Технологии музыкального воспитания дошкольников
статья

Емелина Марина Валерьевна

Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» — писала Н.А. Ветлугина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc81.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35» г. Уссурийска Уссурийского городского округа

   

Статья

«Технологии музыкального воспитания дошкольников»

                                        Автор статьи:

                                                                 Емелина Марина Валерьевна,

                                                                музыкальный руководитель,

                                                             высшая квалификационная

                                  категория

г. Уссурийск, 2019


Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» — писала Н.А. Ветлугина.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности

Педагогическая технология  это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности

В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко.

Систематизация технологий по Г.К.Селевко

Традиционная (репродуктивная) технология обучения

Технология развивающего обучения

Технология  разноуровневого  обучения

Технология программированного обучения

Технология проблемного обучения

Технология дистанционного обучения

Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

Технология  разноуровневого  обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.

    В наш стремительный век в нашу жизнь входят всё новые и новые технологии обучения. И музыкальное развитие так же не стоит на месте.

1.Интегративная технология развития творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Цель: развитие музыкально-художественного восприятия на интегрированных занятиях с детьми

Вполне  объясним  тот  факт,  что  в  связи  с  глобальными  изменениями  в  обществе,  изменения  происходят  практически  во  всех  сферах  деятельности  человека.  Изменения,  и  достаточно  активные,  происходят  и  в  образовательной  системе.  Современная  система  дошкольного  образования  отказывается  от  учебно-дисциплинарного  подхода,  делая  упор  на  личностно-ориентированный  подход  к  процессу  обучения.

В  качестве  одного  из  вариантов  практического  решения  проблемы  развития  творческих  способностей  мы  рассматриваем  принцип  интеграции.  Интегративный  подход  к  педагогическому  процессу  позволяет  в  процессе  обучения  сформировать  у  дошкольников  целостную  картину  мира  и  создать  предпосылки  для  их  всестороннего  развития.

.  Этот  подход  для  ребенка  дошкольного  возраста  не  только  интересен,  вполне  осуществим  в  силу  возраста,  но  и  органичен,  так  как  художественные  способности  в  этом  возрасте  многогранны,  их  движение  от  образов  изобразительных  к  литературным,  музыкальным,  пластическим,  театральным  подвижно  и  носит  характер  перетекания.

Одной  из  основных  форм  осуществления  интегративного  подхода,  становятся  интегрированные  занятия.  Интегрированное  занятие  совмещает  в  себе  различные  области  знаний  в  одинаковой  степени,  дополняющие  друг  друга.  Содержание  занятия  определяется  исходя  из  запланированной  темы,  а  условия  интеграции  различных  направлений  должны  быть  обоснованы.  На  занятии  есть  возможность  освоить  содержание  различных  направлений  параллельно  и  решить  несколько  задач,  в  том  числе  и  развитие  творческих  способностей.  В  системе  дошкольного  дополнительного  образования  есть  возможность  интегрировать  различные  направления,  органично  соединять  музыку  и  искусство,  театральную  деятельность  и  литературу  и  т.  д.  Такие  занятия  проходят  в  нестандартной  форме  что,  несомненно,  будет  повышать  познавательный  интерес  учащихся  дошкольного  возраста  и  поднимет  мотивацию  к  обучению.  Об  эффективности  таких  занятий,  позволяет  говорить  тот  факт,  что  использование  различных  видов  и  направлений  деятельности  не  повлияет  отрицательно  на  внимание  учащегося,  а  за  счёт  переключения  на  разные  виды  работы  снимет  напряжение,  и  образовательный  процесс  будет  проходить  гораздо  легче.  Интегрированное  занятие  предполагает  развитие  воображения,  внимания,  памяти,  творческого  мышления,  самостоятельности,  что  ведет  к  стимулированию  творческой  активности  и  развитию  творческих  способностей  учащихся.

2.Информационно-коммуникативные технологии.

Меняется мир – меняются и дети.  Меняющийся ребенок требуют иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают холодными и не интересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребёнку пользу, он должен иметь для  него  смысл

Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.

Организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом помогает использование  мультимедийных пособий, которые  могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной. Поэтому, применение  информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в работе с детьми  заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности.  Мультимедийные презентации - это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию,  аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности (реакцию на действия пользователя).

В педагогической деятельности музыкального руководителя компьютер выполняет роль:

-    источника информации;

-    наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

-    средства хранения необходимых для работы материалов.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей
дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:

-    улучшается запоминание пройденного материала;

-    усиливается познавательный интерес воспитанников;

-    предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-    несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

-    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

-    задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;

-    развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий .

-    позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.

-    делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

-    помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

-    позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;

-    активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;

Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания   различных видов музыкальных деятельности.

3.Эвритмия

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Технология эвритмии применяется  на занятиях логоритмикой совместно с логопедом.

Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей. Это искусство особого гармоничного движения, в котором проявляется взаимосвязь культуры движения, слова и музыки, и которое влияет на становление культуры здоровья детей. Наряду с душевной гармонизацией, укрепляются и волевые качества

Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста. 

Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных. 
Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:- ритмические игры; - блок развития мелкой моторики; - блок развития крупной моторики упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);- пространственная ориентация; 
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением; 
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

4.Технологии обучения певческим навыкам  Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», авторская методика А.В. Зарубы,  помогают  педагогу в решении задач обучения певческим навыкам;

Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, креативности в полной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности

 Ритмодекламация под музыку

 Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь

5.Технологии музыкально-ритмического воспитания

(программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и физического);

Цели и задачи:

 

Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.

Развитие музыкального слуха:

Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.

Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.

Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.

Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

 

В данной технологии предлагаю апробированный репертуар, представляющий собой песенки, тексты которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.

Основной метод  музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ»  двигательных упражнений. 

 

6.Технологии элементарного музицирования с дошкольними (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарноемузицирование с дошкольниками»    содействует развитию

их творческих способностей, природной музыкальности,  создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования);

Элементаоное музицировние это возможность

  • развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
  • воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
  • проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
  • воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
  • тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

. Элементарное музицирование, сказки-шумелки

 В музыкальной деятельности с детьми необходимо использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие, ,

. А «Сказки-шумелки» в увлекательной форме (сюжете сказки с шумовым оформлением) заставляет думать, фантазировать, подбирать, даже изобретать подходящие звуковые эффекты для иллюстрации текста.

  Игры звуками В работе с играми звуками выделяются условно следующие направления: ● звучащие жесты и музыка тела; ● шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума. Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента

    7.Технология с применением арт-терапии.

 Музыкотерапии – это психотерапевтический метод, основанный на  целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. (концепция В. Петрушина)

     Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а   

   значит,  могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.

            - технологии музыкального воспитания с применением арт-терапии - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на

творчестве и игре  наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Задача педагога – помочь детям научиться использовать музыку для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт-терапевтических упражнений.

Очень многие виды арт-терапии перекликаются между собой. В этом и состоит особенность арт-терапии – интегрируя виды искусства, помочь учащимся снимать психологическое напряжение на занятиях, повысить интерес детей к урокам музыки, начиная с младшего возраста.

8.Технология проектирования музыкально обогащённой среды.

Современные подходы к развитию детского творчества ориентируют педагогов на личностно – ориентированное взаимодействие детей и взрослых, на создание таких условий, в которых ребёнок занимает позицию субъекта деятельности, где ребёнку принадлежит право выбора, право проявить себя, выразить свою мысль. Согласно современным концепциям Б.Г.Ананьева, М.В.Крулехт, В.И.Логиновой освоение ребёнком такой позиции обеспечивает первые проявления его индивидуальности, позволяет личности творить, проявлять активность, создавая собственный неповторимый стиль осуществления деятельности. Выделяются следующие признаки освоения ребёнком позиции субъекта деятельности: активность — как основополагающая характеристика субъекта, инициативность и исполнительность как формы проявления активности, свобода и самостоятельность выдвижения замыслов, выбор средств и способов осуществления деятельности В музыкальной деятельности А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская выделяют: эмоционально – субъектные проявления ребёнка, которые выражаются в интересе ребёнка к музыке, и деятельностно – субъектные, связанные с активностью и инициативностью ребёнка в выборе музыкальных видов деятельности. Именно такая позиция ребёнка – субъекта музыкальной деятельности, обеспечивает ему рождение интереса, мотива и развитие творческого потенциала. Педагог же является сотворцом, советчиком, доброжелательно оценивающим малейшие достижения и успехи ребёнка. Он организует весь творческий процесс, но его руководство носит косвенный характер. При использовании музыкально – дидактической игры музыкальный руководитель и воспитатель должны учитывать особенности каждого ребёнка, его интересы, возрастные закономерности развития. В частности, Н.А.Ветлугина указывала на то, что имеет значение возраст детей, для которых предназначена музыкально – дидактическая игра: чем младше дети, тем отчётливее должны выступать особенности музыкальных образов

Организуя любую музыкальную игру, в том числе музыкально – дидактическую, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить своё «я». Ещё одним важным педагогическим условием, обеспечивающим успех музыкального развития детей, является организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, которая способствует появлению новых идей, замыслов, развитию чувства психологической защищённости, а также разнообразным и богатым предметным наполнением. Э.П.Костина определяет следующие требования к проектированию музыкальной среды:

 1) создание условий для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами — предметная среда должна быть со масштабна глазу, действиям руки и росту ребёнка;

 2) оформление музыкальных мини – центров, уголков для детей старшего дошкольного возраста должно иметь дидактическую направленность;

3) каждый блок компонентов среды предусматривает ориентацию на представление всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности, творчество – пособия, побуждающие к творчеству и импровизации .

 Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры. Педагогическая среда создаётся для предоставления детям возможности активной и разнообразной музыкально – творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально – образовательного процесса в содержании пособий, предметов, игр и т.д.. Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности.

  Я надеюсь, что данные методы, приемы и технологии позволяют нам растить гармонично развитую личность, прививать любовь к музыке и учить различать хорошую музыку и «музыку на один день».

Список используемой литературы.

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
  2. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г
  3. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
  4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
  5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
  6. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

Назначение любого вида искусства -  это отражение действительности в ё    художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею ху...

Статья Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО...

Презентация для педагогического совета «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО»

  На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие твор...

Презентация "Совершенствование современных технологий музыкального воспитания дошкольников"

Презентация "Совершенствование современных технологий музыкального воспитания дошкольников"...