Проект «Играя, познаем природу»
проект (средняя группа)

«Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания»                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraya.docx81.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Играя, познаем природу»

                                                     «Природа – это единственная книга, каждая страница,

                                                     которой полна глубокого содержания»                                                              

                                                                                                                                                            И. В. Гете.

Актуальность проекта

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.

Цель проекта 

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей младшего дошкольного возраста:

Тип проекта: исследовательско-творческий

Проблема

         На одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек «не чувствует природы», не контактирует с ней.

Задачи:

1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.

2. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

3. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

4. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

5.Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

Принципы реализации проекта

  • Целенаправленность процесса психологического развития на основе возрастных особенностей детей;
  • Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  • Единство содержания форм и методов работы;
  • Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения детей к природе;
  • Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
  • Принцип системности и последовательности.

Срок реализации проекта: 6 месяцев

Риски:

1.Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

2. Непостоянство состава детей в течение непосредственно-образовательной деятельности.

Пути преодоления:  Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление брошюр и памяток  для  родителей, информирование детей и родителей по итогам недели. 

Ожидаемые результаты проекта:         

Образ конечного результата

Критерии оценки

Взрослый интерес родителей к вопросам экологического воспитания

- Активность родителей при участии в мероприятиях и совместной деятельности.

- Анкетирование родителей

- Отзывы родителей

Сформировать умение замечать красоту природы, представления о правилах поведения в природе

-Пополнение новыми  дидактическими  играми.

- Пополнение  уголка природы новыми комнатными растениями

В процессе ознакомления с природой расширить представления о характерных особенностях природы,  воспитывать  любовь и интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру.

- Наблюдение за детьми

- мониторинг

1 этап – Подготовительный.

Цель: Создание организационной основы для реализации проекта:

    -Организовать тесное взаимодействие воспитателя и родителей с целью достижения максимально качественного результата.

    -Изучение интереса и осведомленности родителей для эффективности построения воспитательно – образовательного процесса.

    -Составление мониторинга уровня развития по экологическому воспитанию  в соответствии с реализуемой программой.

      В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта, подбираются методические материалы, продумываются формы  работы с возможными участниками проекта.

План реализации проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Организация беседы с детьми о живой и неживой природе. Организация дидактических игр по темам (животные, рыбы, домашние  и дикие животные,  птицы и т.д.)

Организация  чтения, выставки  книг по заданной тематике.

Принимают участие в беседах о живой и неживой природе. Рассматривают иллюстрации художников и иллюстрации в книгах по тематике. Совместно с воспитателем наблюдают за природой на прогулке.

Принимают участие в подборе книг и иллюстраций по теме проекта

2 этап – Основной  

Цель: Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.

Реализация проекта, реализация тематического плана.

Тематический план реализации проекта

№п/п

Форма организации детей

Задачи

Участники

1

Совместная деятельность (беседа, экскурсия) «Путешествие в осенний парк»

Формировать представление детей об осенних изменениях в природе

Дети, педагоги

2

НОД «Сравнение дерева  и кустарника»

Учить детей различать и называть деревья и кустарники. Закреплять умение правильно называть основные части дерева.

Дети, педагоги

3

Совместная деятельность «Зеленое царство»   (рисование)

Создать у детей радостное настроение. Воспитывать бережное отношение к растениям, не причинять вреда полезным насекомым.

Дети, педагоги

4

Совместная деятельность «Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите» (лепка)

Вызвать интерес, желание слепить божью коровку, используя природный материал. Воспитывать любовь к природе – желание спасти листочки деревьев от вредителей»

Дети, педагоги

5

Совместная деятельность

(беседа, наблюдение, труд)

Учить детей ухаживать за цветами  ценить и создавать красоту.

Дети, педагоги

6

Совместная деятельность (беседа, опытно-экспериментальная деятельность «Вода нужна всем»

Показать детям значение воды для всего живого. Воспитывать желание принимать участие в уходе за цветами.

