КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: « КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСТРАДАНИЮ»
консультация на тему
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСТРАДАНИЮ?
Это невероятно сложная задача. Потому что нужно учить видеть не только себя, но и окружающих – с их неразрешимыми проблемами горем.
В нашем доме живет семья. Четыре поколения. У младшего, Илюши, есть и папа с мамой, и бабушка, и прабабушка. Но счастья в семье нет. Из отдельной трехкомнатной квартиры это жилье превратилось в коммуналку. Бабушка и прабабушка живут отдельно – сами покупают продукты, сами готовят. Когда им нездоровится, они по-соседски просят нас купить что-нибудь в магазине напротив. Трудно разобраться в чужих взаимоотношениях, возможно, нельзя винить в такой ситуации только молодых. Когда-то произошел серьезный раскол, последствия которого до сих пор не может сгладить ни благоразумие молодых родителей, ни мудрость стариков. Одно ясно: Илюша рано или поздно извлечет из этой ситуации свои уроки. Какие - неизвестно. Возможно, он никогда не поступит так, как его родители, а может быть, и сам когда-нибудь разделит с ними холодильник на «свои» и «их» полки.
Это все проклятый квартирный вопрос. Он вечно разделяет родных людей и заставляет «работать локтями» даже тогда, когда совесть подсказывает остановиться. Хотя тех, кто обеспечен нормальным жильем, наверняка тоже одолевают проблемы. Мы жалуемся на жизнь, на окружающих, которые, как кажется, мешают нам жить-всегда хочется пожалеть, прежде всего, себя. И надеемся, что у детей все сложится обязательно лучше. Что они будут умнее и добрее. И что у нас в старости будет, в конце концов, кому подать стакан воды….
Но научить состраданию нельзя. Его нельзя внушить или передать по наследству. Его взращивают в душе, воспитывают всю жизнь, и здесь важен пример семьи. А уроки происходят каждый день, даже тогда, когда вы думаете, что маленький ученик вас не слышит или не понимает сложностей взрослой жизни. Возможно, две пожилые женщины, которые оказались в собственной семье соседками, сейчас «смотрятся в зеркало», наблюдая жизнь детей. И думают о том, что им не дождаться своего «стакана воды».
Вопросы без ответов.
Вы идете с ребенком по улице. По бокам тротуара выстроились женщины, торгующие цветами, сладостями, газетами, какими-то безделушками. И нищие. Вы отводите взгляд, ребенок смотрит пристально. «Мам, кто это?» От этих вопросов не отвернуться. Все равно рано или поздно рука этого человека протянется к вам лично и придется снова решать, как поступить - протянуть ему деньги или уткнуться в газету. И что сказать дома ребенку?
Эти проблемы приходиться решать ежедневно. Мы прекрасно знаем, что большинство просящих деньги- не нищие. Просто они так зарабатывают. Но есть и меньшинство - люди, которые действительно просят на хлеб, а не на золотые коронки для зубов. Эта ситуация - возможность рассказать ребенку о том, с чем рано или поздно ему придется столкнуться. О том, что есть разные люди, и жизнь не всегда складывается счастливо. Не стоит при нем клеймить бездельников, которые не любят работать. Ведь если бы у его бабушки не было внуков и семьи, может, ей пришлось бы тоже стоять, прося подаяние.
Есть вещи, которые в нашей стране почему-то не приняты. У нас не принято строить ступеньки и эскалаторы, удобные для людей в инвалидных колясках. Наивные иностранцы даже называли нас «нацией здоровых людей». Но мы хорошо знаем, что это не так. Инвалиды просто не могут появляться на улице, не могут ездить в транспорте, нормаль работать и учиться. Дети с другим цветом кожи, переживают, наверное, заново всю историю расовой дискриминации.
В каждом большом городе есть детский дом. Не поленитесь вместе с ребенком отнести туда игрушки, в которые он уже не играет.
Если кто-то из ваших родственников лежит в больнице, навестите его вместе с ребенком.
Не выбрасывайте хорошую детскую одежду, из которой ваш малыш уже вырос. Присмотритесь к тем, кто живет рядом с вами, и вы наверняка найдете семью, которой она пригодится.
