Авторская программа по правилам дорожного движения
план-конспект занятия (старшая группа)
Пояснительная записка
С каждым годом на улицах городов и поселков увеличивается количество автомобилей, автобусов и других транспортных средств, что повышает опасность дорожно – транспортных происшествий, жертвами которых становятся, дети…. Движение на наших дорогах стало настолько активным, что взрослый порой теряется в проблемной дородной ситуации, что тут говорить о детях. Они чаще не понимают опасности, которая ждет их на проезжей части – не только от детской беспечности. Но из-за неопытности и безграмотности в области Правил дорожного движения. Для того чтобы формировать у ребенка стойкие навыки и умения по выполнению правил дорожного движения, необходимо четкая система обучения, использование разнообразных интересных форм и методов работы. Изучение правил дорожного движения и культуры поведения на улице стало для нас делом неотъемлемым и первостепенным. Обучение правилам поведения на улицах и дорогах, воспитание у детей требовательности к себе, ответственности за свои поступки – стало моей главной задачей. Актуальность проблемы заключается в том, что у ребенка 5 летнего возраста почти все процессы активности мозга проходят в подсознательном уровне. Активация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие у него непосредственно. Действия ребенка подчинены быстро меняющим замыслам, он может перебирать те предметы, которые попадают в поле зрения, при этом воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому 5 летний ребенок, попав в зону движущихся автомобилей проявляет невнимательность, отвлекается на все вокруг происходящее, может более яркую, необычную. Все, что окружает, ребенка в данный момент может отвлечь его внимание: пролетающий самолет, дерево, собственные мысли и т.д. Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Целью моей работы заключается в том, чтобы сформировать у ребенка стойкие навыки и умения по выполнению правил дорожного движения, создать четкую систему обучения с использованием разнообразных, интересных форм и методов работы. Для этого были поставлены следующие задачи: 1 Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице. 2 Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах. 3 Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. Разработанный мною перспективный план по правилам дорожного движения для детей 5-6 лет включает в себя: занятия, досуги, викторины. На занятиях включаю национально – региональный компонент, художественное слово, иллюстрации по правилам дорожного движения, игры. Чтобы дети усвоили и могли объяснить, что означает каждый дорожный знак с ними разыгрываются дорожные ситуации с помощью макеты со светофорами, пешеходами. Воспитывая дошкольников применяю такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми и обязательно держать его за руку. Воспитывать следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструированию, выполнению аппликаций и т.д. по дорожной тематике на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексике, при опасных и безопасных дорожных ситуаций. При работе основным признаком подбора материала является принцип последовательного перехода от простого к более сложному. Для эффективности работы я тесно сотрудничаю с воспитателями, специалистами и родителями. Системность и результативность работы зависит от системной работы: педагогов, детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_po_pdd.doc | 353 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
С каждым годом на улицах городов и поселков увеличивается количество автомобилей, автобусов и других транспортных средств, что повышает опасность дорожно – транспортных происшествий, жертвами которых становятся, дети…. Движение на наших дорогах стало настолько активным, что взрослый порой теряется в проблемной дородной ситуации, что тут говорить о детях. Они чаще не понимают опасности, которая ждет их на проезжей части – не только от детской беспечности. Но из-за неопытности и безграмотности в области Правил дорожного движения. Для того чтобы формировать у ребенка стойкие навыки и умения по выполнению правил дорожного движения, необходимо четкая система обучения, использование разнообразных интересных форм и методов работы. Изучение правил дорожного движения и культуры поведения на улице стало для нас делом неотъемлемым и первостепенным. Обучение правилам поведения на улицах и дорогах, воспитание у детей требовательности к себе, ответственности за свои поступки – стало моей главной задачей. Актуальность проблемы заключается в том, что у ребенка 5 летнего возраста почти все процессы активности мозга проходят в подсознательном уровне. Активация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие у него непосредственно. Действия ребенка подчинены быстро меняющим замыслам, он может перебирать те предметы, которые попадают в поле зрения, при этом воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому 5 летний ребенок, попав в зону движущихся автомобилей проявляет невнимательность, отвлекается на все вокруг происходящее, может более яркую, необычную. Все, что окружает, ребенка в данный момент может отвлечь его внимание: пролетающий самолет, дерево, собственные мысли и т.д. Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Целью моей работы заключается в том, чтобы сформировать у ребенка стойкие навыки и умения по выполнению правил дорожного движения, создать четкую систему обучения с использованием разнообразных, интересных форм и методов работы. Для этого были поставлены следующие задачи: 1 Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице. 2 Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах. 3 Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. Разработанный мною перспективный план по правилам дорожного движения для детей 5-6 лет включает в себя: занятия, досуги, викторины. На занятиях включаю национально – региональный компонент, художественное слово, иллюстрации по правилам дорожного движения, игры. Чтобы дети усвоили и могли объяснить, что означает каждый дорожный знак с ними разыгрываются дорожные ситуации с помощью макеты со светофорами, пешеходами. Воспитывая дошкольников применяю такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми и обязательно держать его за руку. Воспитывать следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструированию, выполнению аппликаций и т.д. по дорожной тематике на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексике, при опасных и безопасных дорожных ситуаций. При работе основным признаком подбора материала является принцип последовательного перехода от простого к более сложному. Для эффективности работы я тесно сотрудничаю с воспитателями, специалистами и родителями. Системность и результативность работы зависит от системной работы: педагогов, детей и родителей.
Перспективный план
№ | Тема |
1 | Мы знакомимся с улицей Цель: Познакомить детей с улицей, ее особенностями, закрепить правила поведения на улице, быть внимательными, идти только по тротуару, о правой стороне, переходить по пешеходному переходу |
2 | Моя улица Цель: Познакомить детей с улицей, ее особенностями, закрепить правила поведения на улице, быть внимательными, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить по пешеходному переходу. |
3 | Для чего нужен светофор Цель: Представить детям правила дорожного движения, как увлекательную сказку для пробуждения интереса к их изучению. |
4 | Зеленый, желтый, красный Цель: Закрепить знания детей о работе светофора. Познакомить с назначением желтого, красного, зеленого сигнала. Закрепить знания правил перехода улицы. |
5 | Дорожные знаки Цель: Закрепить знания о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки – переход; познакомить с новыми знаками « Зебра», « Осторожно, дети!». |
6 | Перекресток Цель: Познакомить детей с понятием « перекресток», это место, где пересекаются улицы. Развивать диалогическую речь. |
7 | Знай правила движения Цель: Закрепление знаний о правилах дорожного движения, развитие внимания. |
8 | Знакомство с транспортом Цель: Дать детям представление о транспорте разного вида ( грузовом, пассажирском, воздушном, водном), закрепить правила поведения на улице. |
9 | Виды транспорта Цель: Закрепить представления о транспорте разного вида: водный, воздушный, наземный. Продолжать соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Воспитывать у детей внимание, память. |
10 | Сравнение автобуса и троллейбуса Цель: Закрепить знания детей о троллейбусе и автобусе, учить сравнивать их; видеть и называть общие и отличительные свойства. Воспитывать у детей наблюдательность, зрительный контакт. |
11 | Ребенок – главный пассажир Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, воспитывать стремление соблюдению правил дородного движения. Викторина по ПДД |
12 | Знайте правила движения. Цель: Повышение интереса у детей к дорожной азбуке, повторение дорожных знаков, развитие логического мышления, внимания. |
13 | Мы с Буратино ходили в школу Цель: Познакомить с элементами дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка) Повторить знаки светофора. Убедить в опасности проведения игр на проезжей части. |
14 | Путешествие на машине времени в страну дорожных знаков Цель: Расширять знания детей о ПДД, закрепить умение детей применить полученные знания о правилах дорожного движения в играх и в инсценировке. |
15 | Чтение рассказа Н. Носова « Автомобиль» Цель: Учить внимательно слушать литературное произведение, понимать его смысл. Закрепить знания о разных частях машины, о правилах поведения на дороге. Учить правильно понимать изображенную ситуацию, мотивированно оценивать поступки героев рассказа. |
1 Занятие: « Мы знакомимся с улицей» Цель: Познакомить детей с улицей, ее особенностями, закрепить правила поведения на улице, быть внимательными, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить по пешеходному переходу.
