Статья "Нетрадиционные подходы к организации театральной деятельности, как средство социально – нравственной основы дошкольника"
статья

Васильева Марина Константиновна

Театр – это один из самых доступных видов искусства для детей, он помогает раскрывать творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные подходы к организации театральной деятельности, как средство социально – нравственной основы дошкольника.

Театр – это один из самых доступных видов искусства для детей, он помогает раскрывать творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявление любознательности, стремление к познанию нового, усвоение новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению эмоций при проигрывание ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, трудолюбия, систематичности, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют раскрепощению и повышению самооценки.

Театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно – ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей.

Виды театров – би – ба – бо; настольный театр; фланенеграф, пальчиковый театр, театр в лицах, теневой театр.

Участвую в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всем его многообразии через образы, звуки. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Создаёт благоприятные условия для развития чувства партнерства.

Формы организации театрализованной деятельности (Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова):

  • Театрализованное занятие.
  • Музей кукол
  • Театрализованная игра на праздниках, развлечениях
  • Театрализованные игры в повседневной жизни.
  • Мини – игры на музыкальных занятиях.
  • Мини – игры на других занятиях.
  • Театрализованные игры – спектакли.
  • Посещение детьми театров совместно с родителями.
  • Самостоятельная театрально – художественная деятельность.
  • Совместная театральная деятельность взрослых и детей.

Театральные занятия:

  • Типовое (театрально – игровая деятельность, ритмопластика, художественно речевая, театральная азбука)
  • Доминантные (доминирует один из указанных видов деятельности)
  • Тематические (все названные виды деятельность объединены одной темой)
  • Комплексные (представление о специфике видов искусства (театр, поэзия, музыка), современные технические средства, объединяются все виды художественной деятельности)
  • Интегрированные (художественная и другая деятельность)
  • Репетиционные («прогон» подготавливаемого спектакля или его отдельных фрагментов)

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
  • Игра – драматизация
  • Разыгрывание разно разных сказок и инсценировок
  • Упражнение по формированию выразительности исполнения
  • Упражнение по социально – эмоциональному развитию детей

К нетрадиционным подходам можно отнести:

  • Теневой театр рук – это развивает мелкую моторику и фантазию детей.
  • Театральная логоритмика – логоритмика – это сочетание движения, речи и музыки. Она способствует нормализации речи, формирует положительный эмоциональный настрой. При использование театральной логоритмики повышается речевая и психическая активность. театральная логоритмика формирует правильное дыхание, развитие дикции, выразительную речь : интонация и словесное действие.
  • Чтение стихов руками – развивает мелкую моторику, позволяют детям не только с помощью речи передавать смысл стиха, но и при помощи эмоций и жестикуляции.
  • Семейный театр – взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй. В процессе совместной детски – взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями  и педагогами.  Объединяет семьи. семья готовит вместе с ребенком дома предоставление при участие педагога.
  • Психогимнастика – включает этюды, упражнения и игры. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательная, эмоциональная и т.д. основной акцент – обучение элементам выразительных движений на использовании выразительных движений в воспитании эмоций, чувств и на приобретение навыков самораслаблении. Общая задача – сохранение психического здоровья. Большое значение – общение детей со сверестниками.

Пример: Слушай хлопки. (5-6 лет). Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопет в ладоши 1 раз дети должны остановиться и принять позу аиста. Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие принимаю позу лягушки. На 3 хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Нетрадиционная форма проведения занятия включает в себя не только знакомство с текстом, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами.

Также для нетрадиционной организации театральной деятельности нужно использовать яркое, не традиционное предметное оснащение: набор мягких модулей в качестве декораций, позволяющие менять сюжетную картину театрализованного представления, нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра (конусные театры, театр «смешарики», театр ложек, театр из коробочек). Так же можно использовать природный материал, особенно в настольном театре.

Каждый ребенок талантлив изначально, и театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театральной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ. «Деятельность как средство социально- нравственного воспитания дошкольников»

  Цель мастер - класса:·        Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности воспитателя.·...

Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольника

Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делаю...

Консультация для воспитателей "Сказка как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"

Систематизированная информация о влиянии сказки на социально-нравственное воспитание детей дошкольног возраста, а также методика работы по данной теме....

Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в формировании духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

В современном обществе духовно-нравственное воспитание имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия в стране многонациональной, с множеством р...