Консультация для педагогов "Толерантность-терпимость или сострадание"
консультация
«Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost-terpimost_ili_sostradanie.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Толерантность- это гармония в многообразии, это моральный долг.
ООН «Декларации принципов терпимости» (1995)
Консультация
«Толерантность – терпимость или сострадание»
«Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».
Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает.
Бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, поэтому наша задача, задача педагогов - научить детей различать такие понятия, как добро и зло, раскрыть суть духовных ценностей российской культуры и русского человека, нравственных ценностей, куда входит такое понятие, как толерантность. А чтобы воспитать в детях толерантность, нам самим необходимо воспитывать в себе это чувство.
Что же такое толерантность? Слово толерантность означает:
- готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
- уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.
- позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других
- прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим
– способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо.
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.
Педагог был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе. Чтобы решить проблему формирования толерантных отношений воспитанников, педагогу самому важно понять важность процесса толерантных отношений. Без сотрудничества невозможно построить систему толерантных отношений.
Педагогическая толерантность – терпимость к членам своего коллектива, воспитанникам, умение понять, простить их несовершенства.
Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с коллегами, воспитанниками и их родителями, проявляющий уважение к ним, готовый и умеющий своевременно прийти на помощь - вот стандарт современного педагога
Правила поведения толерантного педагога:
1. Воспитывать с любовью и во имя любви
2. Воспитывать в духе мира
3. Быть примером для детей и общества
4. Избегать жестких иерархических отношений
5. Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у воспитанников чувство взаимного расположения
6. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого
7. Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности
8. Быть справедливым
10. Уметь слушать
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием.
Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова. Профессионально-педагогическая толерантность - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении. Однако без коммуникативной толерантности (знание педагогом основ культуры речи, владение риторическими навыками, умелое применение норм русского речевого этикета и др.) профессионально-педагогическая толерантность едва ли состоится.
Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности. Диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ общения.
Понятие «толерантность», в которое мы вкладываем такие смыслы, как уважение, милосердие, великодушие, терпимость, в системе нравственных ценностей занимает главенствующую позицию, являя собой качество совершенного человека.
Все мы, в итоге, хотим толерантного к себе отношения и ждем, чтобы нас окружала атмосфера милосердия и прощения. Каждый из нас на протяжении всей жизни ожидает по отношению к себе любви и уважения, мечтает о толерантности и снисхождении.
Если хотите воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды соблюдайте девять правил от Д. Карнеги:
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.
2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать.
5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.
6. Выражайте людям одобрение по поводу их удачи и отмечайте каждый их успех.
7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима.
9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
Любите, друг друга и учитесь прощать!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол "Как развивать сочувствие и сострадание у ребенка"
Круглый стол"Как развивать сочувствие и состраданиеу ребенка"...
Конспект занятия в старшей группе "Самый дорогой на свете человек (понятия "сострадание-сопереживание")"
Задачи занятия· Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.· Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.· Учить давать моральную оценку поступкам героев художе...
Воспитание чувства сострадания у малышей
Статья содержит советы и рекомендации по воспитанию чувства сострадания, милосердия, сопереживания у детей младшего возраста....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: « КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСТРАДАНИЮ»
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСТРАДАНИЮ? Это невероятно сложная задача. Потому что нужно учить видеть не только себя, но и окружающих – с их неразр...
Консультация «Взаимопомощь и сострадание»
Добро спасет мир!...
Консультация для воспитателей «Воспитание у детей сочувствия, сострадания- условия формирования личности»
Консультация для воспитателей«Воспитание у детей сочувствия, сострадания-условия формирования личности»...
Консультация для родителей «Воспитание милосердия, сострадания у детей дошкольного возраста»
Сострадание (милосердие) – это важное качество, заботливое отношение к другому человеку, которое родители должны развивать в ребенке с раннего возраста....