Аналоговый анализ Культурных практик по опубликованным статьям
статья

Приводится анализ трех статей на предмет сравнения понятий и определений у разных авторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положения для анализа

Статья № 1

Автор

Название

Источник (адрес обращения)

Статья № 2

Автор

Название

Источник (адрес обращения)

Статья № 3

Автор

Название

Источник (адрес обращения)

Алиева Т.И.

 Культурная практика детско-взрослой исследовательской деятельности в дошкольном образовании: содержание и риски (часть первая)// Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» 2016. Том 8. № 4. С.24–32.

Корепанова

М.В.

Ролькультурныхпрактиквобразовательнойдеятельностидошкольников //МеждународныйцентрпроблемдетстваиобразованияНаучно-практическийжурнал“РебёнокиОбщество” 2016 №1

Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В., Семенова Л.Ю. Инновационный опыт проектирования культурных практик

в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Сборник IV ЕЖЕГОДНОЙ ГОРОДСКОЙ ЯРМАРКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ДОШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. Санкт-Петербург, 2017.

1. Как определяется понятие «культурные практики»? На кого ссылаются авторы?

Дают ли комментарий к определению понятия? В чем его сущность?

Автор предлагает определение культурной практики как приобретение и применение различного опыта общения и взаимодействия со взрослыми и своими сверстниками. Комментарии в основном состоят из цитат. При этом даются ссылки на Крылову Н.Б. и на ФГОС.

Здесь автор выделяет культурные практики в особый вид деятельности, основанный на освоении и преобразовании ребенком объектов предметно-пространственной среды для  удовлетворения разнообразных потребностей как практическихтак и познавательных. Поиск и апробация новых способов поведения, опыта общения с окружающими. При этом автор ссылается на Крылову Н.Б. в части понятия становления культурных умений и на его основе дается комментарий к определению понятия

В данной статье термин культурные практики раскрывается как разнообразная самостоятельная деятельность ребенка, основанная на его интересах в познании окружающего мира,как в текущих, так и в перспективных интересах, собственные пробы в основе которых лежат как свои интересы, так и содержание образовательной программы. Эти мысли повреждаются ссылками на высказывания Крыловой Н.Б. и Лыковой И.А. при этом достаточно подробно дается комментарий в подтверждение понятия.

2. На каких видах деятельности базируются культурные практики? Как  авторы объясняют их выбор?

Предлагается исследовательский вид деятельности. Это объясняется тем, что ребенок в своей повседневной жизни занимается  исследованием окружающего мира, при общении со взрослыми, при сотрудничестве, своеволии, вопросах и т.д.

Культурные практики носят интегративный характер, а из понятия интегративности выдвигаются виды деятельности основанные на игровой деятельности, на  освоение детьми социокультурных норм поведения, (интеграции в ближайшем социуме), познавательно-исследовательской деятельности.

Авторы видит, что особая роль в культурных практиках принадлежит экспериментам, практической проверке разных фактов ипредположений. Отсюда и вытекает основной вид деятельности – практическая деятельность. При этом происходит наращивание опыта, полученный новый опыт встраивается в имеющийся.

3. В чем авторы видят значение культурных практик?

Значение исследовательского поиска состоит в том, что он учит внимательности, благожелательности к людям, замечать все вокруг, замечанию и осмыслению, умению детей совершать осознанный выбор.

Как способ самореализации и освоения окружающего мира.

Формируются культурные умения. Возникающие проблемные ситуации решаются с помощью поисково-исследовательской деятельности. Возникающие противоречия запускает поиск, преодоление мыслительного затруднения, выполнение ряда действий различного характера. При решении проблемной ситуации всегда присутствует творчество, при этом проявляются склонности, индивидуальные особенности и интересы у детей.

4.  Как авторы определяют подходы к проектированию культурных практик? (тематика культурных практик, время проведения в режиме дня,  решаемые задачи, способы взаимодействия педагога с детьми)

Здесь предлагается отдать всю инициативы ребенку, а именно на спонтанность детских исследований, основанных на самодвижении детской мысли, практических действиях и диалоге с взрослым

Автор считает, что наиболее эффективной формой реализации культурных практик является проектная деятельность, поскольку позволяет интегрировать содержание различных практик. Это взаморазвивающий процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, который может продолжаться в течении конкретного периода времени (одного дня, недели). Взрослый обеспечивает ребенку условия для целостного восприятия окружающего мира

Основной место принадлежит поисковой деятельности детей, направленной на проверку фактов, установление связей, формулирование выводов. Организация практик предполагает диалог взрослых и детей, вопросительный стиль общения. Предлагается так называемые технологические карты культурной практики как развивающейся проблемной ситуации. Предлагается проводить практики весь период обучения, разбивая их по тематикам образовательной деятельности, в форме проблемы или вопроса.

ВЫВОДЫ: В первой статье акцент дается на исследовательскую работу самим ребенком, при этом ставиться под вопрос компетентность педагога, который помогает в исследовательском поиске. Здесь наверно автора пугает не сам диалог  со взрослым, которые о его мнению должен сопровождать ребёнка в его познавательной деятельности, сколько возможность навредить ему в этой области, сам того не понимая. Конечно желание автора о квалифицированных педагогических кадрах естественна, но роль педагога в обучении детей «замечать каждую деталь», обучить к его осмыслению происходящего не оценима. Авторы второй и третьей статей во многом схожи во взглядах, однако во второй статье виды культурных практик охватывают практически все сферы дошкольного воспитания (физические, игровые познавательные и т.д.). Опыт взрослых, который они передают ребенку очень важен и значим. Авторы третьей статьи тоже  широко смотрят на разнообразие видов деятельности, но при этом главным считают практическую пробу, что приводит к становлению собственного опыта ребенка. В следствие этого у автора второй статьи наиболее эффективной формы реализации является проектная деятельность, которая предполагает тесное взаимодействие со взрослым, взаиморазвивающий процесс взрослого и ребенка на определенную тему. Авторы третьей статьи дают большую свободу детям в познании окружающего мира, кончено во взаимодействии со взрослыми, но в тоже время предоставляется свобода самостоятельно «набить шишки» при обретении опыта в поисковой деятельности. Я считаю, что культурные практики охватывают все аспекты образовательной деятельности, при этом необходимо помнить об индивидуализации процесса воспитания с учетом потребности детей в целях наращивания детского опыта приобретенного как практическим путем, так и исследовательским.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...

Статья на тему: "Культурные практики как способ организации образовательной деятельности"

В статье рассматривается современный детский сад как целостное культурно-образовательное пространство, в котором целенаправленно и творчески воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых....

Статья "Становление ребенка как субъекта деятельности посредством музыкально – культурных практик"

В статье анализируется и характеризуется процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста с позиций целостного развития ребенка и становления субъектности дошкольника в музыкально...

Публикация статьи "Культурные практики в ДОУ и их виды"

Публикация статьи "Культурные практики в ДОУ и их виды"...