Методический семинар. «Детское экспериментирование - как необходимое условие реализации ФГОС ДО»
материал (старшая группа)

        Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniyaknm.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Курумканский детский сад «Малышок»

Методический семинар.

«Детское экспериментирование -

как необходимое условие реализации ФГОС ДО»

                                       

                                                 Подготовила: Кузнецова Н. М.

                                           

                                                                  «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить  вопросы

                                             и получать на них фактические ответы,

                                                                 оказываясь на более высоком умственном

                                               и нравственном уровне в сравнении с теми,

                            кто такой школы не прошел».

К.Е.Тимирязев.

        Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

       Исследовать, открыть, изучить – это значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. В свое время  известный психолог Иван Михайлович Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.

      Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

      Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

      В этот период закладываются база по взаимодействию с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

      Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

      Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.  

      Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

     В свете требований ФГОС ДО   детское экспериментирование тесно связано с направлениями образовательной деятельности: познание, развитие речи, социально-коммуникативное и соответствует принципам:

  • доступности
  • безопасности
  • насыщенности
  • вариативности

     Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6) 

       Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности.

       Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями,  принимает участие в разговоре.    

     Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно.

       Ребёнок дошкольного возраста очень любознательный, поэтому для него важно проведение простейших опытов и экспериментов, под руководством взрослого, и в самостоятельной деятельности и методом проб учится делать выводы, умозаключения о результатах опыта и эксперимента.

      Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность.     Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

        Согласно ФГОС ДО  детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.  

       Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулку и сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
     В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
     Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.    

      Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

      Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря
  • Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

  • создание условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира; 
  • знакомство с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; 
  • поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом;
  • экспериментирование с магнитом, лупой и пр.);
  • организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега); 
  • движение различных видов транспорта и т.п.;
  • развитие любознательности и поддержка инициативы детей (организация проблемных ситуаций;
  • совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.);

      Интеллектуальная компетентность старшего дошкольника может быть рассмотрена как способность ребенка самостоятельно по своей инициативе,  познавать новые для него  свойства и качества объектов окружающего мира, проявлять настойчивость в поиске решения значимых для него проблем  (А.Н. Поддьяков, О.Л. Князева, Н.Е. Веракса).

       Практика показывает, что, к сожалению, многие дошкольники не достигают высокого уровня интеллектуальной компетентности. Более того, они не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию,  затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простыми манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от  продолжения экспериментирования.

     Выше сказанное позволяет сформулировать  проблему исследования:   Каковы педагогические условия  формирования интеллектуальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования?

    Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, мы начали  в ДОУ  исследовательскую работу по живой и неживой природе: «Юные исследователи».

     Я стараюсь обратить внимание детей на то, что даже самые привычные объекты: солнце, воздух, песок, вода и обычная краска таят в себе много неизвестного. Несмотря на столь ранний возраст, детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, природе, в повседневной жизни.

     Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.

    Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.   Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 10, 20 минут в ходе которого осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

      Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в нашей группе преобразована предметно-развивающая среда и созданы  центры  экспериментально-поисковой деятельности.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем. 

     Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, подержать, попробовать на вкус и т. д.; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи. Ребенок  любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками, красками Эбру и т. д. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

      Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

     Продолжая и в дальнейшем работу по развитию познавательной активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую деятельность, готовлю детей к следующему этапу в их жизни – обучению в школе.

Я убедилась, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой.

       Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира . Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал . Главное его достоинство заключается в т...

Методический семинар «Детское экспериментирование - как необходимое условие реализации ФГОС ДО»

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации....

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДОВ соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными у...

«Экспериментирование в детском саду, как необходимое условие реализации ФГОС»., доклад

Муниципальный уровень, семинар «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования», АОУ д/с № 10 «...

«Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «ПОИГРАЕМ С МЫЛОМ»

Цель:  Показать, как можно использовать игры с элементами экспериментирования в различных видах деятельности детей.Задачи:Развивать познавательный интерес к окружающему.Вызвать интерес к играм с ...

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"...