Родительский Университет -современная форма работы с родителями в ДОУ
статья (младшая группа) на тему

Ботнарчук Алена Ивановна

Материал предназначен для воспитателей ДОУ, содержит анализ педагогического опыта родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_univer.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад  №26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

 «УТВЕРЖДАЮ»                                        

Заведующий ГБДОУ № 26

Семёнова А.В.___________  

приказ  №___от____2015 г                                                                                                        ПРИНЯТО:

Протокол педагогического совета

№__от_________201 5г

Тихонова О.С._______________

                                                       

Положение

 о «Родительском университете»

   Воспитатель первой

квалификационной категории

в группе кратковременного пребывания:

Ботнарчук А.И.

                                                 

Санкт-Петербург     2015

1. Общие положения:

1.1 «Родительский университет» создан с целью установления сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания                    детей раннего возраста.

1.2 «Родительский университет» осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, Уставом ДОУ, настоящим Положением.

1.3 Участниками «Родительского университета» являются: родители детей раннего возраста, администрация ДОУ, педагоги, специалисты, медсестра, врач.

1.4 Руководителем ДОУ издается приказ о создании «Родительского университета», закрепляющий за каждым специалистом ДОУ определенное направление работы.

1.5 Основными принципами работы «Родительского университета» являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

2. Основные направления деятельности «Родительского университета»

2.1 Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей    раннего возраста.

2.2 Повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста.

2.3 Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.

2.4 Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

                                                            3. Права участников «Родительского университета»

 3.1 Родители (законные представители) имеют право:

·        на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;

·        на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

·        на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.

3.2 ДОУ имеет право:

·        на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

·        на внесение корректировки в план работы «Родительского университеа» в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей, педагогов, медицинских работников.

4. Организация деятельности «Родительского университета»

4.1 Работа «Родительского университета» осуществляется на базе ДОУ.

4.2. Планирование работы идет по результатам опроса родителей (законных       представителей).

4.3 На итоговом заседании «Родительского университета» обсуждаются  результаты работы и ее результативность.

4.4 Формы организации работы «Родительского университета»: круглый стол, психологический тренинг, практикум, решение педагогических  ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, видео просмотры  организации жизни детей в ДОУ.

                              « РОДИТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ »- СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

   Эффективной формой решения задач формирования педагогической культуры родителей является открытие Родительского университета на базе дошкольного образовательного учреждения. Опыт создания подобных форм повышения психолого-педагогической грамотности родителей, организации помощи родителям в разрешении проблем воспитания, обучения и развития детей имеется в ряде регионов Российской Федерации.

     Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной,  можно организовать  работу на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном (Приложение . План работы «Родительского университета»).

В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

  • «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
  • «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
  • «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).

       Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают нам встретиться с ними лично; если нет возможности общаться по телефону или нужно обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями нам помогают некоторые современные формы электронного  письменного общения. Воспитатель может посылать с ребенком короткие письма или фотографии домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад письма, выражающие благодарность или содержащие просьбы и предложения.

       Продумывая содержания и формы работы с родителями важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования. Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» -  записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского университета, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной форме. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда не хватает времени встретиться лично.      

      Предназначение современной семьи все в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей. Каждая конкретная семья, безусловно, обладает своей уникальной иерархией, отражающей личностные особенности супругов, семейные ценности, социокультурные, национальные, этнические традиции и другие особенности.

    Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.

     Удельный вес и значимость педагогической культуры в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастает. Это обусловлено, прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. Педагогическая культура дает возможность существенно сузить тот элемент стихийности, который свойственен семейному воспитанию в большей мере, чем любому другому.

      Наряду с существенными позитивными изменениями в осознании и реальной постановке воспитательных задач в семье, педагогическая культура родителей характеризуется серьезными недостатками: абсолютизацией одних сторон воспитательной деятельности и недооценкой других, неточным, а в ряде случаев и весьма смутным представлением о конкретном содержании отдельных целей-задач (воспитание, например, семьянина). В ряде же семей мы встречаемся и с явным искажением целей семейного воспитания, сведением их к заботам о материальном благополучии.

     При этом есть все основания считать, что отсутствие полного осознания целей семейного воспитания и необходимой сбалансированности в их постановке свойственно большей части семей. Отсутствие четких целей ведет к тому, что оно носит ситуативный характер с его незначительным эффектом, а элементы стихийности преобладают над сознательным влиянием родителей.

     В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Приложение.

«Кафедра грамотного материнства»

«Кафедра эффективного родительства»

«Кафедра семейных традиций»

«Адаптация ребенка к ДОУ»

1.   О порядке комплектования детей  в  детском саду и заключении договора с родителями.

2.   Психологические особенности развития детей 2-3-х лет.

3.   Социально-психологическая адаптация ребенка в ДОУ: вопросы и ответы.

4.   Взаимодействие семьи и детского сада как необходимое условие полноценного развития ребенка.

«Азбука общения»

1.  Социальное развитие ребенка, удовлетворение потребности в общении.

2.  Играя учимся общаться.

3.  Организация досуга в семье: практические рекомендации.

4.  Как помочь ребенку общаться со взрослыми и сверстниками.

«Мир детский – мир взрослый»

1.   Два мира – два взгляда на жизнь: умение понимать ребенка.

2.   Как помочь ребенку подружиться со сверстниками: делимся опытом.

3.   Выбор игрушек и развивающих игр – подход со знанием дела.

4.   Повлияем на мотивацию к деятельности вместе (о сотрудничестве педагогов и родителей).

  «Значение режима дня в жизни дошкольника»

1.Информирование о результатах предварительного анкетирования родителей  о знании режимных моментов.

2. Сообщения:

  • «Что такое рационально организованный режим дня?»
  • «Обеспечение двигательной активности ребенка»
  • «Изменения в режиме дня ребенка, связанные с поступлением в сад»
  • «Организация сна ребенка»

«Просмотр телепередач»

«Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

1.Осмотр выставки детских работ.

2.Решение кроссворда по теме собрания.

3.Сообщение педагога-психолога «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка»

4. Практикум «Приемы развития мелкой моторики рук »

5. Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка»

«В детский сад с хорошим аппетитом».

1.Сообщения:

«Влияние питания на здоровье дошкольника».

«Молочные реки, колбасные берега»

2.Слайд-шоу «Витамины и полезные продукты»

2. Развлечение (родители + дети) «Путешествие на остров Здоровья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Родительский университет"как форма взаимодействия с родителями воспитанников

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников...

Опыт работы "Современные формы работы с родителями"

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно уст...

презентация Родительский университет- современная форма работы с родителями

формо                         Эффективной формой работы с  родителями в нашей группе стал Родительский Университет, построенный на...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....

Консультация для воспитателей по работе с родителями «Современные формы работы с родителями в ДОУ»

Консультация для воспитателей по работе с родителями«Современные формы работы с родителями в ДОУ»«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,прежде всего и дольше всего – люди.Из...

Родительский клуб "Семицветик" (Современные формы работы с родителями)

      В рамках проекта Родительского университета в нашем детском саду с 2019г.  активно используется форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленно...