Социализация детей с интеллектуальными нарушениями
презентация к уроку (подготовительная группа)

Баулина Людмила Викторовна

Социализация детей с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_s_itellektualnymi_narusheniyami.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

1слайд      

Баулина Людмила Викторовна -  воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 25«Аленушка».

2 слайд      

Вашему вниманию представляется методическая разработка на тему «Социализация детей с интеллектуальными нарушениями (ИН) через использование интерактивных игр в условиях группы комбинированной направленности»

3 слайд        

Изучив литературу и опыт коллег по вопросу социализации детей с интеллектуальными нарушениями мне было необходимо самой осознать значение правильно созданных условий в организации взаимодействия таких детей с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Можно подчеркнуть то, что в работах авторов этот вопрос разработан достаточно хорошо, несмотря на то, что индивидуальные особенности у детей с интеллектуальными нарушениями отличаются от детей с нормой развития. Все изученное я проанализировала и сделала вывод о том, что одним из значимых направлений в социализации детей с интеллектуальными нарушениями является интерактивная игра.  Все чаще встречаются дети с сочетанными нарушениями в развитии, а интерактивное оборудование помогает задействовать все возможные компенсаторные способности ребенка. Чем больше задействовано у ребенка анализаторов тем эффективнее коррекционная работа.

4 слайд

В связи с реализацией государственной программы «Доступная среда» на 2011- 2020 годы, в рамках которой предусматривается создание условий (в том числе  и в ДОУ), обеспечивающих оптимальное развитие и адаптацию детей с ОВЗ, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности,  формирование физического и психического здоровья, повышение доступности  образования для детей этой группы, в детские сады поступают дети с интеллектуальными нарушениями. Я работаю в группе комбинированной направленности. В моей группе 19 детей них 4 с интеллектуальными нарушениями.  Передо мной стоит задача развить социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, т.е. способствовать становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Для обеспечения полноценного перехода таких детей на следующий уровень системы непрерывного образования. С появление в группе интерактивного оборудования у меня появилась возможность, используя новые технологии, а именно интерактивную игру, привлечь детей с интеллектуальными нарушениями в совместную деятельность с детьми и со взрослыми.

        

5   слайд.

    Теоретическое обоснование включает положения, представленные на слайде.

По мнению И. М. Бгажноковой проблема социализации детей с интеллектуальной недостаточностью приобрела в последние годы особую актуальность. Это связано с изменениями, которые происходят в обществе и системе образования, повышением значимости личностно-ориентированного подхода в процессе реализации коррекционно-развивающих задач, ориентированностью на социально-личностные аспекты работы.

У детей с интеллектуальными нарушениями речевая функция нарушена. Челышева Н.В., Урядницкая Н.А. заметили, что данная категория детей весьма успешна способна общаться с помощью не вербальных средств (мимика, жесты, позы). Одно из средств решения проблем социализации детей с интеллектуальными нарушениями – широкое использование ресурсов, которыми обладает игра. Игра -  это важнейшая центральная форма активности, которая необходима для социально-психологического созревания детей.

Интерактивные игры увлекают детей и является мощным стимулирующим учебным средством.

6 слайд.

         Цель и задачи моей работы определяются требованиями ФГОС ДО, требованиями адаптированной программы, рабочей программой, возрастными и индивидуальными особенностями детей с интеллектуальными нарушениями. Они направлены на создание условий, способствующих:

-  удовлетворению специфических образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями

-  активизации самостоятельной  деятельности таких детей, в том числе и речевой во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Важным для меня стало понимание того, что это – непрерывный,  систематический  и  последовательный  процесс,  начинающийся  с дошкольного  возраста и  продолжающийся в системе школьного возраста. Воспитательно-образовательная работа с детьми осуществлялась в соответствии с принципами, представленными на слайде.

7 слайд.

Моя педагогическая идея основана на том, что социализация детей с умственной отсталостью должна осуществляться с учетом следующих моментов:

- обязательное включение ребенка в игровую ситуацию для стимулирования его деятельности;

- правильное определение способов постановки перед ребенком воспитательно-образовательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

- подбор способов передачи общественного опыта, способствующих уровню развития ребенка

8    слайд

При решении задач мной определены направления, в результате которых у детей с интеллектуальными нарушениями формируется отношение к воспринимаемым социальным явлениям и навыки поведения, соответствующие общественным нормам.

9 слайд

Для включения детей с интеллектуальными нарушениями в совместную игру со сверстниками я разработала алгоритм, представленный на слайде, способствующий усвоению и активному воспроизводству детьми с интеллектуальными нарушениями социального опыта в общении и деятельности.

10 слайд.

Так как ребенок с интеллектуальными нарушениями успешнее социализируется именно в группе сверстников, то для себя я определила следующее: дети с нормой имеют возможность передавать свой накопленный опыт таким детям доступнее, тем более в игровой деятельности. А дети с интеллектуальными нарушениями через интерактивную игру быстрее перенимают этот опыт.

11 слайд.

Для успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями в группе комбинированной направленности созданы условия.

12 слайд.

Оптимизация предметно-пространственной среды способствовала:

- раскрытию   потенциальных возможностей детей с интеллектуальными нарушениями;

- целесообразному использованию интерактивных игр (с учетом здоровья сбережения);

-  возможности задействования большего числа анализаторов ребенка.

Хочется отметить, что интерактивные игры повышали мотивацию ребенка к совместной деятельности и являются эффективным средством для социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями.

       13 слайд.

Диапазон моего личного вклада в данную тему определился созданием картотеки интерактивных игр с описанием организационно-педагогических условий, позволяющей использовать данные игры в условиях группы комбинированной направленности.

14   слайд.

Результативность моей педагогической деятельности представлена на слайде. В качестве основных критериев следует назвать приобретённый детьми опыт взаимоотношений в группе сверстников и появление потребности в общении, появилось бытовое взаимодействие детей внутри группы. Главное для меня – это потребность детей с интеллектуальными нарушениями общаться, а детей с нормой -  желание принимать в игры.

На слайде так же представлены возможные трудности, встречающиеся в работе по данному направлению.

15слайд

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами своего детского сада, в сетевых сообществах. Транслируемость работы подтверждается моим участием в различных профессиональных конкурсах.

16    слайд

На данном слайде  представлена литература.

Спасибо за внимание.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие двигательной памяти детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях по физическому развитию

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и т...

Помощь родителям в социализации детей с тяжелыми нарушениями речи

В семье, образно говоря закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. В. А. Сухомлинский   В настоящее время в России прослеживаетс...

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данный презентационный материал является консультацией для воспитателей о роли пальчиковых игр в развитии детей с ОВЗ....

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями (Синдромом Дауна)

Представляю для ознакомления, часть АООП для детей с УО (Синдромом Дауна), разработанной творческой группой, в состав которой я входила, нашей ОО - ГБОУ Школа №1015.Со всей программой вы можете ознако...

Роль логопеда в социализации детей с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте.

В статье представлены варианты речевых игровых упражнений, которые учитель-логопед использует в рамках клубных часов по методике «Эффективной социализации Н.П.Гришаевой»...

Картотека дидактических игр по социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи

Аннотация: Данная система игр и упражнений, направлена на социальное развитие личности ребенка-дошкольника, в частности на развитие и коррекцию социального развития личности старших дошкольников,...