Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
дополнительного образования «Умелые ручки»
по развитию творческих способностей детей 4-5 лет посредством продуктивной деятельности.
Срок реализации – 1 год
2016-2017учебный год
Учебно-программное обеспечение рабочей программы:
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. – М.: изд. Мозаика синтез,2010. Рекомендовано Министерством образования РФ
- Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Умелые ручки» составлена Тумбаевой М.А., воспитателем группы №7. Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности. Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУ с применением источников, приведённых в списке литературы.
Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий.
Цель программы: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Задачи:
- Создавать условия для развития творческой активности детей.
- Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.
- Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ.
- Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.
- Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук
- Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
- Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
- Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
Форма работы с детьми:
Занятие проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность НОД 20 минут (вторник или среда) с 15.30 по 15.50. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Цикл занятий предназначен для детей 4-5 лет. Занятия носят обучающий и развивающий характер, для поддержания интереса у детей используется игровая мотивация. В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду. В конце учебного года проводится фотовыставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Для проведения занятий приобретены: наглядно-демонстрационный материал, бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.
Ожидаемый результат.
- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Научатся выполнять аппликации из различных материалов.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах.
- Научатся составлять композицию, декоративно оформлять изделие, контролировать качество изделия, вырезать по контуру предметы разной формы.
Учебный план
Название кружка | Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год | Длительность НОД | Количество воспитанников |
«Умелые ручки» | 1 | 4 | 30 | 20 минут | 24 |
Диагностика:
Диагностические данные будут подведены и представлены в форме таблицы в мае 2017 года.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Содержание | Кол-во занятий | ||
Октябрь | 1 | Вводное занятие | Беседа: «откуда появились ножницы». Рассказать о технике безопасности на занятиях. Рассказать о свойствах бумаги. Научить детей делать объемную водяную лилию из готовых лепестков. | 1 |
2 | Аппликация «Виноград» | Научить детей создать гроздь винограда из готовых отрезков бумаги; развивать мелкую моторику пальцев рук; | 1 | |
3 | Мозаичная аппликация «Дерево» | Познакомить с техникой мозаичной аппликации; Развивать познавательный интерес к истории мозаики; Обеспечить овладение элементарными умениями и навыками деятельности с бумагой при изготовлении мозаичной аппликации; Формировать умение доводить дело до конца. | 1 | |
4 | Мозаичная аппликация «Мухомор» | Уточнить представление о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей; продолжать знакомство с техникой мозаичной аппликации; продолжать учить клеить мелкие куски бумаги не выходя за контуры рисунка; воспитывать усидчивость , аккуратность. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Ноябрь | 5 | Обрывная аппликация «Живые облака» | Освоение обрывной техники аппликации. Закрепление навыков нанесения клея. Развитие воображения и художественно-эстетического вкуса. Поощрение личностного творческого начала. | 1 |
6 | Обрывная аппликация «Ежик». | Учить отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать на картон внутри контура. Продолжать учить оформлять аппликацию с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику рук. | 1 | |
7 | ."Веточка рябины"(мятая бумага). | Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера; развивать умение скатывать полученные кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. | 1 | |
8 | "Бусы для мамы" (мятая бумага) | Формировать умение скатывать небольшие шарики из мягкой салфетки при помощи воды и нанизывать их на нитку; продолжать воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к художественному творчеству, развивать мелкую моторику рук детей, воображение и фантазию, учить аккуратно пользоваться клеем. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Декабрь | 9 | Аппликация из ватных дисков «Снеговик» | Познакомить детей с возможностью делать аппликации из ваты; учить наклеивать ватные диски последовательно на бумагу, изображая снеговика; дополнять изображение деталями. | 1 |
10 | Аппликация из ваты «Зайчик побегайчик» | Закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на изображение; . развивать творческие способности; воспитывать аккуратность в работе. | 1 | |
11 | "Ёлочка - красавица". (Торцевание салфетками). | познакомить детей с новым способом аппликации – торцевание, развитие познавательно-творческой активности детей; уточнить представление о Новогоднем празднике; учить приемам декорирования. | 1 | |
12 | 1 | |||
Всего 4 занятия | ||||
Январь | 13 | Аппликация (торцевание, мятая бумага) «Подсолнухи» | Продолжать учить детей технике торцевания салфетками (лепестки подсолнуха); закрепить технику мятой бумаги (Семечки подсолнуха); Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе; развивать внимание, воображение, творческое мышление, наблюдательность, мелкую моторику, речь, фантазию, эстетический вкус | 1 |