Умение чувствовать другого человека, его состояние - закладывается еще в колыбели. Услышав, как кричит младенец в соседней коляске, ваш малыш начинает вторить ему. Чтобы вырастить человека, способного сопереживать, необходимо с детства обращать его внимание на чувства других людей. Вместо того чтобы ругать дочь: «Что ты натворила?» Полезнее сказать: «Посмотри, как расстроилась бабушка, ты разбила ее любимую чашку!»
Многие из нас живут сейчас в многоквартирных домах, когда утром вы выходите с ребенком из дома на работу, обратите внимание малыша на то, что не во всех окнах горит свет, значит там люди еще спят, а кто-то, может быть, болеет, поэтому не стоит очень громко разговаривать и топать ногами в коридоре. Наши дети очень быстро растут и к школе их уже нужно готовить сейчас.
ЕСЛИ В КЛАССЕ ЕСТЬ «НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ».
То, что физический недостаток не должен становится причиной «изгойства», что инвалида нельзя исключать из общества – давным-давно аксиома во всех странах Европы и Америки. Старая русская традиция тоже никогда не лишала убогих места в обществе. В крестьянской семье они жили вместе со всеми, их кормили, любили такими, какими Бог дал. Сегодня все переменилось и «не такой, как все», стал в основном объектом «материальной благотворительности». Заботу человеческую заменили заботой общественной.
Но представьте себе ситуацию, что в тот самый класс, где учится ваш сын, пришел необычный ребенок: мальчик в инвалидном кресле, бывший беспризорник или заика. Детский коллектив вырабатывает свое отношение к таким новичкам сразу, а дети могут быть очень жестокими. Ведь, чтобы не делать больно другому, нужно уметь вспомнить собственную боль. А это сложная работа – управлять чувствами, а дети этому еще только учатся. И можно помочь. Пусть вместо травли и усмешек необычный ребенок встретит дружелюбие. Вы замечали, что люди с физическими недостатками, с непривычной для нормальных людей готовностью, радуются жизни? Они умеют ценить дружбу и вполне могут стать душой класса. Кроме того, для многих школьников, отстающих в развитии или учебе по причине своего здоровья, самое главное – микроклимат в классе. Чтобы не дразнили, чтобы помогали, а не шпыняли. Тогда есть надежда на нормальное развитие и нормальную учебу. Если в школе, где учатся ваши дети, появился такой «не стандартный» новичок, постарайтесь объяснить, что его судьба была и будет сложнее их и что от них зависит сделать жизнь «не такого, как все», светлее.
Больные дети часто бывают нелюдимыми и ворчунами. Это можно понять – их, возможно, дразнили уже в детском саду, и они привыкли защищаться. К таким ребятам не надо приставать, навязываться, тем более жалеть, мрачная маска равнодушия снимается, когда возникает доверие, а это уже само по себе – огромная ценность.
Пусть ваш ребенок поможет новичку проявить свой талант, найти дело, в котором он может достичь успеха.
Объясните ребенку, что нельзя даже случайно акцентировать внимание на физических недостатках человека.
С людьми, умеющими сопереживать, чутко улавливать сигналы, посылаемые окружающими, легко и приятно общаться. Это делает их незаменимыми работниками в социальной сфере – из них выходят отличные учителя, врачи, продавцы или руководители. И прекрасные семьянины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 41.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД №114
ГРУППА №3 «ПОЛЯНКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ:
« КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА
СОСТРАДАНИЮ»
Подготовили:
Голубева Е.В.
Сергеева С.А
ВЛАДИМИР 2015г
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСТРАДАНИЮ?
Это невероятно сложная задача. Потому что нужно учить видеть не только себя, но и окружающих – с их неразрешимыми проблемами горем.