Ход занятия Воспитатель: Отгадайте загадку: В два ряда дома стоят, 10, 20,100 подряд. Квадратными глазами. Друг на друга глядят. Что это? Дети: Улица. Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы поговорим о правилах поведения на улице. А еще мы с вами узнаем, немало интересного о языке улиц и дорог они научат вас смелости, помогут вам спокойно переходить дорогу, не боясь попасть под машину. Входит Незнайка здоровается с детьми. Незнайка: Вы узнали меня? Да, я Незнайка. На улицах поселка шумного. Я долго без цели плутал. Без правил движенья разумных. В Воспитатель: Дети, кто скажет, на какой улице находиться наш детский сад? Дети: ул Аллея Памяти. Воспитатель: У нас в поселке много улиц. А какие вы еще знаете? Дети: Первомайская, Степная, Пушкина, Некрасова и тд… Воспитатель: Незнайка ты знаешь, как называют людей, идущих по улице? Незнайка: Люди. Воспитатель: Ребята, правильно ответил Незнайка? Дети: Нет. Воспитатель: А как? Дети: Пешеходы. Воспитатель: На какой стороне надо ходить пешком? Дети: По тротуару. Воспитатель: Слово « тротуар» в переводе с французского языка означает дорога для пешеходов. Дети если пешеходу нужно перейти улицу, где он это делает? Дети: По пешеходному переходу. Воспитатель: Как обозначен переход? Дети: Зебра. Незнайка: А я и не знал!! Воспитатель: А какое сейчас время года? Дети: Зима Воспитатель: Зимой дорога становиться опасной? Почему? Дети: Потому что скользко. Воспитатель: На проезжей части появляется утрамбованный снег и лед. В это время аварий случается больше, чем обычно. Происходит это потому-что водители и пешеходы не успели приспособиться к тому, что на дороге стало скользко и ухудшилась видимость. А сейчас давайте поиграем викторину « Вопрос –ответ». Я задаю вопрос, а вы отвечаете, за правильный ответ получаете фишку. Воспитатель: какие вы знаете правила для пешеходов? Воспитатель: Кто регулирует движение на дороге? Дети: Светофор, дорожные знаки. Воспитатель: У нас в поселке нет светофора, но есть дорожные знаки. И есть определенные места для перехода через улицу. Ребята послушайте одну историю о дороге. Первым в России проявил заботу о дороге Петр 1. Прокладка каждой новой улицы контролировалось им лично. Через 7 лет после того как был заложен Санкт- Петербург начались работы по строению дорог, но мостить было нечем. В Петербурге нет камней. Поэтому Петр 1 издает указ о привозе в Петербург камней, без камня в Петербург просто не пускали. Этот указ действовал более 60 лет. Постепенно город приобретал свой строгий, стройный вид. Начали проявлять заботу о пешеходах. Вскоре по краям улиц стали класть каменные плиты для пешеходов. Так дорогу разделили на 2 части. – для пешеходов, и для транспорта. Физминутка Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру « Светофор». Я буду светофор, а вы будете машинами. ( Надевают атрибуты, в руки берут руль). Какой загориться, вы будете выполнять. Приготовились. Воспитатель: Слово тротуар, что означает с французского? Воспитатель: Кто регулирует движение на дороге? Воспитатель: На какой улице находиться наш детский сад? Воспитатель: Кто первым проявил заботу о дорогах? Воспитатель: Молодцы, О чем мы сегодня говорили?.
2 занятие. Тема: « Моя улица» Цель: Познакомить детей с улицей, ее особенностями, закрепить правила поведения на улице, быть внимательными, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить по пешеходному переходу.
Ход занятия Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы сопровождают показом на макете. Воспитатель: Какие дома на нашей улице? Какое движение на нашей улице одностороннее или двухстороннее? Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили? Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу? Как обозначается пешеходный переход? Кто регулирует движение на улице? Какие сигналы светофора вы знаете? Какие дорожные знаки есть у нас? Для чего они предназначены? Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? Как надо вести себя на улице? Можно ли играть на улице? Воспитатель предлагает детям проехать по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто –то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо справляется с ролью водителя или пешехода. Воспитатель рассказывает стихотворение « Через улицу». Юрка живет на другой стороне. Он машет рукой, через улицу мне. – Я сейчас! – Кричу я другу. И к нему лечу стрелой. Вдруг я замер от испуга, Юрка в страхе крикнул стой!. И откуда, и откуда. Появился самосвал? Просто чудом, просто чудом. Под него я не попал. У шофера грозный взгляд. Вернись назад! Твой приятель подождет,- Посмотри где переход! ( Дети обсуждают поведение мальчиков на дороге)
3 занятие Тема: « Для чего нужен светофор» Цель: Представить детям правила дорожного движения, как увлекательную сказку для пробуждения интереса к их изучению.
Ход занятия Воспитатель: Начинаем беседу про трехглазый …… кто мне подскажет верное слово? Дети: Светофор . Воспитатель: Правильно. Теперь, когда я буду останавливаться, вы мне будете подсказывать нужные слова. Игра : « Доскажи словечко». Воспитатель: Он всегда горит над нами. Трехцветными…. ( огнями). Если красный свет горит, стой на месте….( говорит) Посмотрел он желтым глазом, приглашаю всех к … ( рассказу) Днем в понедельник, косясь на людей. Шагал по бульвару злой чародей. Правой рукой держался за щеку рукой- Зубы больные не давали … (покою) Чародей: Зуб донимает меня коренной- Зубик волшебный, зубик больной ( баюкает щеку). Ах, мои зубоньки, зубоньки бедные!. Надо бы что-нибудь вытворить вредное, Надо бы такое сейчас сотворить. Вот как начну я сейчас колдовать. Воспитатель: Только успел заклинанье сказать. Вымолвить слово последнее пять. Как переходы исчезли все… ( вдруг). Что же теперь может произойти? Как же нам ехать, как дальше идти? Нет огней на светофоре, В чем вы видите здесь горе? Желтый свет ,зеленый свет…. Кажется, в них толку нет, Про виновника беды. Я забыл от удивленья. Кто не знает до сих пор. Для чего же светофор? Вы послушайте сейчас исторический рассказ. Звучит медленная музыка, воспитатель медленно, словно завораживая, рассказывает. – Представьте, что мы с вами перенеслись на много –много лет назад, в те времена, когда люди и транспорт двигались по одной улице, какой здесь был хаос, беспорядок: Идут по улице пеший, и как бывает опять. Дорогу не хочет никто уступать. Представьте себе на такой мостовой. Вы идете по делам. А из-за угла на огромной скорости выноситься всадник и летит вам на встречу: « Эй, тормози!. Но поздно – Вы уже лежите в грязи. Чародей: ( радостно) Идите, хромая обратно. « Ой, как это все неприятно». Воспитатель: И вот, чтобы ходить, ничего не опасаясь, люди придумали разделить дорогу на две части: одна проезжая , другая – пешеходная. Наконец был наведен порядок, люди шли по тротуарам, транспорт по дорогам. Ездить, чтоб смело, ничего не боясь, Придумал кто-то проезжую часть. А там, где ходить пешеходам, Транспорту нету проходу. Чародей: ( ехидно) И в те стародавние поры не нужны им светофоры. Воспитатель: Но тогда появился новый вид транспорта – конки. Они могли вмещать более 100 человек. Позже лошадей освободили от непосильной работы, а на смену конке пришел трамвай. А вскоре и появился автомобиль. Колеса свои закрутили. Помчались по улицам гулким, По мостовым, переулкам. Вынужден был теперь пешеход. Искать безопасный себе переход. Чародей ( с удовольствием) Машины по улицам мчались. Троллейбус, такси и трамвай. По улицам мчаться. И ты не забывай. Воспитатель: Теперь транспорт заполонил улицы. Машины несутся на всех скоростях, все спешат, все спешат, все бегут. А если срочно надо оказаться на той стороне? Хочу я дорогу сейчас перейти. На той стороне оказаться. Но мне не дают машины пути. Которые по улице мчаться, Чародей: Но как скажите, проспект перейти. Да, так просто и легко стало на дорогах, когда появился светофор. И теперь в любую погоду. Повторяют светофоры: Красный – стой! Желтый – жди, А зеленый – проходи! ( последние строчки повторяют все вместе)
4 занятие. Тема: « Зеленый, желтый, красный». Цель: Закрепить знания детей о работе светофора. Познакомить с назначением желтого, красного, зеленого сигнала. Закрепить знания правил перехода улицы.
Ход занятия Воспитатель: Чтоб тебе помочь. Путь пройти опасный. Горит и день, и ночь. Зеленый, желтый, красный. Воспитатель: О чем говориться в стихотворении? Дети: О светофоре. Воспитатель: Загорится красный свет. Воспитатель: Дети как вы думаете можно сейчас переходить улицу? Дети: Нет. Воспитатель: - А на какой сигнал светофора разрешается идти? Дети: На зеленый. Воспитатель: Загорится зеленый свет. Люди спокойно переходят улицу. Вот сигнал в светофоре изменился. Какой зажегся? Дети: Желтый. Воспитатель: Правильно, желтый. Он предупреждает водителей и пешеходов о том, что сигнал меняется. Желтый свет – предупреждение. Жди сигнала для движенья. Игра: « Бегущий светофор». Дети бегут по площадке за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны « замереть на месте» и не двигаться 15-20 секунд. Тот, кто ошибся – выходит из игры. Воспитатель: На столах разложены иллюстрации, дети рассматривают их. И комментируют. 1 Мальчишки с шайбой на проезжей части. ( Можно ли играть на дороге? Где должны играть дети?) 2 Зайчик перебегает дорогу на наискосок. ( как зайчик должен переходить дорогу).
5 Занятие. Тема: Дорожные знаки. Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, вспомнить известные дорожные знаки – переход; познакомить с новыми знаками « Зебра», « Осторожно дети».
Ход занятия Воспитатель: Ребята! Сейчас вы ходите по улицам с мамами и папами, а скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам самостоятельно. По улицам и дорогам движется много машин, и переходить улицу неположенных местах , где захочется, опасно. Со стороны может показаться, что на улице царит полный беспорядок. По проезжей части едут автобусы, машины. На тротуарах полно спешащих людей. На самом деле с все движение происходит по строгим правилам – правилам дорожного движения. Чтобы улицей бурливой, Шумной, звонкой, говорливой. И проехать, и пройти- Будь внимателен в пути! Есть на каждом перекрестке. Пешеходный переход, Перейти дорогу просто. Здесь без риска и хлопот. На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Воспитатель: Знаки – предупреждения: Будь, осторожен впереди опасность. А какая опасность? Об этом расскажет изображение на дорожном знаке. Например, знак « Дети» сообщает водителю – будь внимательным. Круглые знаки с красным окаймлением на желтом или белом фоне.- запрещающие знаки. Самый строгий из них – Движение запрещено. Этот знак запрещает двигаться и автобусам, и машинам. Знак « Въезд запрещен» не разрешает въезд на улицу ни одной машине. Чтение рассказа « Куда исчезли дорожные знаки». На окраине одного небольшого города стоял не очень большой и не очень маленький, запертый на висячий замок старый сарай. Все люди взрослые и дети, старики, старушки, молодежь проходили мимо сарая быстрыми шагами. А старый сарай скрипел от скуки и плакал, потому что все боялись его и не знали, что там внутри. А в городе творился кошмар! Хотя город маленький, но в нем так много народу и машин, что дорожно – патрульная служба местного управления работала днем и ночью без отдыха, но все равно за всеми не смогла присматривать, и поэтому случалось много аварий. А дело в том, что в городе несколько лет тому назад исчезли все дорожные знаки и светофоры. В один летный солнечный день маленькие девочка и мальчик играли возле сарая. И они услышали внутри какой – то странный разговор. Мальчик добрался до окна сарая и увидел чудо – там были свалены все дорожные знаки и светофоры. Дети с большим трудом открыли замок сарая и выпустили бедные и разочарованные знаки на волю. Дорожные знаки были очень рады и рассказали детишкам, что один плохой мальчишка запер их в этот сарай. Все знаки вернулись в город. И у местной милиции стало работы, а самое главное меньше аварий. А этих отважных: мальчика и девочку все назвали героями спасителями, наградили медалями. С тех пор в городе стало спокойнее. Воспитатель давайте нарисуем те знаки, которые вы запомнили, и расскажите, что они обозначают.
6 Занятие Тема: « Перекресток». Цель: Познакомить детей с понятием перекресток, это место, где пересекаются улицы. Развивать диалогическую речь.
Ход занятия Воспитатель: Перекресток – место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения ( улицы), перекрестки бывают ( четырехсторонние, многосторонние). Перекресток, который занимает большую территорию, называется площадью. Воспитатель: Читает рассказ А. Дорохова « Перекресток». Из книги : « Зеленый, желтый, красный». Что такое перекресток, понятно каждому. Это то место, где пересекаются две или несколько улиц; иной раз – прямо, иной раз- наискосок. Для всякого шофера перекресток – самое неприятное место. И опытный водитель помнит всегда: приближаясь к перекрестку, убавь скорость и будь особенно внимательней. Ты только подумай, что даже к самому простому перекрестку машины подъезжают с четырех сторон. Да не по одной, а по две, а, то по три машины рядом. Этой нужно только пересечь улицу, той повернуть, а той налево. Вот и разберись; кто первым, кто вторым. Да проехать, чтобы не задеть друг друга и не задержать движение. На этот случай существуют очень строгие правила. Рассказывать тебе о них я не буду, ты их узнаешь, когда сам научишься водить машину. Но тебе одно полезно запомнить сегодня. Около перекрестков обычно бывает, устроены и переходы для пешеходов. Поэтому и для пешеходов перекресток может стать неприятным местом, если ты забудешь, что по тротуарам ходят люди, а по проезжей части движутся машины и движутся причем очень быстро. Ведь если ты столкнешься, на мостовой даже с самой маленькой машиной не хочется говорить, что может случиться. Вот почему точно соблюдать правила дорожного движения надо привыкать с самых малых лет. Ведь теперь один автомобильный завод в г Тольятти каждый день выпускает больше двух тысяч новых « Жигулей». Каждый день! А сколько быстрых « Москвичей», « Волг», « Запорожцев» выпускают другие автомобильные заводы! Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение « На перекрестке» Там , где шумный перекресток. Где машин не сосчитать. Перейти не так уж просто, Если правила не знать. Пусть запомнят твердо дети. Верно поступает тот, Кто лишь при зеленом свете. Через улицу идет! Игра: « Кто быстрее». Два стула стоят спинками друг к другу на расстоянии примерно 2 м. на них двое ребят сидят лицом друг к другу. Под стульями протянута веревка, на конце веревки игрушка ( машинка). По команде ведущего вскакивают со стульев, обегают каждый вокруг своего стула, стараясь как можно быстрее сесть не него и ухватившись за веревку подтянуть к себе машинку. Выигрывает тот, кто первым пройдет линию. Воспитатель: Как называется место, где пересекаются улицы?.