Дети, педагоги

7

Совместная деятельность (беседа) «Как вести себя в природе»

Дать детям знания о культуре поведения в природе. Учить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих

Дети, педагоги

8

Совместная деятельность «Лесной дом» (КВН)

Показывать детям многообразие растительного и животного мира в лесу (лес может быть разный, обитают разные животные, кустарники, цветы, множество насекомых)

Дети, педагоги

9

Развлечение «Здравствуй, осень!»

Вызвать радость от совместного с родителями участия в празднике.

Дети, педагоги, музыкальный руководитель, родители

10

Совместная деятельность «Консервируем фрукты, овощи» (аппликация)

Закрепить представления детей о заготовке фруктов и овощей  на зиму.

Дети, педагоги

11

Экологическое развлечение

«Юные друзья природы»

Обобщение полученных знаний

Дети, родители

Чтение художественной литературы

А.Аким «Где живет вода»

М. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

С.Есенен «Заметает пурга»

Разуч.рус.нар.потешки «Как у нашего кота»

Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»

Рус.нар.сказка в обр. Л.Толстого  «Волк и козлята»

А.Барто «Синица»

Чт.потешки «Петушок, петушок»

Разуч.стих.А.Барто «Мишка»

В.Сутеев «Кто сказал мяу?»

Д.Биссет «Лягушка в зеркале»

Рус.нар.сказка «Заюшкина избушка»

Белор.сказ «Пых»

Дидактические игры: «Поможем ежику», «Когда это бывает», «Что изменилось?», «Что сделал человек, что создала природа»,  «Морковки для зайчат»,  «Найди дерево», «Чудесный мешочек», «Угадай, чей след», «Кто где живет?», «Сбор грибов», «Вкладыши», «Времена года»

Подвижные игры: «Воробушки и кот»,  «Через речку», «Птицы и птенчики», «Лохматый пес», «Мыши в кладовой», «Хитрый кот», «Стадо», «Филин и пташки», «Наседка и цыплята», «Поймай комара», «Зайка беленький».

3 этап – Заключительный  

Цель:  Защита проекта в виде  экологического  развлечения  «Юные друзья природы».

                                                                                                     

                                                                                               

                                                                                                      Приложение

Конспект занятия по теме «Деревья и кустарники»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, продуктивная.

Цель: учить различать деревья и кустарники.

Задачи:

1.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).

3.Учить схематично изображать дерево, куст.

4.Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).

5.Воспитывать интерес к миру растений.

Материалы и оборудование: предметные картинки деревьев и кустарников, схемы.

Словарь: названия деревьев кустарников (береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки - оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

1.Организационный момент

В: - Дети сегодня к нам на занятие пришел Буратино.

Только посмотрите, какой он грустный.

-Что случилось Буратино? (Подносит игрушку к уху, делая  вид, что Буратино что-то шепчет).

В: - Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.

Дети соглашаются помочь Буратино.

2.Чтение схем

Воспитатель: - Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.

Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

Дети: Это схема подходит дереву.

Воспитатель: - А как вы догадались?

Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.

Воспитатель: - Правильно!

А какому растению подходит вторая схема?                  

Д: Это схема подходит кустарнику.

Воспитатель: - Почему?

Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

- Как вы думаете, чем похожи деревья и кустарники?

У деревьев и кустарников есть корни и листья.

Воспитатель: - Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

У дерева один ствол, а у кустарника много.

Воспитатель: - Вот Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.

Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.

3.Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся.

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать. Нужно на носочки встать.

Воспитатель: - А теперь, Буратино, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

4.Отгадывание загадок

Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.

Воспитатель: - Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.

1.Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он,

Кто скажите это? (Клен)

Клен-это дерево или кустарник?

Почему вы так думаете?

Дети: Потому, что у клена один ствол.

Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

Дети: Под схему дерево.

2.На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается. (Сирень)

Сирень-это дерево или кустарник?

Дети: Кустарник.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что у сирени много тонких стволов.

3.У меня иголки Длиннее, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

ветки только на макушке. (Сосна)

4. Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато мои плоды.

