Памятка для родителей по развитию ВПФ у детей
консультация (старшая группа)

Карпенко Елена Владимировна

В данной памятке представлены упражнения, направленные на развитие высших психических функций, которые родители могут выполнять со своими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpf_pamyatka.docx218.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №22 станицы Ярославской

муниципального образования Мостовский район

Педагог-психолог

                                                                                                              Карпенко Е.В.

К высшим психическим функциям (ВПФ) относятся:

- память;

- восприятие;

- мышление;

- речь.

Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Нужно помочь ребенку развить и реализовать свои возможности. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями .

2.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4.Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5.В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим.

7.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Игры для развития ВПФ:

1. Игра «Мешочек с секретами»

Игра способствует развитию:

- умения узнавать предметы по их основным признакам;

- на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.

Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.

Ход игры: ребенку предлагается отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам, которые необходимо называть..

2. Игра «Чей это звук?»

Игра развивает:

- слуховое восприятие;

- способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).

Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.

Инструкция: взрослый прячется за ширмой (в другой комнате) и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.

Ребенок должен догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук, назвать другие предметы, издающие подобные звуки.

3. Игра «Помоги зайчику добраться до морковки»

Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать прямую линию с помощью стимулирующих линий под контролем зрительного восприятия.

На рисунке изображен зайчик и морковка. Ребенок должен провести зайчика к морковке. Задача ребенка провести прямую линию, не выходя за пределы стимулирующих линий.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6ab584660f9ef3e45ed40b50b5dde7e3&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6ab584660f9ef3e45ed40b50b5dde7e3&n=13

        

4. Игра «Подбери ключи»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: Много разных ключей от замков (можно картонные копии).

Ход игры: на столе разбрасываются ключи, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные взрослым, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи.

Усложнение: когда ребенок освоит эту игру, то можно предлагать искать ключи на ощупь.

5. Игра «Я- фотоаппарат»

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека.

Внимательно рассмотрев, что находится на столе, ребенок закрывает глаза и перечисляет все что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только зрительную память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумать разные игры по заданной тематике.

6. Игра «Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Дидактический материал: набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишний.

Ход игры: три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор.

C:\Users\PC\Desktop\naidi-lishnee013.jpgC:\Users\PC\Desktop\naidi-lishnee011.jpg

Можно усложнить данную игру, не показывая картинки, а просто называя слова.

Например: яблоко, груши, апельсин - это фрукты, а лук - это овощ. Поэтому лук лишний.

7. Игра «Слово заблудилось»

Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется не подходящие по смыслу слова. Надо правильно подсказать слово.

Например:

1. На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка).

2. На поляне у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки).

3. Вкусная сварилась Маша(каша),где большая крошка (ложка) наша.

4. На дворе большой мороз, отморозить можно хвост (нос).

8. Игра «Как это можно использовать»

Взрослый называет слово, например, «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать, писать, как градусник для куклы, удочка, скалка и т.д.).

9. Игра «Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький, веселый - грустный, быстрый –медленный, злой – добрый, широкий – узкий и т.д.

10. Игры на развитие восприятия

1.«Узнай что нарисовано?» (в рисунках не хватает существенных деталей, надо узнать, каких).https://fs00.infourok.ru/images/doc/227/40891/1/img3.jpg

3. «Золотой коврик» (залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались)

4. «Найти все одинаковые фигуры» (5 совершенно одинаковых и 5 немного отличающихся фигур).

5. Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью…?»

6. Взрослый предлагает ребенку назвать приметы осени, зимы, весны, лета.

7. Для развития пространственных представлений использовать ситуации из повседневной жизни. Например:

- возьми на самой верхней полке справа книжку;

- нарисуй в центре листа круг, справа квадрат, слева – овал и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей о развитии музыкальных способностей детей

Здесь говорится о том, как можно развить музыкальные способности у детей...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Правильное развитие речи у детей с первых дней жизни

Первый год жизни – период голосовых реакций гуление, лепета, отдельных слогов, возникновение первых слов-понятий.К концу первого года ребенок должен активно использовать 5-15 слов, ...

Памятка для родителей по развитию речи у детей

Помните – чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится!...

Памятка для родителей по развитию связной речи детей.

Уважаемые родители!Помогите, пожалуйста, развить связную речь Вашему ребенку.Обязательно читайте ребенку! Желательно ежедневно. Это научит ребенка слушать, быть усидчивым. Разберите новые, непоня...

Памятка для родителей по развитию памяти у детей

Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребёнка. Её развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени....

Памятка для родителей по развитию связной речи детей.

Уважаемые родители!Помогите, пожалуйста, развить связную речь Вашему ребенку.Обязательно читайте ребенку! Желательно ежедневно. Это научит ребенка слушать, быть усидчивым....