7 Занятие Викторина по правилам дорожного движения. Тема: Знай правила движенья. Цели: Закрепление знаний о правилах дорожного движения у детей старшей группы, развития внимания. 1 Какие машины могут ехать на красный свет? * Папина; * Мамина; * такси; * Пожарная, милицейская, скорая помощь; 2 Кто из сказочных героев правильно перешел бы улицу? * Мальвина; * Буратино; * Незнайка; * Вини –пух; 3 На какой дороге машина лучше тормозит? * Мокрой; * Обледенелой; * Ямками; * На сухой; 4 Как вы думаете, чего постовому нужен жезл? * Приветствовать знакомых; * Отгонять мух; * Регулировать движение; * Для красоты; 5 Дорогу можно переходить только на… * На красный свет; * Мигающий свет; * Зеленый свет; * Желтый свет; 6 Когда загорелся зеленый свет светофора, что ты будешь делать? * Посмотришь, нет ли поблизости быстро идущего транспорта; * Побежишь со всех ног; * Останешься стоять на месте; 7 Какое правило дорожного движения нарушил кот из стихотворения К.И. Чуковского « Тараканище»?. * Быстро; * Ехал задом на перед; * Ехал на красный; * Прицепился к автобусу; 8 Как правильно перейти дорогу, выйдя из автобуса? * Обойти автобус; * Перепрыгнуть автобус; * Пролезть по автобус; * Обойти автобус сзади; Воспитатель: Итак, подведем итоги. Молодцы, все правильно справились с заданиями.
8 Занятие. Тема: Знакомство с транспортом. Цель: Дать детям представление о транспорте разного вида ( грузовом, воздушном, водном); закрепить правила поведения на улице.
Ход занятия Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и попробуйте их отгадать. Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он. Держит их руками. ( Троллейбус). В поле лестница бежит. Дом по лестнице бежит. ( Поезд) Летит, как стрела, Жужжит, как пчела. ( самолет). На резиновом ходу. Все дороги обойду, Я на стройке пригожусь, Я работы не боюсь. Мне открыты все пути. Вам со мной не по пути? ( Машина) Длинной шеей поверчу, Груз тяжелый подхвачу, Где прикажут, положу - Человеку я служу. ( Подъемный кран). Беседа о разных видах транспорта. Игра, в которой дети, разбившись на четыре команды ( по видам транспорта), находят среди иллюстраций или игрушек свой вид транспорта и рассказывают все, что знают о нем. Воспитатель: Какие бывают средства передвижения? Для чего они нужны? Почему они так называются ( воздушный, водный, пассажирский)?. На какой сигнал светофора надо переходить улицу, по которой едет транспорт? Как вести, себя, когда мы едем в пассажирском транспорте?
9 Занятие. Тема: Виды транспорта. Цель: Закрепить представления о транспорте разного вида: водный, воздушный, наземный. Продолжать соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Воспитывать у детей внимание, память.
Ход занятия Воспитатель: Ребята, мы сегодня совершим путешествие. А на каком виде транспорта, мы отправимся, в это путешествие узнаете, отгадав загадку: Дом по улице идет. На работу всех везет. Не на курьих ножках. А в резиновых сапожках ( Автобус). Воспитатель: Правильно. В путешествие отправимся на автобусе. Рассаживаемся на свои места. Воспитатель: Ребята, а кто водит автобус? Дети: Водитель. Воспитатель: А на в путешествие повезет Савр – водитель. А мы с вами будем пассажирами. Ребята, чтобы наш автобус поехал. Что мы забыли купить? ( Билеты) Воспитатель: Кто их продает? Дети: Кассир. ( Остановка. « Автопарк»). Воспитатель: Вот мы и приехали ребята, а какие вы знаете виды машин? Посмотрите сколько у нас в автопарке машин? ( дети называют) Воспитатель: А где их изготавливают? Дети: на автомобильном заводе. Воспитатель: Как, одним словом можно назвать этот транспорт? Дети: Наземный, Воспитатель: Для чего нужен транспорт? Дети: Чтобы перевозить людей и груз. Воспитатель: Ребята, как называют машины которые убирают мусор ( Уборочные); перевозят грузы ( грузовые); перевозят людей ( пассажирские); Автобусы, троллейбусы, трамваи; Приезжают к больным( скорые); Приезжают на пожары ( пожарные); Возят милицию( милицейские). Воспитатель: Ребята, у нас в автопарке машины иногда ломаются. Поэтому у нас задача отремонтировать машины ( собрать из частей машину). Воспитатель: А сейчас послушайте следующую загадку: Летит как стрела. Жужжит как пчела. ( самолет) Воспитатель: Правильно. А сейчас отправимся в путешествие на самолете, кто управляет самолетом ( пилот). Воспитатель: Как называется команда летчиков? ( экипаж). Все усаживаются поудобнее, пристегиваем ремни, полетели ( под музыку) Воспитатель: Остановка « Аэропорт». Воспитатель: Какой вы здесь видите транспорт? Дети: Самолет, вертолет и т.д. Воспитатель: Правильно, как одним словом можно назвать транспорт? Дети: Воздушный. Потому- что он летает по воздуху. Воспитатель: Из каких частей состоит самолет. Дети: Кабина, хвост, корпус, иллюминаторы. Воспитатель: Какие виды самолетов вы знаете? Дети: Грузовой, пассажирский ¸военный. Воспитатель: Для чего нужны парашюты? Дети: Чтобы не разбиться. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, на этом виде транспорта мы продолжим свое путешествие? Паровоз без колес. Вот так чудо – паровоз. Не с ума ли он сошел. Прямо по морю пошел. Дети: Пароход. Воспитатель: Правильно, в путешествие мы отправимся на пароходе. Усаживайтесь поудобнее, наш капитан корабля даст команду. « Поднять якорь». Вот приплыли мы в порт, ребята посмотрите, какой еще вы видите транспорт? Дети: Лодка, катер, пароход ит.д. Воспитатель: Как одним словом можно назвать этот транспорт? Дети: Водный транспорт. Воспитатель: Кто управляет пароходом? Кто еще работает на корабле? Как называется команда? Как называется комната на пароходе? Как называется повар на корабле? Воспитатель: А сейчас поиграем в игру. Давайте закрепим правила поведения в общественном транспорте.
10 занятие Тема: Сравнение автобуса и троллейбуса. Цель: Закрепить знания детей о троллейбусе и автобусе, учить сравнивать их, видеть и называть общие и отличительные свойства. Воспитывать наблюдательность, зрительный контакт.
Ход занятия Воспитатель: Послушайте загадку. Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на курьих ножках, А в резиновых сапожках. ( Автобус, Троллейбус). Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением автобуса и троллейбуса ( дети рассматривают). Воспитатель: А как вы определили, что это автобус, а это троллейбус. Что отличает их друг от друга? ( Троллейбус соединяется проводами, на крыше прямые длинные штанги). По ним от проводов к мотору идет электрический ток. С помощью электричества троллейбус движется . – Послушайте стихотворение: Сверху желтый, снизу синий. На груди его звезда. А над ним воздушных линий. Протянулись провода. Чтоб троллейбус мог идти, Нужен ток ему в пути. Воспитатель: Послушайте загадку: Что за чудо синий дом! Окна светятся кругом. Носит обувь из резины. И питается бензином. Что необходимо для работы мотора автобуса? А для работы троллейбуса? ( Водитель заправляет автобус бензином, а троллейбус с помощью электричества). Что общего между троллейбусом и автобусом? Дети: Они перевозят людей, управляют водители. В автобусе и троллейбусе всегда чисто и светло, много удобных мягких сидений, большие окна, двери, колеса). Дидактическая игра: Разрезные картинки. Цель: Научить составлять целое из отдельных частей. Развивать наглядно- действенное и наглядно- образное мышление.
