Социализация детей с интеллектуальными нарушениями
презентация к уроку (подготовительная группа)
Социализация детей с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_s_itellektualnymi_narusheniyami.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
1слайд
Баулина Людмила Викторовна - воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 25«Аленушка».
2 слайд
Вашему вниманию представляется методическая разработка на тему «Социализация детей с интеллектуальными нарушениями (ИН) через использование интерактивных игр в условиях группы комбинированной направленности»
3 слайд
Изучив литературу и опыт коллег по вопросу социализации детей с интеллектуальными нарушениями мне было необходимо самой осознать значение правильно созданных условий в организации взаимодействия таких детей с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Можно подчеркнуть то, что в работах авторов этот вопрос разработан достаточно хорошо, несмотря на то, что индивидуальные особенности у детей с интеллектуальными нарушениями отличаются от детей с нормой развития. Все изученное я проанализировала и сделала вывод о том, что одним из значимых направлений в социализации детей с интеллектуальными нарушениями является интерактивная игра. Все чаще встречаются дети с сочетанными нарушениями в развитии, а интерактивное оборудование помогает задействовать все возможные компенсаторные способности ребенка. Чем больше задействовано у ребенка анализаторов тем эффективнее коррекционная работа.
4 слайд
В связи с реализацией государственной программы «Доступная среда» на 2011- 2020 годы, в рамках которой предусматривается создание условий (в том числе и в ДОУ), обеспечивающих оптимальное развитие и адаптацию детей с ОВЗ, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, формирование физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей этой группы, в детские сады поступают дети с интеллектуальными нарушениями. Я работаю в группе комбинированной направленности. В моей группе 19 детей них 4 с интеллектуальными нарушениями. Передо мной стоит задача развить социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, т.е. способствовать становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Для обеспечения полноценного перехода таких детей на следующий уровень системы непрерывного образования. С появление в группе интерактивного оборудования у меня появилась возможность, используя новые технологии, а именно интерактивную игру, привлечь детей с интеллектуальными нарушениями в совместную деятельность с детьми и со взрослыми.
5 слайд.
Теоретическое обоснование включает положения, представленные на слайде.
По мнению И. М. Бгажноковой проблема социализации детей с интеллектуальной недостаточностью приобрела в последние годы особую актуальность. Это связано с изменениями, которые происходят в обществе и системе образования, повышением значимости личностно-ориентированного подхода в процессе реализации коррекционно-развивающих задач, ориентированностью на социально-личностные аспекты работы.
У детей с интеллектуальными нарушениями речевая функция нарушена. Челышева Н.В., Урядницкая Н.А. заметили, что данная категория детей весьма успешна способна общаться с помощью не вербальных средств (мимика, жесты, позы). Одно из средств решения проблем социализации детей с интеллектуальными нарушениями – широкое использование ресурсов, которыми обладает игра. Игра - это важнейшая центральная форма активности, которая необходима для социально-психологического созревания детей.
Интерактивные игры увлекают детей и является мощным стимулирующим учебным средством.
6 слайд.
Цель и задачи моей работы определяются требованиями ФГОС ДО, требованиями адаптированной программы, рабочей программой, возрастными и индивидуальными особенностями детей с интеллектуальными нарушениями. Они направлены на создание условий, способствующих:
- удовлетворению специфических образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями
- активизации самостоятельной деятельности таких детей, в том числе и речевой во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Важным для меня стало понимание того, что это – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с дошкольного возраста и продолжающийся в системе школьного возраста. Воспитательно-образовательная работа с детьми осуществлялась в соответствии с принципами, представленными на слайде.
7 слайд.
Моя педагогическая идея основана на том, что социализация детей с умственной отсталостью должна осуществляться с учетом следующих моментов:
- обязательное включение ребенка в игровую ситуацию для стимулирования его деятельности;
- правильное определение способов постановки перед ребенком воспитательно-образовательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;
- подбор способов передачи общественного опыта, способствующих уровню развития ребенка
8 слайд
При решении задач мной определены направления, в результате которых у детей с интеллектуальными нарушениями формируется отношение к воспринимаемым социальным явлениям и навыки поведения, соответствующие общественным нормам.
9 слайд
Для включения детей с интеллектуальными нарушениями в совместную игру со сверстниками я разработала алгоритм, представленный на слайде, способствующий усвоению и активному воспроизводству детьми с интеллектуальными нарушениями социального опыта в общении и деятельности.
10 слайд.
Так как ребенок с интеллектуальными нарушениями успешнее социализируется именно в группе сверстников, то для себя я определила следующее: дети с нормой имеют возможность передавать свой накопленный опыт таким детям доступнее, тем более в игровой деятельности. А дети с интеллектуальными нарушениями через интерактивную игру быстрее перенимают этот опыт.
11 слайд.
Для успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями в группе комбинированной направленности созданы условия.
12 слайд.
Оптимизация предметно-пространственной среды способствовала:
- раскрытию потенциальных возможностей детей с интеллектуальными нарушениями;
- целесообразному использованию интерактивных игр (с учетом здоровья сбережения);
- возможности задействования большего числа анализаторов ребенка.
Хочется отметить, что интерактивные игры повышали мотивацию ребенка к совместной деятельности и являются эффективным средством для социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями.
13 слайд.
Диапазон моего личного вклада в данную тему определился созданием картотеки интерактивных игр с описанием организационно-педагогических условий, позволяющей использовать данные игры в условиях группы комбинированной направленности.
14 слайд.
Результативность моей педагогической деятельности представлена на слайде. В качестве основных критериев следует назвать приобретённый детьми опыт взаимоотношений в группе сверстников и появление потребности в общении, появилось бытовое взаимодействие детей внутри группы. Главное для меня – это потребность детей с интеллектуальными нарушениями общаться, а детей с нормой - желание принимать в игры.
На слайде так же представлены возможные трудности, встречающиеся в работе по данному направлению.
15слайд
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами своего детского сада, в сетевых сообществах. Транслируемость работы подтверждается моим участием в различных профессиональных конкурсах.
16 слайд
На данном слайде представлена литература.
Спасибо за внимание.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития речи детей с интеллектуальными нарушениями
Презентация для педагогов...
Формирование и развитие двигательной памяти детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях по физическому развитию
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и т...
Помощь родителям в социализации детей с тяжелыми нарушениями речи
В семье, образно говоря закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. В. А. Сухомлинский В настоящее время в России прослеживаетс...
РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Данный презентационный материал является консультацией для воспитателей о роли пальчиковых игр в развитии детей с ОВЗ....
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями (Синдромом Дауна)
Представляю для ознакомления, часть АООП для детей с УО (Синдромом Дауна), разработанной творческой группой, в состав которой я входила, нашей ОО - ГБОУ Школа №1015.Со всей программой вы можете ознако...
Роль логопеда в социализации детей с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте.
В статье представлены варианты речевых игровых упражнений, которые учитель-логопед использует в рамках клубных часов по методике «Эффективной социализации Н.П.Гришаевой»...
Картотека дидактических игр по социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи
Аннотация: Данная система игр и упражнений, направлена на социальное развитие личности ребенка-дошкольника, в частности на развитие и коррекцию социального развития личности старших дошкольников,...