14 | 1 | |||
15 | Аппликация «разноцветные узоры» | Закрепить техники аппликации- мозаичной и обрывной. Учить детей самостоятельно составлять различные узоры на бумаге; развивать творческую фантазию; воспитывать любознательность. | 1 | |
Всего 3 занятия | ||||
Февраль | 16 | Аппликация из макарон «Рамка для фото» | Учить детей аккуратно клеить макароны вокруг картинки; развивать фантазию и творчество; | 1 |
17 | Аппликация из макарон «Радуга» | Уточнить представление детей о радуге; вспомнить цвета радуги; учить последовательно клеить макароны в форме дуги правильно подбирая цвета; | 1 | |
18 | Аппликация из макарон «Цветы» | Рассмотреть иллюстрации цветов; предложить детям различные варианты составления цветочков из макарон; Развивать самостоятельность и творческую активность. | 1 | |
19 | Аппликация из макарон «Рыба» | Продолжать учить детей работать с макаронным изделием; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах; создавать объемную работу; воспитывать чувство «прекрасного», аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Март | 20 | Аппликация из яичной скорлупы «Цыпленок» | Познакомить детей с новым материалом – яичной скорлупой и техникой работы с ним. Привить знания, умения, практические навыки по работе с бросовым материалом. | 1 |
21 | Аппликация из гречки и риса «Чебурашка» | Познакомить детей со свойствами круп, с техникой выполнения аппликаций из круп. Научить детей создавать чебурашку из гречневой крупы и риса. | 1 | |
22 | Аппликация из гречки и пшена «Жираф» | Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт, не выходя за контуры изображения. учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации; учить ориентироваться на плоскости. | 1 | |
23 | Аппликация из круп «Тарелочка» | Продолжать учить детей технике выполнения аппликаций из круп; учить создавать различные узоры на тарелочке; развивать самостоятельность , творческую фантазию. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Апрель | 24 | Тестопластика «Божья коровка» | Рассмотреть с детьми иллюстрации божьей коровки. Познакомить со свойствами теста и способами работы с ней. Обучать приёмам лепки:от одного куска теста отрывать небольшие куски, раскатывать круговыми и прямыми движениями ладоней, кончиками пальцев защипывать и оттягивать края и т.д. | 1 |
25 | Раскрашивание «Божья коровка» | Учить детей раскрашивать готовое изделие. Развивать фантазию, творческое воображение, самостоятельность. | 1 | |
26 | Тестопластика «Гусеница» | Продолжать развивать у детей навыки лепки простых форм(шарика) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы. Учить соединять детали с помощью воды. | 1 | |
27 | Раскрашивание «Гусеница» | Продолжать учить расписывать лепку гуашью. Развивать фантазию, творческое воображение, самостоятельность. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Май | 28 | Тестопластика «Чашка с блюдцем» | Продолжать упражнять в приемах скатывания, вдавливания, сплющивания, использовании стеки и красок для украшения поделки; выработать умение смешивать на палитре необходимые цвета. | 1 |
29 | Раскрашивание «Чашка с блюдцем» | Продолжать учить расписывать лепку гуашью. Развивать фантазию, творческое воображение, самостоятельность | 1 | |
30 | Тестопластика. Самостоятельная работа. | Учить самостоятельно лепить предметы по замыслу. Развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять представление о форме предметов, их различии и сходстве, о характерных особенностях расположения предметов в пространстве. | 1 | |
Всего 3 занятия | ||||
Итого: 30 занятий |
Литература:
- «Забавные поделки» /сост. В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.
- «Мозаика из круп и семян» Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
- Агнешка Байраковска-Пженёсло. «Чудесные поделки из макарон». - Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
- Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами/Е.К.Брыкина. - М.: Пед. Общество России, 2002.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание.- М.: «Просвещение»,1991г.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Методические рекомендации/Т.Н.Доронова. - М., 2002
- Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.
- Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество/Т.С.Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: Сфера, 2006.
- Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
- Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов».- Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки» - изд. «Федоров», 2000г.
Интернет ресурсы:
- http://stranamasterov.ru/
- http://www.numama.ru/blogs/podelki-s-detmi
- http://www.babylessons.ru/category/podelki-s-detmi/
- http://allforchildren.ru/article/
- http://www.millionpodarkov.ru/podelki/
- http://www.alegri.ru/rukodelie/podelki-dlja-detei
График проведения занятий
День недели | Время проведения |
Вторник (среда) | 15.40-16.00 |
Доведено до сведения родителей
Протокол родительского собрания № 1 от 22. 09. 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией народного художника России Б.М.Неменского - Н.А.Горяева «...
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Программа рассчитана на младший дошкольный возраст...
Рабочая программа дополнительного образования Умелые ручки
раб программа...
Рабочая программа дополнительного образования "Умелые ручки"для детей 5-7 лет
.Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. При творческом подходе в...
Рабочая программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возрастахарактеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формир...