11 Занятие. Тема: В гости к нам пришли загадки. Цель: Прививать знания правила дорожного движения в необычной, художественной форме, тем самым побуждая детей к их дальнейшему изучению. Развивать внимание.
Ход занятия Воспитатель: Дети, вы любите отгадывать загадки. Чем отличается от рассказа, стихотворения? ( ответы детей). Загадки бывают разные. Но в любой загадке предмет не называется, и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Попробуйте отгадать. Дети отгадывают загадки, получают фишки. 1 Вот едет рогатый дом, Народом он набит битком. Он их на работу везет, А вечером их заберет. Колеса одеты в шины. 2Ему уступают дорогу машины. ( Троллейбус). Кто стоит на перекрестке. И глазищами моргает? Нам дорогу очень просто. Прейти он помогает ( Светофор). 3Я по рельсам ровным. Еду в транспорте огромном. Только он не паровоз. В школу он меня привез. ( Трамвай). 4 Питается бензином. « Ходим в обуви резиновой». И конечно, не забудь. С нами будет скорым путь ( Машины). 5 У меня вчера, ребята, Появился конь стальной. Два колеса, руль, и сиденье. И он совсем – совсем ручной. ( велосипед) 6Если надо транспорт ждать. На нее нам не вставать. Будь уверен, не робей, Транспорт встанет перед ней . ( остановка). 7 По железной по дорожке. Мчится вдаль сороконожка. От Москвы до Истры. Вас доставит быстро. ( автобус). 8 Из Японии, издалека папа нам привез жука. У него мотор и крылья. Два блестящих огонька. Всей семьей в него мы сели. Вмиг до школы долетели ( автобус). 9 Эту нить не разорвать. И в клубочек не смотать. По ней поедешь иль пойдешь, Приключения найдешь ( дорога). 10 Держась за провода, по рельсам. Машина странная летит. И не надо ей бензина. Да и в пробках не стоит. ( Трамвай). 11 Возит грузы и людей. Я на дачу езжу в ней., На горючем, на бензине. Мчусь по улице …в … ( машине). Воспитатель: А сейчас поведем итоги: у кого больше фишек, тот и выигрывает.
12 Занятие. Тема: Ребенок – главный пассажир Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, воспитывать стремление соблюдение правил дорожного движения. Викторина по ПДД. Ведущий: Здравствуйте, дети, воспитатели и гости! Сегодня в нашем зале большой интересный день! Мы начинаем нашу веселую игру – викторину по правилам дорожного движения. Давайте поприветствуем участников нашей игры. Послушайте внимательно условия игры: за каждый правильный ответ у дети будет получать жетоны, побеждает та команда которая соберет количество жетонов. А помогать мне сегодня вести нашу игру будет друг всех детей и большой знаток правил дорожного движения. « Светофорик». 1 гейм: « Разминка» - Каждая команда представляет себя, говорят название команды и девиз. 2 гейм: « Вопрос-ответ». * Кто является пешеходом? ( пешеход – это человек, идущий пешком). * Кто является пассажиром? ( пассажир – это человек, кроме водителя находящийся в транспортном средстве) * Где должны ходить пешеходы? * Где должны ездить автомобили? * Что такое перекресток? * Где как нужно переходить улицу? * Как обозначается пешеходный переход на проезжей части? * Как регулируется движение на улице? * Какие сигналы светофора вы знаете? Физминутка: « Светофор» ( игра на внимание). Каждый сигнал светофора обозначает определенное движение, как только ребята увидят сигнал, они выполняют движение ( кранный – молчим, желтый – шепотом, зеленый –кричим). 3 гейм « Знаешь ли ты дорожные знаки». Каждой команде дается по 3 дорожных знака, которые необходимо дать название, предварительно посовещавшись. Ведущий: Ребята, светофор с вами хочет поиграть в игру « Да или Нет». Светофор: вам будет задавать вопросы, а вы отвечать. С: Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения? Дети: Да. С: Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу? Дети: Нет. С: Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу? Дети: Да. С: Сел в трамвай, не взяв билет. Так поступать полагается? Дети: Нет. С: Старушка преклонные года. Ты место ей уступишь? Дети: Да. С: Молодцы, ребята. 4 гейм. « Виды транспорта» Сам не едет, не идет. Не подержись – упадет, А педели пустишь в ход - Он помчит тебя вперед ( велосипед) Силач на четырех ногах В резиновых сапогах Прямиком из магазина Притащил на пианино. ( грузовик). Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на курьих ножках, А в резиновых сапожках ( автобус). Дзинь-дзинь-дзинь. Что за звон? По рельсам катится вагон Внутри креслица стоят, Люди в креслицах сидят Такой вагон, запоминай. Называется …. ( трамвай) Длинной шеей поверчу. Груз тяжелый подхвачу. Где прикажут, положу, Человеку я служу (Подъемный кран) Эй не стойте на дороге! Мчит машина по тревоге А зачем ей так спешить? Как зачем пожар тушить! ( пожарная машина) 5 гейм « Правила поведения в транспорте». 1 команда – правила поведения в автобусе. 2 команда – правила поведения в легковом автомобиле. Ведущий: Ну, что ж, ребята наша викторина подошла к концу. Вы очень хорошо знаете правила дорожного движения и, надеюсь, их применяете на улице. Светофор: Молодцы ребята! Вы показали отличные знания! Не оставили без внимания. Эти правила самые важные!. Путь домой будет не страшен вам, Если точно без сомнения. Соблюдать вы будете правила движения. Подводим итоги и награждаем команды.
13 Занятие. Мы с Буратино ходили в школу. Цель: Познакомить с элементами дороги ( проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка). Повторить знаки светофора. Убедить в опасности проведения игр на проезжей части.