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

5.Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней.

Май сережки дарит ей. ( Береза)

6.Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет.

Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)

Воспитатель: - Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.

5.Рисование  Воспитатель: - А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы он не забыл все, чему его научили сегодня.

Посмотрите, как это сделаю я.

(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника).

6.Рефлексия.  В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке - дерево или кустарник.

Сосна-России.jpg

 Фото З. Янченко

Конспект  занятия  «Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите» (лепка)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, продуктивная.

Цель:  учить детей лепить насекомых.

Задачи:

1.Обобщить представления детей о признаках осени, о насекомых (особенности внешнего вида, строения, приспособления к среде обитания).

2.Расширить представления детей о божьей коровке.

3.Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание шара, сплющивание для придания нужной формы. Познакомить с приемом соединения деталей с помощью коротких палочек.

4.Развивать навыки оформления, используя стеки и дополнительные детали.

Материалы и оборудование:  игрушка божья коровка(большая и маленькая), стеки, доски, салфетки, обрезанные спички, пластилин.

Организация образовательной деятельности

- Ребята отгадайте загадку

                                           Всех жучков она милей,

                                           Спинка алая у ней,

                                            А на ней кружочки

                                            Черненькие точки.

-Кто же это?  (…) Это божья коровка.

Что вы знаете о божьей коровке?

                                       Рассказ о божьей коровке

       Божья коровка – красивый маленький жучок. У нее выпуклое округлое тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Как вы думаете, зачем ей такая яркая окраска? Этот цвет предостерегает других животных от нападения на божьих коровок.  Птицы знают, что такие яркие насекомые невкусные и поэтому их не едят. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать. В поисках пищи она может преодолевать очень большие расстояния. А чем она питается?

      Эти красавицы поедают большое количество маленьких жучков, которые наносят вред растениям. Тем самым божьи коровки помогают людям сохранять урожай от вредителей.

Ребята, каких насекомых вы еще знаете?

Бабочка, комар, пчела, стрекоза и т.д.

      У каждого насекомого есть свои отличительные особенности, по которым мы можем его узнать среди других. Я предлагаю вам поиграть в игру « Где чье?». Вам нужно разбиться на пары. Каждой паре я дам картинку какого-то насекомого у которого не хватает характерной детали. Вы должны найти картинку с этой деталью и соединить пазл.

Краткий анализ результатов.

-Ребята, божья коровка пришла к нам не одна, а со своей мамой. Давайте поиграем с ней.

Физкультминутка

На полянке, на ромашке

Жук лежал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Яс ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

-Я предлагаю вам сегодня слепить нашим гостьям подружек. Чтобы им было веселее жить.

Практическая часть

1.Анализ строения тела божьей коровки.

-Давайте рассмотрим божью коровку. Какие части можно выделить?

Голова, тельце, лапки.

2.Обсуждение схемы работы:

Листок, тельце, голова, лапки.

Оформление

3.Практическая работа 4. Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Играя, познаем Ямал!"

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учё...

Проект "Играем в театр - познаем мир" для детей 3-4 лет.

Долгосрочный проект по развитию познавателньой активности детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Срок реализации - 1 год....

Проект "Играя познаем мир"

Паспорт проектной работы  Тема: Играя, познаем мир.1. Название проекта: «По дороге игр к знаниям».2. Руководитель проекта: воспитатель группы Прамзелева Наталья Анатольевна.3. Во...

Проект "Играя познаем природу"

Проблема охраны окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и достигла максимального пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на прир...

проект «Играем в театр – познаем мир!»

Основной ­целью этого проекта является создание условий для фо­рмирования творческой личности средствами театральной деятельности....

Проект «Играя в театр, познаем мир».

Проект «Играя в театр, познаем мир»....

Проект " Играем, развиваемся, познаем"

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка – дошкольника- творчески развитого, раскрепощенного с высоким уровнем речевых и познавательных способностей, умеющего самостоятельно иск...