Проектный метод в экологическом воспитании старших дошкольников
статья
Статья об использовании проектного метода в экологическом воспитании старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_v_ekologicheskom_vospitanii_starshih_doshkolnikov.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ляпина Наталья Борисовна,
воспитатель
МБДОУ д/с №17 «Сказка»
Вачский район
Нижегородская область
Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. Важным положением ФГОС ДО является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Великий русский педагог К. Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – «одному из могущественных агентов в воспитании человека».
Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога инновационных методов, которые должны быть направлены не на передачу готовых знаний, а на то, чтобы поставить ребенка в условия выбора.
В нашем детском саду экологическое воспитание считается приоритетным. Многолетний опыт по воспитанию экологической культуры привёл нас к глубокому убеждению, что наиболее целесообразной моделью формирования экологического сознания дошкольников является проектный метод, так как он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Совместно с детьми и родителями мы выявляем проблему и планируем деятельность по этапам проекта. Таким образом, с детьми старшей группы нами был реализован долгосрочный исследовательский проект «Родной свой край люби и знай».
Цель проекта: формирование основ осознанно – правильного отношения к природе.
Задачи:
- Расширять представление детей о разнообразии флоры и фауны
Нижегородской области.
- Формировать умение понимать и ценить красоту природы родного края.
- Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.
Мероприятия проекта коснулись всех образовательных областей.
«Познавательное и речевое развитие» Беседы: «Что за ягодка такая», «Целебное лукошко», «Животные нашего края», «Что за гриб?», «Птицы нашего края», «Не торопись сорвать, подумай», «Беседа о климатических условиях области»
Составление экосказки о селе.
Викторина: «Что я сделал для родного села» (чистота, уют).
Экскурсии: «По окрестностям села», «Знакомство с лекарственными растениями», «По экологической тропе», «Откуда хлеб пришёл» , «Загадки хвойного леса», «Люблю берёзку русскую» , «Водоемы нашего села»
Исследования в уголке природы: «Огород круглый год»
«Социально – коммуникативное развитие»
Акция: «Покормите птиц зимой». Театрализованное представление: «В гостях у бабушки Непогоды». Экологические праздники: «Здравствуйте, пернатые друзья!», «Грач на горе – весна на дворе»
Посещение фитобара: «Лечебный чай из растений и их плодов, собранных в нашей местности»
Участие в очистке от мусора участков около жилых помещений и детского сада.
Посадка деревьев и разбивка клумб
Мероприятия по охране окружающей среды.
Создание уголка: «Самое почитаемое дерево – берёза». Создание снежных построек на участке детского сада
«Художественно – эстетическое развитие»
Экологические музыкальные праздники
Изготовление фотоальбома: «Растения земли Нижегородской»
Конкурс: «Осенний букет»
Оформление альбомов: «Дикие животные», «Разнообразие растительного мира», «Наше село в разное время года».
Презентация:
«О елях, берёзах, дубах и осинках – короткий рассказ в разноцветных картинках»
«Физическое развитие»
Дыхательная гимнастика: «Листья шуршат», «Морозко» «Одуванчик», «Радуга, обними меня»
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз» «Скворечники», «Цветы и ветерки», «Весёлые зайчата» «Кузнечики»
Эстафеты: «Сбор картофеля», «Бегущие ручейки», «Эстафета пчелок»
«Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами»
Природоохранные акции: «Собирая - охраняй», «Не рубите елочку зеленую»,
«Изготовление скворечников».
Бюллетень: «Береги зеленого друга», «Путешествие по тропе здоровья»
Выставка работ из природного материала: «Творим вместе»
Фотовыставка: «Отдыхаем всей семьей», «Природа родного края»
Завершением любого проекта является конкретное дело. В нашем случае – это альбом с рисунками, аппликациями из природного материала, фотографиями – панорамой добрых дел. Отдельно хотелось бы отметить заинтересованность родителей, принимавших активное участие в мероприятиях проекта.
Обобщая вышесказанное, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что использование проектной деятельности, как формы активности, направленной на достижение социально значимой цели, формирует у ребенка критическое мышление, способность сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов; самостоятельность в принятии решений; способствует развитию навыков работы в команде, выполнению различных социальных ролей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников
специфика метода проектов заключается в том...
Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников
Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...
Опыт работы «Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников».
На протяжении последних лет я работаю над темой «Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников». Метод проектов помогает ребенку более осознанно получать знания. Развивать на...
Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и ст...
Стендовый доклад "Значение проектного метода в экологическом воспитании дошкольников"
Стендовый доклад "Значение проектного метода в экологическом воспитании дошкольников"...
Консультация для педагогов «Проектный метод в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Экологическое воспитание одна из задач нашего детского сада, которая рассматривается через воспитание любви к природе родного края.Именно в дошкольном возрасте формируются экологические представл...
Блиц-опрос для педагогов по теме «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников»
Предложенные вопросы помогут педагогу самостоятельно, в игровой форме проверить свои знания,а также знания своиз колегг по теме "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...