Ход занятия Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу и научитесь писать, читать. Но есть и другая грамота, которая нужна вам – это дорожная. В движении транспорта и пешеходов есть определенный порядок. Все подчиняются правилам дорожного движения. Одно из таких правил – знание сигналов светофора. Буратино как и вы пойдет в школу. Папа Карло ему напоминает, что на улице надо быть внимательным. Буратино весело шагает по улице и вдруг видит что-то странное: « Эй. Ты трехглазое существо, что ты мигаешь? Воспитатель: Что увидел Буратино, догадались ? Давайте объясним, для чего нужен светофор? Светофор – означает несущий свет. У него в подчинении 3 цвета. Свет зеленый – проходи! Желтый – лучше подожди, Значит двигаться опасно! Стой, пускай пройдет трамвай, Наберись терпения, Изучай и уважай правила движения. Что означает каждый сигнал светофора красный свет – запрещающий. Это цвет тревоги. В красный цвет окрашены мчащиеся происшествия пожарные машины, красный цвет на скорой помощи. Красный цвет самый? Почему были выбраны эти цвета ? Дети: Красный, яркий и заметный. Он виден издалека в дождь, и в снег, и днем и ночью. Желтый промежуточный, зеленый – разрешающий. Буратино идет по дороге. Раздается сигнал милиционера. Воспитатель: Где должен идти пешеход? Дети: Пешеходы идут по тротуару, придерживаясь левой стороны. Тротуар для пешехода, а мостовая и проезжая часть для транспорта. Буратино идет по тротуару и обращает внимание на его край. Что это? Дети: Бордюр. Воспитатель: Правильно. Бордюр – специальный камень, который определяет край тротуара от проезжей части. Стоять нам нельзя, так как близко может проехать машина и задеть вас. Физминутка Вдруг Буратино увидел, как два мальчика играют на мостовой и решил присоединится к ним. Раздается свисток милиционера. Футбол –хорошая игра. На стадионе детвора. Таня все сидит и плачет. Рядом смятый, грязный, мяч? Ты зачем помчался вскачь? Ведь чуть –чуть не раздавили. Нас с тобой автомобили. Таня мячик не причем, Не играй на мостовой. Велосипедист выезжает на проезжую часть. Свисток милиционера. Почему? Не играйте в мяч, в снежинки, не катайтесь. На коньках на проезжей части и даже на тротуаре. Правил дорожных на свете немало. Все их бы выучить не мешало, На основные из правил движения. Знать как таблицу умноженья. На мостовой не играть, не кататься. Если ты хочешь здоровым остаться. Буратино видит знакомого на другой стороне улице и решает перебежать дорогу. Свисток милиционера. Запомни с малых лет, Пусть знают все друзья. Что там, где перехода нет, Переходить нельзя. Где асфальт в полосках белых, Там помехи нет, На зеленый свет на зебре. ( показать картину зебры и прочитать стихотворение « Зебра в Африке живет). Зеброй назвали переход. Чтобы двигаться вперед. Все машины пропусти. И счастливого пути. Воспитатель: Часто у пешеходного перехода стоит знак, который так и называется « пешеходный переход». Посреди пешеходных переходов на широких мостовых можно увидеть и « островок безопасности». Посмотри направо и, если, проезжая часть, Полпути прошел и стой - Указанье ясное. И отмечено чертой. Место безопасное. А если нет светофора, то не забывайте правило перехода улицы. Начиная, переход, посмотри налево и, если мостовая свободна, спокойно иди. Дойти до середины, остановись, Если началось движение транспорта, подожди на островке безопасности. Посмотри направо и, если проезжая часть свободна переходи.
14 Занятие. Тема: Знайте правила движенья . Цель: Повышение интереса у детей к дорожной азбуке, повторение дорожных знаков, развитие логического мышления, внимания.
Ход занятия Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Сядьте правильно пристегивайтесь ремнем безопасности. Как вы думаете, зачем это необходимо сделать? ( дети отвечают). Воспитатель: Поехали и вдруг видим: на проезжей части стоит человек. Кто это? Воспитатель: Кто-то запросто непросто. Встал на нашем перекрестке! Быстро руку протянул. Ловко палочкой взмахнул. Вы видали? Все машины сразу встали! Дружно встали в три ряда. И не едут никуда. Ребята, кого мы увидели? ( Инспектор ГИБДД), Воспитатель: Как называется предмет, которым регулировщик управляет движением?. Давайте вспомним, что обозначают сигналы регулировщика? Дети: Если он стоит лицом или спиной с опущенными или вытянутыми в строну руками- движение для транспорта и пешеходов запрещено. Если правая рука вытянута вперед – путь пешеходам открыт за спиной регулировщика. Если рука поднята вверх- внимание! Движение всех запрещено! Справились! Молодцы Картина: регулировщик показывает, путь открыт. Едем дальше. Воспитатель: Ребята, что за знак впереди? Дети: Жилая зона. Воспитатель: Как надо ехать? Почему? Дети: Медленно, осторожно. Воспитатель: Дети, какие дорожные знаки вы еще знаете? Дети: Звуковой сигнал запрещен. Воспитатель: Что обозначает этот знак? Дети: Осторожно дети. Воспитатель: А какие еще вы знаете дорожные знаки? Дети: Неровная дорога, Опасный поворот, Дикие животные и другие. Воспитатель: Как называются геометрические фигуры, форму которых имеют дорожные знаки? Дети: Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Воспитатель: Почему они такие разные? Дети: Знаки делятся на группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, сервиса). Воспитатель: Где можно встретить дорожный знак « Осторожно дети». Дети: Этот знак устанавливается около школ и предупреждает водителей, что в этом месте, могут появиться на дороге дети. Воспитатель: Посмотрите на машины? К какому виду транспорта относятся машины? Дети: Специальный транспорт. Воспитатель: Как передвигается спецтранспорт? Дети: Едет с включенным сигналом. Воспитатель: Отгадайте загадку. Этот конь не сеть овса, Вместо ног два колеса, Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. Дети: Велосипед. Воспитатель: Правил дорожных. На свете немало, Все бы их выучить. Нам не мешало, Но основное из правил движений. Должны соблюдать. На проезжей части не шалить, Не играть, не кататься, Если хочешь целым быть. И живым остаться!
15 Занятие Тема: «Путешествие на машине времени в страну дорожных знаков» Цель: Расширять знания детей о правилах дорожного движения, закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх и в инсценировке.
Дети входят в музыкальный зал, рассаживается по кругу, воспитатель начинает беседу. Воспитатель: дети, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о правилах дорожного движения. Наш детский сад и дома, где вы живете, находятся рядом с большой дорогой. Если мы прислушаемся, то услышим гул от движения множества автомобилей. Они мчатся на большой скорости по проезжей части – дороге. А рядом с дорогой проложена дорожка для пешеходов, как она называется? ( тротуар) - Вам часто приходится переходить дорогу, когда вы идете с взрослыми в детский сад или магазин, вам приходится ездить на машине или автобусе. Скажите ребята, а что нужно знать и соблюдать, чтобы спокойно переходить улицу? ( правила дорожного движения). – Сегодня у нас много гостей, один из них- инспектор ГИБДД. Инспектор ГИБДД: делаем, ребята предостережение, Выучите срочно правила движения! Чтоб не волновались каждый родители, чтоб спокойны были за рулем водители. Воспитатель: Что же за такие правила? Альмина: Чтоб машин не спешила, шел спокойно пешеход. Стоят знаки на дороге и дежурят круглый год. Самый малый знак дорожный он не просто так, Будьте, будьте осторожны соблюдайте каждый знак! Воспитатель: А сейчас проведем разминку и проверим, как ребята знают дорожные знаки и правила движения. Я вам буду задавать вопросы, а вы внимательно слушать и дружно отвечать, вместе на них отвечайте да или нет. Разминка - Быстрая в городе очень езда, правила знаешь