родительской уверенности в себе, своих силах, возможностях;
- создавать комфортную обстановку для родителей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
Общая структура занятия
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Участники: родители учащихся или их законные представители, педагог-психолог, воспитатели, учитель-логопед.
Работа клуба предусматривает 1 заседание в месяц, продолжительность встречи 1,5 – 2 часа
Формы занятий:
- семинары;
- мини-беседы, лекции;
- вечера вопросов и ответов;
- круглые столы;
- мини-тренинги;
- игры и упражнения;
- релаксационные и динамические паузы;
- моделирование проблемных ситуаций;
- подвижные, дидактические игры;
- элементы арттерапии, сказкотерапии, работа с метафорическими картами.
Форма общения – свободная. Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия в клубе. После каждой встречи проводится короткое обсуждение её результативности.
Методические средства, используемые на занятиях:
- групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;
- анализ ситуаций стимулирует к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;
- информирование - это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;
- тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия;
- диагностические процедуры (анкеты, рисунки и т.д.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях;
- презентация информационных буклетов.
Рекомендуемое оборудование и оснащение:
- фотоаппарат или видео;
- проектор, компьютер;
- канцелярские принадлежности;
- наглядные пособия;
- раздаточный материал.
Помещение для работы должно позволить расставить стулья для участников по кругу. При небольших группах (7-10 человек) и обсуждении определённых тем целесообразно устраивать чаепитие.
Ожидаемые результаты:
- Появление интереса родителей к работе ОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
- Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.
Этапы реализации программы:
- Формирование групп, знакомство.
- Тематические занятия.
- Итоговое занятие, рефлексия.
Календарно-тематическое планирование работы клуба “ ”
Время проведения | Тема | Задачи | Формы работы |
сентябрь | «Давайте познакомимся» | Оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях для облегчения адаптационного периода | Решение педагогических ситуаций, презентация памятки, вопросы-ответы. |
октябрь | «Воспоминание о детстве» | - познакомить родителей с методами и приемами работы с детьми, способствующими развитию гармоничных взаимоотношений, создание благоприятного климата в семье; -осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания, психического здоровья ребенка | -моделирование проблемных ситуаций «ребенок – взрослый» с последующим обсуждением; -игры и упражнения на снятие напряжения и на сплочение группы; - презентация буклетов; - спонтанное рисование; - релаксационные и динамические паузы |
ноябрь | «Общение без проблем» | Помочь родителям понять характер общения с ребенком, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений. | Практическое занятие, буклеты, наглядная информация |
декабрь | «Внимание: Гиперактивный ребенок!» | Помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком, обучение эффективным способам взаимодействия с ним. | Обучающий семинар с элементами тренинга, буклеты, презентация |
январь | «Маленькие агрессоры. Кто они?» | Повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним. | Практическое занятие с элементами тренинга, буклеты, наглядная информация. |
февраль | «Играя, обучаем вместе» | Показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам формирования навыков сотрудничества с детьми. | Семинар – практикум,буклеты с играми, наглядная информация |
март | «Игра и игрушки в жизни ребенка» | - развивать интерес к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности; -развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения | -игры и упражнения на снятие напряжения и на сплочение группы; - презентация буклетов; - спонтанное рисование; - релаксационные и динамические паузы |
апрель | «Учимся слушать друг друга» | Развивать взаимопонимание, используя вербальные и невербальные средства общения (речь, мимику, жесты и т.д.) формируя позитивные формы общения в семье; | |
май | «Вы спрашивали - мы отвечаем» | Удовлетворить потребность родителей в психолого-педагогической культуре посредством интересующих их вопросов | Вечер вопросов и ответов |
Литература:
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет (Текст): пособие для работников дошк. образоват. учрежд. и родителей;
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, при участии ТЦ «Сфера» 2001.
- Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания, Волгоград: Панорама,2006
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии – СПб, : Речь; ТЦ «Сфера», 2001
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения/ - 2 изд., - СПб. : Речь 2001;
- Крюкова С.В., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ - М.: Генезис,2000
- Монина Г.Б., Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб.: речь, 2001
- Пазухина И.А., Давай поираем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. - СПб.: Детство – пресс,2005;
- 100 игрушек из бумаги – СПб.: Кристалл,1998;
- Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М.: Гном и Д,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа родительского клуба "Рука в руке"
Работа с родителями в детском саду - очень важная составлющая. Данна программа поможет начать работу с родителями, обоготить ее и разнообразить....
Заседание родительского клуба «Дорогою добра»
«Вечер вопросов и ответов»....
«Родник здоровья» программа родительского клуба по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей
Программа направлена на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, таких как здоровье, любовь, взаимопонимание, единение и дружеские отношения средствами физической культуры....
Реализация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи через программу родительского клуба «Гармония»
Разработанная программа направлена на создание необходимых условий для формирования благоприятных взаимоотношений с семьями воспитанников, реализацию работы в системе "педагог-ребёнок-родитель", вовле...
Методическая разработка заседания детско-родительского клуба по теме «Жизнь без опасности»
Цель: содействовать активному участию родителей в формировании у детей безопасного поведенияЗадачи: - закрепить правила безопасности дома...
Заседание родительского клуба «Здоровый образ жизни - залог здоровья наших детей»
Задачи:- обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей;- создание условия для переосмысления родителями своего отношения к проблеме охраны и ук...
Программа родительского клуба по пропоганде здорового образа жизни и семейных ценностей
Данная Программа является приложением к программе развития «Здоровье» МБДОУ д/с№8 «Русалочка» и строится с учетом психофизических возможностей детей, степени отставания о...