Краткосрочный проект "Народные промыслы России"
проект (подготовительная группа)
Тип проекта: познавательно - практический. Срок реализации: 2 недели. Цель: формировать представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа; изучить традиционыые промыслы России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_promysly.docx | 37.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146»
Краткосрочный проект
«Народные промыслы России»
Авторы проекта:
воспитатель
Цыганова И.Н.
Ширшина Н.А.
муз.руководитель
Углова С.А.
г.Дзержинск
2019г
Актуальность проекта:
«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»
К. Д. Ушинский
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.
О роли и значении народного декоративно- прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова, а также говорили современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.
Реализация краткосрочного проекта «Народные промыслы России» дает возможность более углубленно знакомить детей с народным творчеством в различных игровых, информационных, художественно - творческих формах детской деятельности.
Тип проекта:
Познавательно – практический.
Цель проекта: Формировать представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа;
изучить традиционные народные промыслы России.
Задачи:
Для детей:
Систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны.
Формировать обобщенные знания и умения, различать виды прикладного искусства по назначению (посуда, игрушки, мебель) и основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов декора), устанавливать сходства и различия.
Воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному творчеству, промыслам родного края; уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Развивать творческий потенциал, творческое восприятие, воображение. Вызывать интерес к декоративному рисованию.
Для родителей:
- Стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах, организации вставок.
- Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
- Установление дружеских связей с родителями, обмен знаниям и интересным материалом о народных промыслах России.
- Привлечение родителей к совместной деятельности, к участию в праздничной викторине «Народные промыслы России»
Для педагогов
- Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.
- Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
- Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Народные промыслы России».
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: 2 недели с 12.02.2019 – 26.02.19 года.
Методы работы: Просмотр видеофильмов, презентаций; беседы, рассуждения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы; рассматривание; дидактические игры; индивидуальная и дифференцированная работа.
Формы работы: ООД, выставки, конкурсы, викторины; консультации для родителей, информационные листовки в родительском уголке; подготовка костюмов к празднику совместно с детьми.
Материально-техническое обеспечение: Видеофильмы «Искусство росписи Гжель», «История Дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Ремесло – Хохлома». Предметы народных промыслов. Пособия для рассматривания (альбомы, плакаты). Художественная литература. Художественные материалы в уголке творчества (готовые формы для рисования, шаблоны, трафареты, кисти разные, краски гуашь, акрил, раскраски).
Презентация проекта: Веселая викторина «Народные промыслы России». Выставка изделий художественных промыслов совместно с работами детей в этой тематике: «Изделия расписные, душе моей родные».
Предполагаемый результат:
Дети:
-Сформированность у детей знаний о художественно декоративно – прикладных промыслах России (Хохлома, Гжель, Дымка, Городец).
-Сформированность художественно-эстетических, патриотических чувств в процессе реализации проекта.
-Заинтересованность детей темой о народных промыслах, проявление их познавательной активности (делятся с детьми и взрослыми информацией по теме, рассказывают интересные факты).
-Проявляют интерес к самостоятельному художественно-декоративному рисованию и лепке.
-Возможность участия в игровой праздничной Викторине, где дети смогут применить свои имеющиеся знания о промыслах, поучаствовать в конкурсах, представить свои творческие работы.
Родители:
-Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
-Участие в праздничной Викторине «Народные промыслы России»
-Становление партнерских взаимоотношений родителей и педагогов в совместной реализации проекта.
Педагоги:
-Систематизация и повышение качества работы с детьми по теме «Художественные декоративно - прикладные промыслы России", через различные виды деятельности.
-Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проекта).
-Распространение педагогического опыта в электронных образовательных ресурсах.
-Повышение педагогического уровня в разработке и подготовке наглядно – дидактического материала по теме проекта.
Этапы реализации проекта:
1 – этап подготовительный
Цель:
-Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников о народных промыслах, видах, особенностях.
-Определение уровня сформированности знаний у родителей по теме;
-Выявление состояния развивающей предметно – пространственной среды для осуществления работы по данному проекту
-Разработка проекта
Содержание:
- Мониторинг уровня знаний воспитанников по теме.
- Анкетирование родителей
- Информация для родителей о предстоящей деятельности.
- Подбор видеоматериалов, подготовка презентаций, литературы, наглядности, музыкального материала.
- Организация РППС
2 этап – деятельностный
Цель:
Ознакомление и расширение у старших дошкольников в соответствующей форме с народными промыслами (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец), историей возникновения, технологией приготовления, особенностями цветового и орнаментального решения.