движения? - Вот в светофоре горит красный свет, можно пройти через улицу? - Ну, а зеленый горит, вот тогда можно идти через улицу? -Сел в автобус, на не взял билет, так поступать полагается? - Можно прямо на дороге поиграть с мячом немного? - Чтоб с горы скорей скатиться, можно к автобусу санками прицепиться?. Воспитатель: Хорошо, дружно отвечали, а сейчас –загадка. Чтоб тебе помочь путь пройти опасный, Горим и день и ночь – зеленый, желтый, красный. ( Светофор). Будем с вами мы играть, светофор по кругу передавать, на мои вопросы по очереди отвечать. Артем, напомни правила игры. Артем: Говорит тот, у кого светофор, слушать говорящего, не перебивать, перебивая светофор смотреть в глаза товарищу. (Дети сидят в кругу, по очереди передают светофор, отвечая на вопросы воспитателя, неверные ответы детей поправляют сверстники. Инспектор ГИБДД подводит итог). Вопросы к детям: Почему проезжая часть разделена белой полосой? Кому разрешено ездить по белой полосе? Где можно безопасно переходить улицу? Как узнать, что именно здесь пешеходный переход? Как нужно переходить улицу, если нет светофора? Что такое островок безопасности? На какие части делится дорога? Что такое тротуар? Кто следит за порядком на дороге? Как называется палочка для регулирования движения? Кто и что управляет движением на улицах и дорогах? Сколько сигналов у светофора? Как нужно переходить улицу, если есть светофор? Что означает красный, желтый, зеленый свет?. Что такое перекресток? Воспитатель: А теперь предлагаю вам поиграть в игру : « Перекресток» и показать на деле как вы будете соблюдать правила дорожного движения. Вам нужно разделиться на две команды: первая будет наблюдать, вторая – действовать, а потом поменяйтесь местами. Договаривайтесь в командах, кто расставит знаки на перекрестке, кто будет изображать роль машины, а кто пешехода, возьмите необходимые атрибуты и по сигналу начнем игру. Воспитатель: Давайте поиграем в сюжетно –ролевую игру « Перекресток» Воспитатель: Ну что ж, дорожную азбуку вы знаете, поэтому хочу вас пригласить в путешествие на машине времени, чтоб посмотреть как жили люди десять тысяч лет назад. Чтоб отправиться в полет, в круг скорее все вставайте, за мной дружно повторяйте, будем заводить машину: хлопок перед грудью, по коленкам, у правого плеча ( аналогично 3 раза с ускорением темпа). На колени опуститесь, крепко за руки возьмитесь, как закроете глаза, полетим мы все тогда. Полет на машине времени ( сопровождается космической музыкой, музыка затихает! , машина приземляется) Дети выходят из машины и видят перед собой пещеру, дикарей, которые сидят у своего жилища. Ребенок1: Десять тысяч лет назад! Вот это да! Здесь цивилизации нет и следа. Ребенок 2: Нет ни улиц, не домов, ни машины не одной. И вообще я не пойму, есть здесь кто –нибудь живой? ( Выбегают двое детей в одежде первобытных людей, дети качают головой, удивляются) Дикари ( по очереди) Ах, какие мы ужасные! Ах, какие мы несчастные! Ах какие мы плакучие , ах какие невезучие! Ребенок3: Кто-то плачет здесь, смотри, это вроде дикари, эй, скажите, господа, не случилась ли беда? Ребенок1: Почему здесь весь народ безутешно слезы льет? Дикари: Потому, что мы плакучие. Потому, что мы невезучие. Ребенок 2: Что у вас стряслось сейчас? Дикарь2: Три полянки есть у нас. На одну хотим мы есть, там такая травка есть, вызывает аппетит – чуть поешь и будешь сыт. Дикарь3: На второй трава другая, такая да лечебная такая! У кого чего болит – она мигом исцелит. Дикарь1: А на третью поляну, даже если спозаранку, кто придет – тот час заснет. Потому что там растет трава, навевает сон она. Ребенок 3 : Ну, так что же горевать? Есть где кушать, есть где спать. Дикарь 3: Раньше ели, раньше спали, а теперь мы все пропали! Дикарь 2: Шли мы нынче спозаранку на съедобную полянку, перепутали дороги, истоптали все мы ноги. Наконец, нашли потом и заснули крепким сном. Значит, там тогда росла сон- трава , а не еда. Дикарь 3: Оттого, что не поели, все мы сразу заболели. Мы едва нашли дорогу, где лечебной траки много. Дикарь 2: Но напрасно, как в тот раз, мы заснули в тот же час. Дикарь 1: Та поляна, боже мой, тоже с сонною травой! Ребенок 4: Сколько здесь у вас дорожек. Перепутать каждый может! Воспитатель: Ребята, давайте поможем бедным несчастным первобытным людям. Как можно обозначить тропинку, где растет вкусная трава для еды? ( Знак « Столовая). Воспитатель: А там, где будут лечиться. Какой им знак пригодиться? ( знак « Больница»). Воспитатель: На полянке с сон травой мы поставим знак какой? ( знак гостиница). Ребенок 5: Чтоб зря ноги не топтать, надо эти знаки знать. И еще один совет: нужен вам велосипед. Дикарь1: Мы еще несчастнее стали, потому что не видали. Ребенок 6: Эй ,ребята , я не прочь горю вашему помочь. Пусть нас в вами унесет машина времени вперед. Где через много тысяч лет изобрели велосипед. Дети приземляются и под 1 куплет « Песенки велосипедиста». Ребенок выезжает из-за ширмы на велосипеде и наталкивается на дикаря. Дикарь 3: Ой, спасите, я пропал! Чуть я в лапы не попал ! Ребенок 7: Ты, что кричишь? Зверей тут нет. Ведь это же велосипед. Дикарь 2: Велосипед, вот это да! Я остаюсь здесь навсегда ( пытается сесть на велосипед) Ребенок 7: Подожди, не торопись, ты сначала научись. Дикарь 3: Жать педали –ерунда! С ним я справлюсь без труда. ( Едет на велосипеде, выходит Дама с собачкой! Ну опять! Буду жалобу писать! Дама: Что за безобразие прямо! Я, порядочная дама. Не могу с моей малюткой даже выйти на минутку. Здесь кругом велосипеды постоянно едут, едут. Едут там и того гляди сшибут. ( Сталкивается с велосипедом) Ой –ей-ей. Ну вот опять! Буду жалобу писать!. Дикарь 3: Вы, мадам, виновны были, вы меня не пропустили. Дама: Но таких законов нет пропускать велосипед. Дикарь 3: Вы виновны. Дама: Нет, нет, нет. Виноват велосипед. Буду сейчас же добиваться запретить на них кататься. Ребенок 8: Вы видали, что бывает, когда знаков не бывает? Непорядок. Значит нужно здесь поставить знак дорожный. Ребенок 9: Эй, внимание пешеходы! Здесь вот нет для вас прохода. Здесь в кружочке синий цвет, а на нем велосипед. Значит можно смело, братцы, здесь на велосипедах кататься. Ребенок10: А в кружочке красный цвет, а изнутри – велосипед. Здесь напомнить надо строго – велосипеду нет дороги! Ребенок 11: Зато здесь может без хлопот ходить спокойно пешеход. И вы, мадам, и ваша крошка. Здесь пешеходная дорожка. Дама: И он меня здесь не сшибет? Вы удивительный народ. Воспитатель: Здесь движенье- проще нет, пешеход, велосипед. А представьте, если б были здесь еще автомобили. Ребенок 12: Давайте полетим в тот век, когда умней стал человек. И, превращая сказку в быль, он изобрел автомобиль. Полет на машине времени ( Приземление, выходит ребенок, изображая старинный автомобиль под аудиозапись « Папа купил автомобиль») Шофер: Эй, классная машина! А кабина –то! А шины! Ребенок 13: Эй, шофер, остановите, на машине прокатите! Ребенок 13: Что случилось не пойму. Остановка почему? Шофер: А смотрите знак стоит. Этот знак мы зовем по простому « кирпичом». Ребенок 13 : « Кирпичиком? Что это значит? Шофер: Въезд туда запрещен. Ребенок13: Почему? Не понимаю. Шофер: Подожди, сейчас узнаем. ( Выходят два скомороха). Скоморох 1: Внимание! Внимание! Сюда проезда нет. На площади гуляние на весь белый свет. Ребенок 13: ( шоферу) Ой, да здесь представление. Давай посмотрим!. Скоморох 2: У короля родилась дочь, принцесса в папеньку точь-точь. Король от счастья приказал устроить тут же карнавал. Воспитатель: Карнавал этот нравиться всем. Королевская чета, между тем. Принимает у себя поздравления в честь рождения малютки принцессы. Тут, к удивлению всех людей, спустились пять прекрасных фей. Принцессу тоже поздравляют, и что же ей они желают? ( Появляются 5 фей с волшебными палочками) Фея радости: Я Фея –радости. Будь счастлива навечно! Фея щедрости: Я Фея – щедрости, Богата будь конечно! Фея доброты. Я Фея –доброты. Пусть добрым будет сердце! Фея красоты: Я Фея – красоты. Прекрасна будь, принцесса! Фея правил и наук: Я Фея – правил и наук дорожных. Не зря кажусь я строгою, возможно. Наказ принцессе от меня такой. Чтоб всегда был порядок и покой. Царил у вас в стране на всех дорогах. За ним следить сама я буду строго. И помните, когда у вас Авария случиться в первый раз. Заснет глубоким сном принцесса дочь. И, уж нично не сможет помочь. Прощайте, помните и будьте осторожны. Я - фея правил и наук дорожных. ( Феи уходят) Королева: Ах, что она сказала. Боже мой! Что за наказ она дала такой? В тот самый час, когда в стране у нас авария случиться в первый раз. Заснет глубоким сном принцесса? ( плачут с королем) Король: И уж никто не сможет ей помочь. Что же делать? Как же быть? Невозможно допустить, чтоб авария у нас приключилась сей же час. Королевский мой указ: Чтобы все без исключенья. Знали правила движенья. И не только строго знали. Но и строго выполняли. Воспитатель: С тех пор в королевстве учеба идет, дорожную азбуку учит народ. Учат все королевские жители: слуги, король, пешеходы, водители. ( Жители королевства выходят с азбукой в руках и встают по залу врассыпную). Воспитатель: А принцесса, ясно дело, к тому времени уж совсем повзрослела. Но не стала она исключением, тоже правила учит движенья. ( Родители исполняющие роли придворных – держат знаки « пешеходный переход», « переход запрещен», « Главная дорога») Песня : « Учим правила движенья». Учим, учим правила движения. Ищем от аварии спасенье. Правила движенья каждый знать обязан. И навеки с ними каждый связан. Король: Говорю всем строго: выйдя на дорогу, не шалить, не шуметь и не баловать. Чтоб у нас движенье шло без нарушенья, каждый житель страны должен знаки должен знать. Королева: Это не секрет для многих если зебра на дороге. То любой из вас поймет- в этом месте переход. Все: Да, да, да – переход, да, да, да – переход. Король: Совершенно верно. Придворные: Если видишь этот знак, нарисован он вот так, То запомни – это вот пешеходный переход( показывает) А автобус обходить, кто не знает, может быть, Только сзади можно очень осторожно. Не рискуй напрасно, знай идти опасно, Если ты на пути встретишь знак такой ( показать знак « Переход запрещен» Это значит хода нет, для пешехода. Поищи путь другой – вот совет простой. Водитель: Этих знаков встретишь много, это главная дорога ( показать знак). Эй водитель, не зевай, смело путь свой продолжай. Все: Да,да,да – продолжай. Король: Совершенно верно!!! Принцесса: Ну, а если знак такой, то остановись, постой! ( показывает знак). Он нам скажет строго «Уступи дорогу» Ах, как надоело, знаки то и дело! Эти правила учу больше не хочу! Воспитатель: И, конечно, новость эта разнеслась тот час по свету. (Выезжают 2 водителя на машинах). Водитель 1: Слышишь, что говорит принцесса? Никакого интереса, В этих правилах дорожных, и без них прожить нам можно.
Водитель 2: Может и права принцесса? Воспитатель: А дурной пример, известно, заражает повсеместно. И забыл народ со скуки про дорожные науки. Началась у них тогда на дорогах ерунда. Водитель 1: Легковушка, брысь с пути! Должен первым я пройти. Водитель 2: Видишь, главная дорога. Водитель 1: Уноси скорее ноги, я сильнее, так и знай, мне дорогу уступай! Воспитатель: Тут раздался аварии звук, в королевстве все вспомнили вдруг Феи правил дорожных наказ: Коль авария будет, хоть раз, Сном глубоким принцесса заснет. К дворцу весь сбежался народ. Принцесса: Ах, не знаю, что со мной, не знаю, засыпаю, засыпаю, засыпаю… Король: О горе мне; скорее все сюда! У нас случилась страшная беда. О, я несчастный. Как мне быть? (К Королеве) Как нам принцессу дочку разбудить? Воспитатель: Не расстраивайтесь, король и королева. Сейчас мы с ребятами поиграем в веселую игру и попробуем разбудить принцессу, но условие такое: строго соблюдать правила движения. Дружно в ряд все вставайте и движение по команде начинайте. Если правила игры нарушите, то принцесса не проснется. Игра «Стоп» Король: Нет, не просыпается наша принцесса. Ну, что ж, тогда попробуем разбудить принцессу песней и все королевство обучить правилам, которые надо соблюдать на дорогах. королевства светофор и говорят слова напутствия). Ребенок 14: На дороге не играть и не кататься, если живыми хотите остаться. Кто правил не знает, того научите и с правилами дорожного движения Постоянно дружите. Королева и Король: Будем слушаться без спора приказаний светофора. Ну а правила движенья выполнять без возраженья. Воспитатель: Ну а нам, ребята, пора в полет, машина времени нас ждет. До свиданья. Полетели!
16 Занятие Тема: Чтение рассказа Н Носова « Автомобиль» Цель: Учить внимательно, слушать литературное произведение, понимать его смысл. Закрепить знания о разных частях машины, о правилах поведения на дороге. Учить правильно, понимать изображенную ситуацию, мотивированно оценивать поступки героев рассказа.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ Н. Носова « Автомобиль» (воспитатель зачитывает рассказ) После чтения рассказа проводит беседу о прочитанном:
Вопросы: О чем спорили мальчишки, когда увидели автомобиль? Почему ребята решили покататься на машине? Почему милиционер остановил машину? Как вы думаете, мальчики поступили правильно? Оцените их поступок. Физминутка
Воспитатель предлагает разделиться на две команды. Команда девочек и команда мальчиков. Чья команда быстрее соберет из частей светофор.
Используемая литература:
1 « Учись быть пешеходом» Часть 1 Е.М. Сосунова, М.Л.Форштат.
2. « Добрая дорога детства» № 22, № 21
3. « Правила дорожного движения» Л.М.Гончарова.
4 « Правила дорожного движения» Н.А. Изервекова.
5 « Про правила дорожного движения» С.М. Волков.
6 « Воспитатель ДОУ» 2008г № 3,4,8.
7. « Учись быть пешеходом» Часть 2 Е.М. Сосунова, М.Л.Форштат.
8. « Учись быть пешеходом» Часть 3 Е.М. Сосунова, М.Л.Форштат.
Рассмотрено на заседании
методического совета МДОУ «Торга»
протокол № 3 от 12.10.2010г
Авторская программа по обучению детей
правилам дорожного движения
для детей 5 – 6 лет
Воспитатель МДОУ д/с «Торга»
Сармадаева З.М.
п.Комсомольский
2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по Правилам дорожного движения: "Правила дорожные детям знать положено".
Программа по Правилам дорожного движения: "Правила дорожные детям знать положено"....
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» Программа обучения правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах городов и сел....
Познавательная программа о правилах дорожного движения «Автошкола дорожных наук»
Возраст с 6 до 7 лет...
Авторская рабочая программа по правилам дорожного движения "Дети и дорога"
Авторска япрограмма по ПДД...
Сценарно-режиссерская разработка познавательно-развлекательной программы по правилам дорожного движения «Правила дорожные детям знать положено!»
Данная познавательно - развлекательная игра направлена на обобщение и закрепление знаний о правилах дорожного движения и правилах поведения на улицах; развить ловкость, внимание, смекалку, координацию...
Авторские стихи о правилах дорожного движения. Правила катания на скейтборде, роликовых коньках, самокате, велосипеде.
Стихи о правилах дорожного движения. Катание на скейтборде, роликовых коньках, самокате, велосипеде....
Программа по правилам дорожного движения " Правила дорожные детям знать положено!"
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.Статистические данные об участии детей в ДТП направляют нашу работу на боле...