Конспект НОД в подготовительной группе "Свойства воздуха"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. в ходе данного знанятия дети знакомятся со свойствами воздуха в ходе самостоятельного проведения элементарных опытов с воздухом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_svoystva_vozduha.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Радуга Детства»
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности
«Свойства воздуха»
Составили:
Конева Е. Н., воспитатель
Тема: Свойства воздуха.
Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.
Образовательная область. Познавательное развитие.
Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.
Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.
Возраст: Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет).
Форма организации: группа воспитанников
Уровень подготовленности детей:
- Имеют элементарные представления о воздухе;
- Обладают навыками целеполагания;
- Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.
Цель. Расширение и закрепление знаний детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, явления.
4. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в парах, группе, умение выслушивать друг друга.
Ресурсное обеспечение:
Программно-методическое:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.
- Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П.. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Демонстрационный материал: игрушка резиновая, свистулька, дудочка.
Раздаточный материал: оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей,корочки апельсина, листы бумаги по количеству детей.
Словарная работа.
Обогащение словаря:опыт, эксперимент, лаборатория
Активизация словаря:колебания
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Предварительная работа:
- наблюдения за температурой воздуха;
- экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха;
- игры с ветром;
- беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Педагогические эффекты:
- расширятся знания детей о воздухе и его свойствах;
- дети научатся работать в парах, группе;
- закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.
Структура занятия
Вводная часть.
- Эмоциональное вхождение в занятие: сюрпризный момент – приходит Незнайка;
- Сообщение темы – Игра «Научная лаборатория»
- Знакомство с правилами проведения опытов.
Основная часть.
- Разгадывание загадки
- Проведение опытов, работа в парах, группах
- Физминутка
Заключительная часть
- Беседа о проведенных опытах и экспериментах
- Подведение итогов занятия
Содержание | Формы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Воспитатель: - Здравствуй, Незнайка! Мы тебя узнали, а что привело тебя к нам? Незнайка: - Знайка загадал мне загадку, а я никак не могу её отгадать. Помогите мне, пожалуйста. Я знаю, вы скоро пойдете в школу и, наверное, много знаете: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. Что это? Воспитатель: - Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? - А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил: Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место. Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. | Эмоциональное вхождение в занятие: появление Незнайки Диалоговое общение | Ведет диалог с Незнайкой Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления Одевает халат, шапочку Знакомит с правилами | Слушают, отгадывают загадку Выражают свои мысли Слушают |
Основная часть. - Мы сегодня будем исследовать воздух. Сегодня, я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой. Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета? (Красный и синий) - А как называются эти шарики? (Воздушные) - А вы знаете, почему они так называются? (Потому что внутри шарика есть воздух) - А откуда воздух появился в шариках? (Он там появился, когда шарик надували) - Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой. (Выходят пузырьки) - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. - Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту. -Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух. (нет) - Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто) . - Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? -Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? - Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух? -Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так. А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? - Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух? -Можно подуть себе на руку. .Опять дует ветерок. Физминутка Дует ветер с высоты, Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны) Вправо – влево, влево - вправо Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны) А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте (прыжки) Выше! Веселей! Вот так! Переходим все на шаг (ходьба) Вот закончилась игра, Заниматься нам пора (садятся) - А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух? -На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется это явление (колебание). - Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха? -Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки) - Скажите, а у воздуха есть запах? - Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете? (Пахнет апельсином) -Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат? (Это корка) -Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем. | Диалоговое общение Диалоговое общение | Беседует с детьми, задает вопросы Предлагает детям предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления Дает рекомендации по выполнению опыта Проводит физминутку | Выражают свои мысли Отвечают на вопросы Выполняют опыты Выполняют движения вместе с педагогом |
Заключительная часть. - Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? -Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри. | Диалоговое общение Игра | Задает вопросы | Выражают свои мысли Играют с мыльными пузырями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: "Воздух и вода " подготовительная к школе группа
Конспект занятия"Воздух и вода"Подготовительная к школе группа Конспект занятия на тему: Воздух и вода Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ра...
Конспект НОД «Прогулка с воздухом» Подготовительная к школе группа.
конспект НОД для подготовительной к школе группы. в данном конспекте опытным путем детям предлагается рассмотреть основные свойства воздуха. в игровой форме узнать о разновидностях воздушного тр...
Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"
Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Программные задачи:Образовательные: Расширять представление д...
Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь» Тема: «Воздух - наша жизнь»
Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь»Тема: «Воздух - наша жизнь»...
План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»
Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....