Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольника
статья на тему
Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_nravstvennogo_vospitaniya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольник
Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом. Ведь в ходе социализации человек приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, происходит становление всего социального опыта, именуемого миром человека. В последнее время все большую значимость приобретает положение Л.С. Выготского о том, что построение и формирование высших форм психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка.
Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации острейшего дефицита культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу, педагоги и родители испытывают огромные трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений в общении и взаимоотношениях ребенка с людьми как грубость, эмоциональная глухость, враждебность, которые нередко возникают под влиянием наблюдаемого поведения окружающих на улице, в транспорте, во дворе и даже в семье.
Решение этих проблем самым тесным образом связано с формированием ценностных ориентации, нравственных начал в ребенке, составляющих духовную основу его личности.
В настоящее время актуальный вопрос теории и практики дошкольного воспитания: как помочь педагогам и родителям противопоставить почти полностью вытесненные во многих детских садах и семьях великолепные игры с героями волшебных сказок, борющимися со злыми силами, помогающими слабым, обиженным, спасающими добрых и честных, играм с воинственным содержанием, в которых господствуют агрессивные персонажи популярных мультфильмов, "боевиков", преобладающим у многих детей, даже у девочек. На наш взгляд, решению этого вопроса способствуют игры-драматизации, которые позволяют обогатить игры детей нравственно-ценным содержанием и в определенной мере реализовать задачи социального развития дошкольников.
Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В игре отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от содержания и характера взаимодействия детей в игре.
Поставив задачу социально-нравственное воспитание детей через игры-драматизации, я понимала, что это будет способствовать социализации детей, развитию умения адаптироваться в окружающем мире. Позволит воспитать гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развить умение действовать сообща (в коллективе).
Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.
Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображению. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.
Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение
сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к играм-драматизациям. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере своих действий и т.п.
Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе был организован уголок для театрализованной деятельности. Ведь именно театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность ему адаптироваться в социальной среде. Уголок театрализованной деятельности оснащен разнообразными видами театра: варежковый, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и др.; имеются разнообразные музыкальные инструменты, в том числе и самодельные. В уголке имеются элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски и т.п. Изготовление и подбор атрибутов для игр-драматизаций, инсценирования сказок проходило совместно с детьми и родителями: изготовление элементов костюмов, кукол и игрушек для разных видов театров.
Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами социально-нравственного воспитания и осуществлялся мною по следующим принципам:
– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;
– эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
– увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;
– богатый и яркий иллюстративный материал.
Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, я условно разделила на 5 циклов.
- Произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).
- Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).
- Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Морозко”, “Колобок”).
- Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).
- Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)
Работа по социально-нравственному воспитанию дошкольников при организации игр-драматизаций я разделила на 3 этапа.
На I-м этапе решались задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением. После чтения произведения, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, использовала такие приемы, как выборочное чтение, беседа по сказке. Так, например после чтения в младшей группе сказки “Колобок”, я поинтересовалась у детей “Понравилась ли им песенка Колобка? Почему понравилась?” и предложила вместе выучить песенку, используя метод “расскажи стихи руками”. Далее я показала детям эту сказку, используя театр картинок, т.к. просмотр иллюстраций оказывает огромную помощь в осознании образов персонажей, особенно в младшем возрасте. Впоследствии с детьми было проведено занятие-лепка на тему “Испечем колобок для бабушки”.
II-й этап был посвящен поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам. Для этого я использовала разнообразные игры и речевые упражнения (приложение 3) на развитие выразительности речи, движений, сплоченности детей. Так, например, игра “Встреча в лесу”. Я брала волшебную палочку и “превращала” детей в лесных жителей. Дети изображали диких животных, используя характерные движения, а я, вместе с другими детьми угадывали, кто в кого “превратился”. Также с детьми разучивались пальчиковые игры с использованием мимики (“Бабушка Маланья”, “Колпачок”, “Зеркало”, “Пиктограммы”).
На III-м этапе основное внимание я уделяла играм-драматизациям, развитию общения и взаимодействия по поводу игры. В младшей группе начинала работу с обыгрывания малых литературных форм: потешек, небольших стихотворений. Так, например, при разучивании в младшей группе потешки “Кошкин дом”, я читала произведение 2-3 раза, потом мы с детьми обсуждали какая кошка, как бегут курочка, как лошадка и т.д. Затем мы вместе с детьми строили дом для кошки (из модулей), распределяли роли и инсценировали потешку. В игре одновременно принимали участие несколько детей, игру я проводила несколько раз, так, чтобы все дети, даже самые застенчивые и неактивные, могли исполнить разные роли. Атрибуты и декорации я готовила сама, в присутствии детей. Но в последствии у детей появилась большая самостоятельность и они предлагали мне, как лучше сделать дом, что нужно взять курочке и т.д. При распределении ролей я учитывала желания и интересы детей, а также использовала выбор с помощью “волшебной палочки”, считалок.
Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные.
Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребенка.
Поэтапность работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые я использую для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка.
В своей работе по социально-нравственному воспитанию я придерживаюсь следующих принципов:
- активно поддерживаю стремление детей к прекрасному, воспитываю в них нетерпимость ко злу. В результате этого у детей формируется потребность помочь другому, проявляется желание быть умным, добрым, похожим на понравившегося героя. Стараюсь, чтобы поведение, поступки героя оставались эталоном для организации собственного поведения;
- формирую способность детей к самообучаемости. Развиваю умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;
- формирую у детей оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуальные нравственные качества;
- занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, я стараюсь вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь.
Совершенствование работы по социально-нравственному воспитанию ребенка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Любая педагогическая деятельность может быть по настоящему успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками.
Поэтому в своей работе, прежде всего я направляю внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в социально-нравственном воспитании детей в период дошкольного возраста.
Формы работы с родителями разнообразны:
- проводятся беседы и консультации;
- тематические родительские собрания;
- родители приглашаются на открытые занятия – игры;
- организуются родительские гостиные.
Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по социально-нравственному воспитанию посредством игр-драматизаций, подчеркивая его игровой характер, интерес к нему детей младшего возраста; знакомятся с различными видами театров, способами их изготовления. Раскрываю роль игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании.
В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству играми-драматизациями, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-нравственного воспитания детей; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей.
Родители с большим удовольствием принимают участие в театрализованных досугах: изготавливают атрибуты, декорации, элементы костюмов, сами принимают участие в небольших постановках, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.
С целью ознакомления родителей с приемами руководства играми-драматизациями, методикой их поведения, организую открытые занятия, в которых игра-драматизация используется как часть занятия.
Введение в образовательный процесс игр – драматизаций обеспечивает не только формирование социально-нравственных представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение элементов игр-драматизаций в образовательный процесс поможет детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка.
Во время игр-драматизаций у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.
Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.
Приложение. Конспект занятия Вербля.
Список литературы.
- Александрова О. Разыгрываем спектакли / Дошкольное воспитание № 1 1988.
- Андреева Г.М. Социальная психология / М., 1999.
- Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников / М. 1991.
- Бабаева Т.И., Логинова В.И. Детство / Программа развития и воспитания детей в детском саду. С-Пб., 1997.
- Барсукова Л. Поговорим об играх-драматизациях / Дошкольное воспитание, № 11 1982.
- Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игра-драматизация – основа знакомств с культурой других народов / Дошкольное воспитание № 1994 № 3.
- Доронова Т.Н. Играем в театр./ М., 2004.
- Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М. 1996.
- Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4–6 лет. / М., 2005.
- Лапутина О. развитие творчества в игре-драматизации / Дошкольное воспитание 1982 № 11.
- Махнева М. Театрализованная деятельность дошкольников / Дошкольное воспитание 1999 № 4,11.
- Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. М. 1984.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / М. 2003.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду / М. 2006.
- Рубенюк Е. Игра-драматизация в воспитании дошкольников / Дошкольнок воспитание 1983. № 12.
- Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций / Дошкольное воспитание 1983. № 4.
- Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка / Эмоциональное развитие дошкольников / под ред. Л.Д.Кошелевой. М. 1985.
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со свертсниками. С-Пб., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания
Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом. Ведь в ходе социализации человек приобретает качества, необходимые ему для жизн...
План по самообразованию: : "Игра-драматизация как средство социального - нравственного развития дошкольников"
Ф.И.О. - Васильева Валентина ВладимировнаОбразование - высшее Тема: "Игра-драматизация как средство социального - нравственного развития дошкольников"Работа начата: 01.10. 2014 годПредполагается ...
Презентация "Игра –драматизация как средство социально-нравственного воспитания." младшая группа
Презентация "Игра –драматизация как средство социально-нравственного воспитания."...
Консультация для воспитателей "Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"
Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации остр...
Игра-драматизация, как средство формирования социально-нравственных ценностей старших дошкольников
Нравственные ценности - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь....
Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольников
Эта консультация для воспитателей в детском саду....