В нашем доме живет семья. Четыре поколения. У младшего, Илюши, есть и папа с мамой, и бабушка, и прабабушка. Но счастья в семье нет. Из отдельной трехкомнатной квартиры это жилье превратилось в коммуналку. Бабушка и прабабушка живут отдельно – сами покупают продукты, сами готовят. Когда им нездоровится, они по-соседски просят нас купить что-нибудь в магазине напротив. Трудно разобраться в чужих взаимоотношениях, возможно, нельзя винить в такой ситуации только молодых. Когда-то произошел серьезный раскол, последствия которого до сих пор не может сгладить ни благоразумие молодых родителей, ни мудрость стариков. Одно ясно: Илюша рано или поздно извлечет из этой ситуации свои уроки. Какие - неизвестно. Возможно, он никогда не поступит так, как его родители, а может быть, и сам когда-нибудь разделит с ними холодильник на «свои» и «их» полки.
Это все проклятый квартирный вопрос. Он вечно разделяет родных людей и заставляет «работать локтями» даже тогда, когда совесть подсказывает остановиться. Хотя тех, кто обеспечен нормальным жильем, наверняка тоже одолевают проблемы. Мы жалуемся на жизнь, на окружающих, которые, как кажется, мешают нам жить-всегда хочется пожалеть, прежде всего, себя. И надеемся, что у детей все сложится обязательно лучше. Что они будут умнее и добрее. И что у нас в старости будет, в конце концов, кому подать стакан воды….
Но научить состраданию нельзя. Его нельзя внушить или передать по наследству. Его взращивают в душе, воспитывают всю жизнь, и здесь важен пример семьи. А уроки происходят каждый день, даже тогда, когда вы думаете, что маленький ученик вас не слышит или не понимает сложностей взрослой жизни. Возможно, две пожилые женщины, которые оказались в собственной семье соседками, сейчас «смотрятся в зеркало», наблюдая жизнь детей. И думают о том, что им не дождаться своего «стакана воды».
Вопросы без ответов.
Вы идете с ребенком по улице. По бокам тротуара выстроились женщины, торгующие цветами, сладостями, газетами, какими-то безделушками. И нищие. Вы отводите взгляд, ребенок смотрит пристально. «Мам, кто это?» От этих вопросов не отвернуться. Все равно рано или поздно рука этого человека протянется к вам лично и придется снова решать, как поступить - протянуть ему деньги или уткнуться в газету. И что сказать дома ребенку?
Эти проблемы приходиться решать ежедневно. Мы прекрасно знаем, что большинство просящих деньги- не нищие. Просто они так зарабатывают. Но есть и меньшинство - люди, которые действительно просят на хлеб, а не на золотые коронки для зубов. Эта ситуация - возможность рассказать ребенку о том, с чем рано или поздно ему придется столкнуться. О том, что есть разные люди, и жизнь не всегда складывается счастливо. Не стоит при нем клеймить бездельников, которые не любят работать. Ведь если бы у его бабушки не было внуков и семьи, может, ей пришлось бы тоже стоять, прося подаяние.
Есть вещи, которые в нашей стране почему-то не приняты. У нас не принято строить ступеньки и эскалаторы, удобные для людей в инвалидных колясках. Наивные иностранцы даже называли нас «нацией здоровых людей». Но мы хорошо знаем, что это не так. Инвалиды просто не могут появляться на улице, не могут ездить в транспорте, нормаль работать и учиться. Дети с другим цветом кожи, переживают, наверное, заново всю историю расовой дискриминации.
В каждом большом городе есть детский дом. Не поленитесь вместе с ребенком отнести туда игрушки, в которые он уже не играет.
Если кто-то из ваших родственников лежит в больнице, навестите его вместе с ребенком.
Не выбрасывайте хорошую детскую одежду, из которой ваш малыш уже вырос. Присмотритесь к тем, кто живет рядом с вами, и вы наверняка найдете семью, которой она пригодится.
Умение чувствовать другого человека, его состояние - закладывается еще в колыбели. Услышав, как кричит младенец в соседней коляске, ваш малыш начинает вторить ему. Чтобы вырастить человека, способного сопереживать, необходимо с детства обращать его внимание на чувства других людей. Вместо того чтобы ругать дочь: «Что ты натворила?» Полезнее сказать: «Посмотри, как расстроилась бабушка, ты разбила ее любимую чашку!»
Многие из нас живут сейчас в многоквартирных домах, когда утром вы выходите с ребенком из дома на работу, обратите внимание малыша на то, что не во всех окнах горит свет, значит там люди еще спят, а кто-то, может быть, болеет, поэтому не стоит очень громко разговаривать и топать ногами в коридоре. Наши дети очень быстро растут и к школе их уже нужно готовить сейчас.
ЕСЛИ В КЛАССЕ ЕСТЬ «НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ».
То, что физический недостаток не должен становится причиной «изгойства», что инвалида нельзя исключать из общества – давным-давно аксиома во всех странах Европы и Америки. Старая русская традиция тоже никогда не лишала убогих места в обществе. В крестьянской семье они жили вместе со всеми, их кормили, любили такими, какими Бог дал. Сегодня все переменилось и «не такой, как все», стал в основном объектом «материальной благотворительности». Заботу человеческую заменили заботой общественной.
Но представьте себе ситуацию, что в тот самый класс, где учится ваш сын, пришел необычный ребенок: мальчик в инвалидном кресле, бывший беспризорник или заика. Детский коллектив вырабатывает свое отношение к таким новичкам сразу, а дети могут быть очень жестокими. Ведь, чтобы не делать больно другому, нужно уметь вспомнить собственную боль. А это сложная работа – управлять чувствами, а дети этому еще только учатся. И можно помочь. Пусть вместо травли и усмешек необычный ребенок встретит дружелюбие. Вы замечали, что люди с физическими недостатками, с непривычной для нормальных людей готовностью, радуются жизни? Они умеют ценить дружбу и вполне могут стать душой класса. Кроме того, для многих школьников, отстающих в развитии или учебе по причине своего здоровья, самое главное – микроклимат в классе. Чтобы не дразнили, чтобы помогали, а не шпыняли. Тогда есть надежда на нормальное развитие и нормальную учебу. Если в школе, где учатся ваши дети, появился такой «не стандартный» новичок, постарайтесь объяснить, что его судьба была и будет сложнее их и что от них зависит сделать жизнь «не такого, как все», светлее.
Больные дети часто бывают нелюдимыми и ворчунами. Это можно понять – их, возможно, дразнили уже в детском саду, и они привыкли защищаться. К таким ребятам не надо приставать, навязываться, тем более жалеть, мрачная маска равнодушия снимается, когда возникает доверие, а это уже само по себе – огромная ценность.
Пусть ваш ребенок поможет новичку проявить свой талант, найти дело, в котором он может достичь успеха.
Объясните ребенку, что нельзя даже случайно акцентировать внимание на физических недостатках человека.
С людьми, умеющими сопереживать, чутко улавливать сигналы, посылаемые окружающими, легко и приятно общаться. Это делает их незаменимыми работниками в социальной сфере – из них выходят отличные учителя, врачи, продавцы или руководители. И прекрасные семьянины.
По материалам
«Дошкольное воспитание»
ДЕТСКИЙ САД №114
ГРУППА №3 «ПОЛЯНКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ:
«ПЛОМБИР ПРОТИВ
СТАФИЛОКОККОВ»
Подготовили:
Голубева Е.В.
Сергеева С.А.
ВЛАДИМИР 2015
« Считается, что ангина возникает из-за того, что человек съел или выпил что-либо холодное, либо промочил ноги. На самом же деле это очень опасное инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем…»
Бабушкины версии о том, что ребенок заболел ангиной, потому что наверняка объелся мороженым по дороге из школы, по большей части абсурд. Кстати, о мороженом. Горло обязательно нужно закаливать, особенно если вы страдаете хроническим тонзиллитом и подвержены частым простудам. И врачи скажут, что мороженое, особенно пломбир – лучшее средство! Начиная с одной столовой ложки в день и заканчивая целым брикетом за один присест.
Ангина – заболевание весьма коварное, поражающее весь организм. Поэтому, даже если у вас нет температуры, нужно соблюдать постельный режим. Перенесенная на ногах болезнь в два-три раза увеличивает риск возникновения тяжелых осложнений на сердце, суставы и почки. При соблюдении всех предписаний врача ангина проходит за пять-семь дней. Основная лечебная мера – полоскание горла, чтобы не допустить проникновения вирусных микробов в кровь, которая разносит их по всему организму. Отсюда общая слабость, ломота в суставах, головокружение и учащенное сердцебиение. Именно поэтому одним из самых распространенных после ангины осложнений является инфекционный миокардит – нарушение деятельности сердечной мышцы. Ведь сердце, качающее отравленную микробами кровь, первым принимает удар на себя. Затем поражаются почки и суставы… Вот почему полоскать горло нужно как можно чаще. Также очень важен температурный режим еды и питья: ничего холодного, горячего, а также ничего того, что может раздражать слизистую гортани. Забудьте об остром, соленом и жареном. Весьма полезны травяные ингаляции (шалфей, ромашка). Их лучше делать на ночь. Помимо этого рядом с изголовьем кровати больного хорошо поставить емкость с горячим травяным отваром, все время, подливая кипяток, чтобы заболевший вдыхал целебные пары. Это средство особенно показано пить маленькими глотками.
Полоскать горло следует 6-8 раз в день. Подходит поваренная соль (1 чайная ложка на стакан воды), пищевая сода (0,5 чайной ложки на стакан воды), соль с содой и 3 каплями йода на стакан воды. Полоскание должно быть теплым, но не горячим. Пейте больше теплого чая с лимоном или молоком. При частых ангинах помогает фитотерапия:
- Влейте в 1 стакан меда 0,5 стакана клюквенного сока, прокипятите смесь 5 минут. Остудите смесь и принимайте по 1 столовой ложки 4-6 раз в день;
- 1 стакан тертой свеклы переложите в пол-литровую банку, добавьте 1 столовую ложку уксуса. Закройте крышкой и на сутки поставьте в темное место. Затем отожмите через марлю и принимайте по 1 чайной ложки три раза в день после еды.
По материалом:
«Хронометр-Владимир» №2.
ДЕТСКИЙ САД №114
ГРУППА №3 «ПОЛЯНКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ:
« ЛЕВОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ»
Подготовили:
Голубева Е.В.
Сергеева С.А.
ВЛАДИМИР 2015
Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучивать или даже обращаются к врачам. Еще два или три поколения назад на левшу смотрели несколько косо, и это порождало у ребенка настоящий комплекс неполноценности.
Многие учителя и воспитатели считали своей обязанностью переучить ребенка, заставляли брать карандаш из левой руки в правую. Но целый ряд наблюдений показал, что дети, которые наперекор врожденным свойствам пытались перейти к пользованию правой рукой вместо левой, нередко не только начинали заикаться, но и теряли уверенность в себе, становились неврастениками. Теперь большинство людей понимает, что никакой патологии тут нет, так уж распорядилась природа.
Так надо ли вообще переучивать такого малыша? Ем, он отличается от других, обычных, по нашему мнению малышей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя… правыми полушариями. И только лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает «леветь». Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое их которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, так как в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого – страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но самое главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обуславливает психологические особенности у людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком себя.
Поэтому после кризиса 3-х лет и начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами», вернее, «праворукими» и «леворукими» детьми. Как «праворукость» так и «леворукость» объясняется тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария – левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.
Ребенок «правополушарный» левша – немного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с 3-х лет намного лучше других детей рисуют, лепят из глины или пластилина. Между прочим, многие люди выдающихся дарований были именно «левшами» - например, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Да и того мастера, что в знаменитом рассказе Лескова сумел подковать блоху, тоже не зря так прозвали… Все отмечают большие музыкальные способности «левшей», для них не редок абсолютный слух. Но в тоже время, им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.
Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен, подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний. Ему с большим трудом даются письмо и чтение, овладение которыми в раннем (детстве) возрасте оказывается совершенно непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения.
В обыденной жизни «левше» придется труднее, чем «правше», ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены «под правую руку» - дверные ручки, замки, отвертки, музыкальные инструменты, автомобили… Хотя и возникает для окружающих некоторое неудобство, когда человек больше действует левой рукой, чем правой, само по себе это не имеет в жизни никакого значения.
Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений. Окружающим такого ребенка взрослым важно ни в какой мере не подчеркивать это свойство, лучше всего не принимать вообще ни каких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КАК НУЖНО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ «ЛЕВШОЙ»:
- Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
- Создавать благоприятный климат для него в семье.
- Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца завуалировать какой-нибудь игрой.
4. Принять как должное особенности ребенка и не пытаться превратить его в «правшу»; объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
- Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный и музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
- Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
- Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.
- Желательно до школы не обучать ребенка чтению и письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.
- Любить его таким, какой он есть.
- Если после пятилетнего возраста вы заметили у ребенка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страх, обратитесь немедленно к специалисту.
ДЕТСКИЙ САД № 114
ГРУППА №3 «ПОЛЯНКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ:
«ДЕТИ, КОТОРЫХ НЕ
ПОНИМАЮТ ВЗРОСЛЫЕ»
Подготовили:
Голубева Е.В.
Сергеева С.А.
Владимир 2015
Они почти всегда возбуждены и непоседливы, невнимательны; с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам. «Нарушители порядка и спокойствия», «неуправляемые» - самые мягкие эпитеты, которыми награждают этих детей взрослые.
« Он никогда не сидит на месте, не хочет быть спокойным. Он буквально изводит меня, словно не слышит, что я прошу его успокоиться. Мне даже кажется, что он делает это специально, чтобы вывести меня,- жалуется мама шестилетнего Дениса. – С тех пор, как он стал ходить, я постоянно настороже. Он хочет все делать сам, но не способен собраться, не способен зафиксировать свое внимание больше чем на несколько минут. Ему трудно со сверстниками, он нетерпелив, раздражается, очень резко реагирует на любой отказ. Его поведение создает проблемы везде: и дома, и в детском саду, и при встречах с друзьями, и во время прогулок».
Монолог мамы можно продолжить, как и перечисление бесконечных «проступков Дениса». При этом мама все время подчеркивает, что он сам научился читать в пять лет, что его многое интересует, он любит «порассуждать» на разные темы, но…. «своенравен, и не дисциплинирован». Мама Дениса уверена, что он «не хочет» подчиняться требованиям взрослых и главная задача – «заставить» его все делать «так, как надо».
К сожалению, многие взрослые не только не понимают причин подобного поведения ребенка, не только не проявляют терпения, но и не берут на себя ответственность за его состояние.
Как правило, «беспокойность» проявляется достаточно рано – к 2-3 годам, но родители объясняют этот факт шаловливостью, живостью характера ребенка, условиями воспитания. Сложнее становится в 5-6 лет, когда ребенок сталкивается с необходимостью соблюдать режим дня, выполнять задания учебного характера. Слабая концентрация внимания, неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести работу до конца приводят к трудностям в обучении.
Нередко эти проблемы принимают драматический характер, так как занятия – даже на этапе подготовки к школе – становятся обязанностью ребенка, а родители оказывают на него еще большее давление. Собственные неудачи и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка. Невольно возникают вопросы: «Неужели он не может вести себя иначе?», «Не может или не хочет?»
Пожалуй, последний вопрос главный. Ответив на него, мы сможем решать проблемы ребенка и адекватно реагировать на его «выходки».
Несомненно, с послушным ребенком легче. Во-первых, потому что он не мешает. Во-вторых, потому, что взрослые в большинстве случаев настроены на реализацию своих педагогических притязаний по принципу «сразу и сейчас», без особых усилий, по команде – «сказал-сделал». В-третьих, что бы мы ни говорили о праве ребенка на уважение, внимание, понимание, взрослые ставят во главу угла не его проблемы, а свои желания и требования. А вот шумный, беспокойный, много говорящий, постоянно требующий внимания утомителен, нередко раздражает. Особенно сложно непоседам в коллективе, при четко организованном режиме и в системе достаточно жестких требований. Как правило, это так называемые «не садовские» дети. Ситуация действительно непростая, но достаточно типичная и характерная для довольно большой группы детей, имеющих комплекс проявлений нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперреактивность, импульсивность. Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении психического здоровья – синдроме дефицита внимания (СДВ), или гиперкинетическом синдроме детского возраста.
Синдром дефицита внимания в последней медицинской классификации определен как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходимы специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение.
Синдром СДВ, пожалуй, самая распространенная форма нарушений поведения детей (около 15-20%), причем в три-пять, раз чаще встречается у мальчиков. Исследователи рассматривают различные причины его возникновен6ия – от генетических до нейроанатомических и даже пищевых факторов.
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ СДВ:
- Расстройство внимания;
- Гиперактивность;
- Импульсивность.
ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
- Беспокойные движения рук и ног.
- Сидя на стуле, крутится, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности или занятий.
- Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.
- С трудом дожидается своей очереди во время игр.
- На вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца.
- При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкций, проблемами планирования и организации деятельности.
- Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
- Не может играть тихо, спокойно.
- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
- Много разговаривает, но не слушает речь, обращенную к нему.
- Часто теряет вещи (игрушки, карандаши, книги и т.д.)
- Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Если в поведении ребенка появляются ежедневно – по крайней мере, в течение полугода – не менее восьми перечисленных признаков, можно говорить о синдроме дефицита внимания.
Изменения в поведении иногда могут проявляться у каждого ребенка – например, после болезни порой отмечается нарушение внимания, сильное функциональное напряжение, заканчивается эмоциональным взрывом, неожиданной неадекватной реакцией, которую мы, взрослые, принимаем за импульсивность. Утомление, как правило, связано с двигательным беспокойством, неусидчивостью и т.п. Однако все это временные (ситуативные) нарушения поведения. У детей с СДВ эти проявления постоянны.
Внимание – одна из важнейших психических функций, обеспечивающих деятельность и обучение ребенка; проявляется эта функция как общая готовность к деятельности, а также как особая (избирательная) готовность к определенным видам деятельности.
В младшем дошкольном возрасте избирательное внимание еще не сформировано, но в 3-4 года ребенок уже реагирует не только на новизну, но и на разнообразие. На что-то очень интересное, новое малыш непроизвольно обращает внимание – он словно застывает, взгляд зафиксирован на «новом», рот полуоткрыт. Для детей с СДВ такая реакция нехарактерна. У старших дошкольников достаточно хорошо развито произвольное внимание (сосредоточенность на определенном объекте, предмете, задании). Однако у детей с СДВ процессы концентрации внимания нарушены. В младшем дошкольном возрасте нарушения эти не очень заметны. Проявляются они уже в ходе систематических занятий при подготовке к школе.
Неспособность концентрировать внимание – причина трудностей, возникающих при выполнении заданий в школе. Как показывает наша практика, дети с СДВ способны сохранять внимание всего лишь на несколько минут. Им быстро надоедают даже игры: отвлекаясь, они мешают другим детям и в результате возникает конфликт. В то же время дети с СДВ во время занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться, могут удерживать внимание и заниматься любимым делом довольно длительное время. Именно на это указывают взрослые, когда говорят: «Может же, когда хочет». Может, но не только потому, что хочет, а потому, что деятельность по силам, позволяет почувствовать успех, удовольствие. Подобная «избирательность» внимания, по-видимому, мотивируется удовольствием, получаемым от этой деятельности. Следует учесть, что внимание базируется именно на принципе удовольствия, удовлетворения. Этот принцип – важный фактор организации психической деятельности ребенка – оказывает стимулирующее влияние. Хуже всего генеративные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, которые не приносят удовлетворения и не подкрепляются поощрениями. Задача педагога состоит именно в том, чтобы эффективно организовать работу ребенка. Для этого необходимы спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальный режим работы, точное объяснение задания. Чтобы в школе у ребенка не возникли трудности, например, с чтением и письмом, педагог уделяет особое внимание развитию моторных (двигательных) функций, избегает сравнений с послушными и спокойными сверстниками, дабы не унизить его.
КОГДА И КАК НАЧИНАЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ СДВ?
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ И НА ЧТО В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
В возрасте до года дети с СДВ «не дают взрослым ни минуты покоя», плохо спят, во время бодрствования крикливы, возбуждены, подвижны; очень активно (чрезмерно) реагируют на любой звук, шум, свет. Нередко у них отмечается повышенный мышечный тонус (гипертонус). К 3 годам более явно проявляется дефицит внимания: ребенок не может сосредоточится на игре по правилам, на деятельности, требующей концентрации внимания, даже интересную сказку или мультфильм ему трудно дослушать или досмотреть спокойно до конца. Он все время беспокоен, «вертится как юла».
В возрасте 3-5 лет отмечаются и дефицит внимания, и гиперреактивность, более четко проявляется неустойчивость настроений. Особенно сложны для детей занятия, требующие соблюдения определенных правил, а также структурированные по времени, темпу работы, смене видов деятельности.
В 6-7 лет неспособность к концентрации внимания, бесцельная двигательная активность, неустойчивость и неадекватность реагирования становятся причиной школьных проблем.
Если эти нарушения отмечаются только на самых ранних стадиях (этапах) жизни ребенка, например до года, взрослому стоит внимательнее понаблюдать за ним и помнить о том, что любые перегрузки, сильное напряжение могут стать факторами, провоцирующими ухудшение его состояния. Если нарушения поведения возникли в старшем дошкольном возрасте, разумнее и проанализировать, не являются ли они результатом воздействия психогенных факторов. Испуг, страхи возникают в конфликтах и приводят порой к психическим расстройствам. Среди симптомов, вызванных психогенными факторами, могут быть и основные признаки СДВ: повышенная двигательная активность (двигательное беспокойство), неустойчивость состояний и нарушение концентрации внимания. Однако при невротических нарушениях есть и другие проявления, нехарактерные для синдрома дефицита внимания, такие, как:
- Повышенная чувствительность в виде склонности к проявлениям аффекта, эмоциональным расстройствам, беспокойству, плаксивости;
- Нервная ослабленность;
- Низкая выносливость, быстрая утомляемость при повышенной нервно-психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете;
- Нарушение сна: поверхностный чуткий, беспокойный или чрезмерно глубокий сон; затрудненное засыпание, уменьшенная потребность в дневном сне;
- Вегетососудистая дистония, проявляющаяся в низких показателях артериального давления, плохим самочувствием при колебаниях атмосферного давления, сосудистых спазмах (головные боли), болях в области солнечного сплетения, спазмах дыхательной мускулатуры (ложный круп, бронхиальная астма) повышенной потливости, ознобах, сердцебиениях;
- Соматическая ослабленность: частые вирусные инфекции; хронические тонзиллиты, бронхиты; трахеиты, снижение иммунитета;
- Диатез;
- Психомоторные, конституционально обусловленные нарушения типа энуреза, тиков и заикания, которые часто сменяют друг друга;
- Разного рода страхи.
В подобных случаях используется и медикаментозное лечение (но это сугубо индивидуальные варианты), которое строго контролируется врачом при динамическом наблюдении за ребенком.
Что делать с такими детьми? Можно ли им помочь?
Безусловно! Наиболее эффективны меры, способствующие снижению потока одновременно поступающей информации, ограничении любого шума, мешающего деятельности, способы и средства, усиливающие регуляцию и контроль. Также необходимо своеобразное подстегивание активизации деятельности ребенка разными способами и средствами.
По материалу:
Ст. М. Безруких, Дошкольное
Воспитание, №5, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"
Как научить ребенка общаться с людьми? В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в домашних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Консультация для родителей "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ РОДИТЕЛЕЙ?"
Как часто мы слышим жалобы со стороны людей, у которых дети по старше: "Мой сын меня не уважает!". Мы смотрим со стороны и думаем "Нет, со мной это не случиться, мой малыш хороший!"...
Консультация для родителей "Как научить ребенка оставаться дома без родителей"
Научить ребенка оставаться дома без взрослых, приучить к самостоятельности....
Консультация для родителей Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать?»
Консультация для родителей Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать?»...
Консультация для родителей "Как научить ребенка слушать и слышать родителей"
Как научить ребенка слушать и слышать родителей Многие из нас, родителей, сталкиваются с одной и той же набившей оскомину проблемой: в один прекрасный день, наш милый замечательный ребенок перест...