Аналоговый анализ Культурных практик по опубликованным статьям
статья
Приводится анализ трех статей на предмет сравнения понятий и определений у разных авторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analogovyy_analiz_kulturnyh_praktik_po_opublikovannym_statyam.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Положения для анализа | Статья № 1 Автор Название Источник (адрес обращения) | Статья № 2 Автор Название Источник (адрес обращения) | Статья № 3 Автор Название Источник (адрес обращения) |
Алиева Т.И. Культурная практика детско-взрослой исследовательской деятельности в дошкольном образовании: содержание и риски (часть первая)// Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» 2016. Том 8. № 4. С.24–32. | Корепанова М.В. Ролькультурныхпрактиквобразовательнойдеятельностидошкольников //МеждународныйцентрпроблемдетстваиобразованияНаучно-практическийжурнал“РебёнокиОбщество” 2016 №1 | Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В., Семенова Л.Ю. Инновационный опыт проектирования культурных практик в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Сборник IV ЕЖЕГОДНОЙ ГОРОДСКОЙ ЯРМАРКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ДОШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. Санкт-Петербург, 2017. | |
1. Как определяется понятие «культурные практики»? На кого ссылаются авторы? Дают ли комментарий к определению понятия? В чем его сущность? | Автор предлагает определение культурной практики как приобретение и применение различного опыта общения и взаимодействия со взрослыми и своими сверстниками. Комментарии в основном состоят из цитат. При этом даются ссылки на Крылову Н.Б. и на ФГОС. | Здесь автор выделяет культурные практики в особый вид деятельности, основанный на освоении и преобразовании ребенком объектов предметно-пространственной среды для удовлетворения разнообразных потребностей как практическихтак и познавательных. Поиск и апробация новых способов поведения, опыта общения с окружающими. При этом автор ссылается на Крылову Н.Б. в части понятия становления культурных умений и на его основе дается комментарий к определению понятия | В данной статье термин культурные практики раскрывается как разнообразная самостоятельная деятельность ребенка, основанная на его интересах в познании окружающего мира,как в текущих, так и в перспективных интересах, собственные пробы в основе которых лежат как свои интересы, так и содержание образовательной программы. Эти мысли повреждаются ссылками на высказывания Крыловой Н.Б. и Лыковой И.А. при этом достаточно подробно дается комментарий в подтверждение понятия. |
2. На каких видах деятельности базируются культурные практики? Как авторы объясняют их выбор? | Предлагается исследовательский вид деятельности. Это объясняется тем, что ребенок в своей повседневной жизни занимается исследованием окружающего мира, при общении со взрослыми, при сотрудничестве, своеволии, вопросах и т.д. | Культурные практики носят интегративный характер, а из понятия интегративности выдвигаются виды деятельности основанные на игровой деятельности, на освоение детьми социокультурных норм поведения, (интеграции в ближайшем социуме), познавательно-исследовательской деятельности. | Авторы видит, что особая роль в культурных практиках принадлежит экспериментам, практической проверке разных фактов ипредположений. Отсюда и вытекает основной вид деятельности – практическая деятельность. При этом происходит наращивание опыта, полученный новый опыт встраивается в имеющийся. |
3. В чем авторы видят значение культурных практик? | Значение исследовательского поиска состоит в том, что он учит внимательности, благожелательности к людям, замечать все вокруг, замечанию и осмыслению, умению детей совершать осознанный выбор. | Как способ самореализации и освоения окружающего мира. | Формируются культурные умения. Возникающие проблемные ситуации решаются с помощью поисково-исследовательской деятельности. Возникающие противоречия запускает поиск, преодоление мыслительного затруднения, выполнение ряда действий различного характера. При решении проблемной ситуации всегда присутствует творчество, при этом проявляются склонности, индивидуальные особенности и интересы у детей. |
4. Как авторы определяют подходы к проектированию культурных практик? (тематика культурных практик, время проведения в режиме дня, решаемые задачи, способы взаимодействия педагога с детьми) | Здесь предлагается отдать всю инициативы ребенку, а именно на спонтанность детских исследований, основанных на самодвижении детской мысли, практических действиях и диалоге с взрослым | Автор считает, что наиболее эффективной формой реализации культурных практик является проектная деятельность, поскольку позволяет интегрировать содержание различных практик. Это взаморазвивающий процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, который может продолжаться в течении конкретного периода времени (одного дня, недели). Взрослый обеспечивает ребенку условия для целостного восприятия окружающего мира | Основной место принадлежит поисковой деятельности детей, направленной на проверку фактов, установление связей, формулирование выводов. Организация практик предполагает диалог взрослых и детей, вопросительный стиль общения. Предлагается так называемые технологические карты культурной практики как развивающейся проблемной ситуации. Предлагается проводить практики весь период обучения, разбивая их по тематикам образовательной деятельности, в форме проблемы или вопроса. |
ВЫВОДЫ: В первой статье акцент дается на исследовательскую работу самим ребенком, при этом ставиться под вопрос компетентность педагога, который помогает в исследовательском поиске. Здесь наверно автора пугает не сам диалог со взрослым, которые о его мнению должен сопровождать ребёнка в его познавательной деятельности, сколько возможность навредить ему в этой области, сам того не понимая. Конечно желание автора о квалифицированных педагогических кадрах естественна, но роль педагога в обучении детей «замечать каждую деталь», обучить к его осмыслению происходящего не оценима. Авторы второй и третьей статей во многом схожи во взглядах, однако во второй статье виды культурных практик охватывают практически все сферы дошкольного воспитания (физические, игровые познавательные и т.д.). Опыт взрослых, который они передают ребенку очень важен и значим. Авторы третьей статьи тоже широко смотрят на разнообразие видов деятельности, но при этом главным считают практическую пробу, что приводит к становлению собственного опыта ребенка. В следствие этого у автора второй статьи наиболее эффективной формы реализации является проектная деятельность, которая предполагает тесное взаимодействие со взрослым, взаиморазвивающий процесс взрослого и ребенка на определенную тему. Авторы третьей статьи дают большую свободу детям в познании окружающего мира, кончено во взаимодействии со взрослыми, но в тоже время предоставляется свобода самостоятельно «набить шишки» при обретении опыта в поисковой деятельности. Я считаю, что культурные практики охватывают все аспекты образовательной деятельности, при этом необходимо помнить об индивидуализации процесса воспитания с учетом потребности детей в целях наращивания детского опыта приобретенного как практическим путем, так и исследовательским.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"
В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...
Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....
Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.
В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...
Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»
В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...
Статья на тему: "Культурные практики как способ организации образовательной деятельности"
В статье рассматривается современный детский сад как целостное культурно-образовательное пространство, в котором целенаправленно и творчески воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых....
Статья "Становление ребенка как субъекта деятельности посредством музыкально – культурных практик"
В статье анализируется и характеризуется процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста с позиций целостного развития ребенка и становления субъектности дошкольника в музыкально...
Публикация статьи "Культурные практики в ДОУ и их виды"
Публикация статьи "Культурные практики в ДОУ и их виды"...