Содержание:
- Реализация проекта
- Обогащение РППС
- Контроль за реализацией проекта
Формы взаимодействия с семьей:
- Помощь родителей в организации выставки изделий народных промыслов
- Помощь родителей в подготовке костюмов для театра моделей «Рукодельницы» и ансамбля «Ложкари»
-Оформление и размещение информации по теме в родительском уголке и на сайте ДУ
- Участие родителей анкетировании
- Проведение совместного праздника
- Рекомендации посетить Дзержинский Краеведческий Музей
Формы работы по проекту
-Творческая мастерская
-Кинозал
-Спортзал «Народные игры»
-Библиотека Жар Птицы
-Игротека «Хочу все знать»
-Музыка народная, простая, хороводная
Интеграция образовательных областей
№№ пп | Название образовательной области | Содержание | Задачи |
1 | “Художественно-эстетическое развитие”: |
«Золотая хохлома», «Дымковская барышня», «Городецкие доски»
|
|
2 | “Познавательное развитие”: |
|
|
3 | “Речевое развитие”: |
Чтение: Л.Яхнин «Веселое слово Хохлома», В.Крупин «Дымка», М.Г.Смирнова «Красная девица», А.Дьякова «Веселая дымка». Л.Гулага «Пестрый хоровод», П.Саянский «Хохломская роспись», отрывок Н.Бедник «Хохлома» Разучивание: Е.А.Никонова «Узоры гжели», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома» Лэпбук «Народные промыслы» (загадки, стихи, пословицы, поговорки, схемы-подсказки для описательного рассказа)
|
|
4 | “Социально-коммуникативное развитие”: |
|
|
5 | “Физическое развитие”: |
| Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры Обращать внимание на красивые народные песни, кричалки |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название |
1 | Организованная образовательная деятельность | «Кружка расписная» «Золотая хохлома» «Городецкие доски» |
2 | Экспериментирование, моделирование | Моделирование ситуаций в коммуникативных играх: «Город мастеров», «Помоги мастеру»; подвижные игры «Заря-заряница», «Вьюн», «Краски», в сюжетно-ролевых играх: «Театр моделей», «Чаепитие у самовара», «Магазин» |
3 | Игра |
сюжетно-ролевые игры: «Театр моделей «Рукодельница», «Чаепитие у самовара», «Магазин» |
4 | Самостоятельная работа детей |
|
5 | Взаимодействие с родителями |
|
3 этап – итоговый
Цель
Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников, полученных в ходе реализации проекта, проанализировать РППС, уровень заинтересованности родителей в проектной деятельности.
Содержание
1.Организация выставки творчества воспитанников по теме «Народные промыслы России» в музыкальном зале, по четырем промыслам.
2.Организация и проведение праздничной викторины, совместно с родителями.
3.Оценка эффективности реализации проекта.
4.Обобщение педагогического опыта.
5. Определение перспектив работы.
Заключение
В результате реализации проекта на наш взгляд поставленные задачи были реализованы в полном объеме.
Был составлен тематический план организации деятельности детей и взрослых.
Работа по проекту осуществлялась в различных направлениях деятельности (с детьми и их родителями) :
познавательной, игровой, художественно-творческой , физкультурно-оздоровительной, музыкальной.
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: альбомы, наглядные пособия, иллюстрации, плакаты, дидактические игры, лэпбуки т.д. В процессе деятельности дети учились рассуждать, анализировать, делиться полученными знаниями и впечатлениями. Работа проходила последовательно и в системе.
При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе реализации проекта дети получили представления о промыслах (Хохломская роспись, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Гжельская посуда), о назначении изделий, материалах, узорах. Особенно живо, с интересом ребята смотрели видеофильмы о производстве изделий, ведь в каждом представленном промысле есть очень интересные, загадочные моменты. Например, как серебряный цвет на хохломской посуде превращается в золотой и др. Ребята узнали много новых слов, познакомились с их значением, происхождением. Например, само название – Дымковская игрушка, почему именно «Дымковская»? Конечно читали и заучивали стихи, загадки, пословицы и поговорки, сказочные истории о возникновении промыслов.
Провели конкурс чтецов «Мастера российские».
Особое внимание было отдано продуктивным художественным формам работы. Когда ребята превращались в мастеров, ремесленников и имели возможность украшать изделия росписью – травинки, купавки, птички, колечки. А ведь у каждой росписи свой колорит, свой цвет, свои неповторимые элементы и композиционные решения.
