Понятие «компетенции» и ее разновидности ДОКЛАД
статья
Компетенция рассматривается, как общая готовность установки связи между знанием и ситуацией, а также способности сформировать процедуру решения проблемы.
А.В.Хуторской рассматривает компетенцию – как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме, а компетентность – как владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, компетенция – это норма, а компетентность – это качество уже имеющееся у человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chteniya_kompet_i_ee_raznovidn.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Почемучка»
муниципального образования г. Саяногорск
Понятие «компетенции» и ее разновидности
ДОКЛАД
Автор:
музыкальный руководитель
Вилисова Елена Александровна
Саяногорск, 2019
Понятие «компетенции» и ее разновидности
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы ДОУ оказывают непосредственное влияние на работу педагогов реализующих воспитательно - образовательный процесс в изменяющихся условиях.
Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
Все исследователи, изучавшие сущность компетентности и компетенций, делали акцент на их многосторонний, разноплановый и системный характер. По мнению Н. В. Кузьминой, Л. М. Митиной и др. профессиональные компетенции педагога - это:
‒ способность действовать с учетом ограничений и предписаний,
‒ знания, умения, навыки, способы и приемы,
‒ эффективное применение знаний и умений на практике,
‒ ценностные ориентации, мотивы, отношения,
‒ знания и опыт в той или иной области,
‒ осведомленность в круге вопросов,
‒ уровень профессионального мастерства, креативность,
‒ качества, обеспечивающие решение задач [2, с.207].
Компетенция рассматривается, как общая готовность установки связи между знанием и ситуацией, а также способности сформировать процедуру решения проблемы.
А.В. Хуторской рассматривает компетенцию – как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме, а компетентность – как владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, компетенция – это норма, а компетентность – это качество уже имеющееся у человека.
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами дошкольника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции, обеспечивают процесс воспитания и обучения в игровой деятельности.
Социокультурные компетенции:
Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций дошкольника в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы мыслительной деятельности. Сюда входят способы организации планирования, анализа, самооценки. По отношению к изучаемым объектам дошкольник овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, учится действовать в нестандартных ситуациях. Учится ставить цель и организовывать её достижение, задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; выбирать условия проведения наблюдения или элементарного опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, описывать результаты, формулировать выводы.
Информационные компетенции.
Знакомить с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями. Поощрять стремление самостоятельно искать, извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения поставленных задач информацию.
Коммуникативные компетенции.
Уметь представить себя, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог), владеть способами совместной деятельности в группе, иметь позитивные навыки общения.
Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития педагога. В его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Использование педагогами компетенции в своей ежедневной работе, способствует обучению детей, помогает раскрытию творческих способностей и интересов. Владение компетенциями помогает в овладении различных подходов воспитательного - образовательного процесса, способствует расширению творческой инициативы педагога и воспитанника, делает процесс увлекательным и интересным. Помогает заинтересовать, активизировать детей, как в познавательной. так и в игровой деятельности.
Ребенок, это самая главная ценность в моей деятельности и я как педагог, несу ответственность за то, чтобы этот ребенок состоялся как личность, то есть не был сломан, унижен, чтобы он узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет.
Я стараюсь всегда быть на работе с настроением оптимиста. Мой оптимизм — это тот инструмент, который создает в группе то неуловимое и трепетное настроение, которое не укладывается ни в какие планы и конспекты воспитательно-образовательной работы и помогает установить с детьми невидимые нити общения. Ведь к педагогу, который жизнерадостен, изобретателен всегда устремлены взоры ребятишек. Они всегда ждут, что я им расскажу о музыке. Что придумаю интересного, что посоветую, чем порадую. Как отнесусь к их музыкальным выдумкам? А для меня самое главное оценить свою работу с позиции завтрашнего дня. Недаром гласит японская народная мудрость - загадывая на века - воспитываем ребенка. Иначе невозможно ставить перед собой новые задачи, совершенствовать свое мастерство.
Таким образом, участвуя в реальном преобразовании системы дошкольного образования, ориентированной на саморазвитие и успешную само актуализацию будущего поколения. А, как известно, будущее начинается сегодня с каждого из нас. Только любящий педагог, истинный воспитатель способен мужественно и целеустремлённо идти к вершинам профессионального мастерства. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую и созидательную личность. Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других…. Главное – желание сиять!
Список литературы
1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2008.
2. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Сластенина В.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "«Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе»
Доклад....
ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»
ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...
Понятие и виды театрализованных игр. доклад.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Участвуя в театрализова...
К вопросу о понятиях компетенции, компетентности и компетентностном подходе в образовании
Компетенция, и компетентность основываются на знаниях, умениях, навыках, но компетентность включает и отношение к результатам, субъекту, объекту, процессу деятельности и орудиям труда....
Понятие социальной компетенции ребенка-дошкольника
Выступление на педагогическом совете...
Понятие и разновидности детского фольклора
Английское слово «фольклор» в переводе на русский язык переводится как «народная песня». Но далеко не только песни, придуманные народом, составляют смысл этого слова. Уже давно...
Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения.
Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения....