Консультация для родителей. «Сказкотерапия» как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Забегаева Анна Александровна

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

            Сказкотерапия - это поиск смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными событиями и как в жизни, ищет пути решения проблем, встающие перед ним.  Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это ещё и превращение.

Сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться черты личности, как нереализованное. Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование  будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки. Открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazkoterapiya_1.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Пролетарский детский сад комбинированного вида « Радуга»

учитель-логопед Забегаева А.А

Консультация для родителей.

«Сказкотерапия» как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

        Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

        Сказкотерапия - это поиск смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными событиями и как в жизни, ищет пути решения проблем, встающие перед ним.  Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это ещё и превращение.

Сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться черты личности, как нереализованное. Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование  будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки. Открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка.

Основные возможности сказкотерапии  заключаются в следующeм:

-интеграция личности,

-развитие творческих способностей и адаптивных навыков,

-совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром,

-обучение, диагностика и коррекция.

Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачок в развитии, способствующий развитию личности.

По мнению многих психологов, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Задачи сказкотерапии:

  1. Развивать речь детей с помощью:

- пересказывания сказок;

-рассказывания сказок от третьего лица;

-группового рассказывания сказок;

-рассказывания сказок по кругу;

-сочинение сказок.

  1. Выявить и поддержать творческие способности.
  2. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
  3. Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
  4. Развивать умение преодолевать  трудности и страхи.
  5. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
  6. Укрепить союз «Ребёнок-Родитель-Педагог» .
  7. Научить изготавливать волшебные краски и рисовать ими.
  8. Научить создавать поделки из пластилина, глины, теста, бумаги к определённой сказке.

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.  Диагностические данные детей логопедической группы подтверждают у них нарушение всех основных частей языковой системы, нарушение  внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление  все перечисленные психические процессы связаны с речевой функцией.

На развитие речи детей отрицательное влияние оказывают различные детские страхи. Страхи повышают тревожность, что ведут к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Также у детей при ряде речевых нарушений отмечаются  выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонение в развитии движений пальцев рук, ведь движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

 Предлагается личный взгляд взрослого на направление сказкотерапии. Педагогическая коррекция на основе работы со сказкой   позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика   и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир  близких людей.  Черствость и невнимание ребёнка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны с отсутствием опыта сопереживания и с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

Психокоррекция проводится через проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые вопросы. Рисование и изготовление поделок являются домашним заданием, но могут проводится и на занятии.

Педагогическая работа – это 1-й этап, включающий чтение сказки и беседу с детьми по её содержанию.

Психокоррекционная работа – это 2-й этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки,  психогимнастику, психокоррекционную работу и рисование и изготовление поделок по мотивам сказки. Текст сказки и последующая беседа с детьми по содержанию может быть успешно использована в работе с родителями.

Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос:  «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего опыта жизненных ситуаций, будет более мудрым и сознательным.

Ещё К.И.Чуковский писал: «По-моему цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Ведь действительно сказка «лечит, душу греет и учит жить».

Не с проста и неслучайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами и логопедами. Только в сказке ребёнок и взрослый могут пофантазировать. Ответить на главные вопросы: «Кто я есть?», «Каким бы я хотел себя видеть?». Как я сам себя вижу через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть окружающий мир не только глазами, но и сердцем. Чтобы я сделал, если бы обладал волшебством? Сказка способна перед каждым открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца.

Список использованной   литературы:

  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство» «Детство – Пресс», 2011.
  2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2013.
  3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: «ЦГЛ»,2003.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста»

      Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, па...

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей: "Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...