Данная деятельность способствовала развитию познавательного интереса к изучению народного искусства, вызвала заинтересованность к этой теме, формированию патриотических чувств к свое Родине, своему талантливому народу, способствовала развитию художественно – эстетического вкуса, художественных, творческих умений.
При реализации проекта использовались вариативные форы работы.
Были созданы условия для развития познавательной, речевой активности, любознательности, самостоятельному познанию и размышлению, творческой активности, что способствовало гармоничному развитию личности.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми : организованная образовательная деятельность, самостоятельная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение с художественной литературой, беседы, викторины.
Выразить свою индивидуальность и художественные предпочтения удалось нашим девочкам. Был создан театр костюма «Рукодельницы». Девочки создавали элементы костюмов – кокошники, фартуки, расписывали их декоративными узорами в любимом народном жанре. Под красивую музыку девочки демонстрировали костюмы, почувствовали себя настоящими русскими красавицами. Им очень понравилось своими руками создавать детали костюмов.
А мальчики стали участниками ансамбля «Ложкари», познакомились с историей появления деревянной ложки, расписали ее в хохломской стилистике и научились играть на настоящих хохломских ложках!
Занимаясь художественной деятельностью у ребят была возможность познакомиться ближе с разными видами росписей, стать настоящими мастерами – и дымковская игрушка, и деревянная посуда, и глиняная посуда оживали под кистью ребят. Все работы ребят оформлялись в выставки и использовались для украшения зала к празднику.
Родители стали нашими активными помощниками и участниками. Если в самом начале проекта мы слышали вопрос: «А что такое народные промыслы?», то на итоговой праздничной викторине родители активно помогали ребятам выполнять задания и показывали свои знания. Общими усилиями была собрана выставка изделий «Изделия расписные, сердцу дорогие». Как говорится, «по сусекам поскребли», и нашли дома удивительные рукотворные изделия русских мастеров.
Итогом работы по проекту стала «Праздничная викторина. Народные промыслы России». Праздник прошел в музыкальном зале, в теплой, дружеской атмосфере. Ребята продемонстрировали родителям свои знания, стихи, песни, частушки, демонстрировали костюмы. И самое главное – выполняли задания, участвовали в викторине и играх. Со всеми заданиями ребятам помогали родители, активные участники наших команд.
Самая главная задача была выполнена – вызван устойчивый интерес к народным промыслам, искусству созданному простым народом и основанном на народных началах. Ребята полюбили народное искусство, много узнали про него и сами захотели стать художниками – ремесленниками. Матушка Россия такая богатая, такая красивая – сколько еще всего можно нарисовать, отразить эту красоту на различных изделиях, сделанных талантливыми, «золотыми» руками человека.
Литература
А.Г.Гогоберидзе «Художественно – эстетическое развитие» Санкт- Петербург «Детство –Пресс» 2016
Н.Н.Леонова «Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников» Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2014
И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» подготовительная группа Санкт –Петербург «Детство – Пресс» 2018
Т.Н.Карачунская «Музейная педагогика в изобразительной деятельности Интегрированные занятия» Москва «Сфера» 2005
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду Старшая группа» Москва «Сфера» 2016
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду Подготовительная группа» Москва «Сфера» 2016
В.С.Горичева «Сказку сделаем из глины…» Ярославль «Академия развития» 1998
Н.Б.Халезова «Декоративная лепка в детском саду» Москва «Сфера» 2005
М.В.Тихонова «Красна изба…» Санкт- Петербург «Детство – Пресс» 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Знакомство с народными промыслами России"
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена...
Паспорт проекта Краткосрочный проект по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно -прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративным-искусством , котор...
Краткосрочный групповой проект «Народные промыслы России» (старшая группа)
Данный материал может быть очень интересен и полезен....
Паспорт краткосрочного проекта по декоративно-прикладному искусству "Народные промыслы России"
развивать у детей познавательный интерес к руссокму декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования опыта и знаний детей в их творческой деятельности....
Краткосрочный проект в подготовительной группе "Народные промыслы России"
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями....
Краткосрочный проект в средней группе № 1 «Русские народные промыслы России. Традиции и культура России»
Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: 1 неделяУчастники проекта: дети средней группы, воспитателиВозраст детей: 4-5 летПроблема: В современное время познавательны...
Краткосрочный проект «Народные промыслы России»
Актуальность проекта:Изучение и создание народных промыслов помогает детям понять и ценить традиции и культуру своего народа или других народов. Это способствует сохранению и передаче культурного насл...