Конспект занятия по исследовательской деятельности
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лобанова Людмила Николаевна

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Мыльные пузыри»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Мыльные пузыри»

Цель:

  • Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: может растворяться в воде, образует пленочку.

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
  • Образовательные: продолжать формировать у детей умения самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Помочь детям освоить новый способ рисования и правильно пользоваться материалом: дуть в трубочку, прикладывать лист бумаги к пузырькам, не касаясь края стаканчика.
  • Развивающие: развивать у детей мышцы рта, тренировать дыхание, а также развивать быстроту мышления, развивать творческое воображение. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.

Материал для занятия:

  • жидкое мыло,
  • вода,
  • шампунь,
  • стаканчики,
  • коктейльные трубочки,
  • салфетки;

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций и слайдов с абстрактными рисунками.

Ход организационной образовательной деятельности:

(Дети стоят каждый возле своих столиков, на котором стоят стаканчики с водой, жидкое мыло, шампунь, коктейльные трубочки).

- Ребята, отгадайте-ка пожалуйста загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

(Воздушный шарик)

- А вы знаете, что воздушные шарики – это старшие братья мыльных пузырей, которые живут в далекой сказочной стране, где днем спят звезды, а ночами играют облачка, где одновременно можно увидеть веселое лето и плаксивую осень, завьюженную зиму и вечно молодую весну. Они очень любят прилетать к нам на землю и играть с ребятами.

- А вы хотите попасть в страну мыльных пузырей?

Но для этого нужно отгадать загадку:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные.

(Шары).

В мыльной воде родился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел - лопнул!

(Мыльный пузырь)

Взлетает шар надутый,

Прозрачнее стекла.

Внутри его как будто

Сверкают зеркала.

ыльный пузырь).

- А теперь ребята, для того чтобы попасть в страну мыльных пузырей, мы развернемся вокруг себя с закрытыми глазками.

- Вот мы и попали в страну мыльных пузырей, а теперь давайте присядем за столики!

(Превращение воспитателя в профессора)

Мыльный пузырь – это тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью. Плёнка пузыря состоит из тонкого слоя воды, заключённого между двумя слоями мыла, которые защищают воду от быстрого испарения. Пузырь существует, потому что поверхность воды имеет натяжение, которое даёт эластичность.

Соломинку простую сейчас возьму я в рот,

Потом слегка подую в соломинку - и вот,

Сияя гладкой пленкой, растягиваясь вширь,

Выходит, нежный, тонкий, раскрашенный пузырь.

- Производить опыты нужно медленно, осторожно, спокойно. Освещение должно быть яркое: иначе пузыри не покажут своих радужных переливов!

1 опыт. Возьмите стакан, смешайте жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опустите петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, и получается пузырь.

2 опыт. Смочите рабочую поверхность. (Поверхность гладкая: стекло, сталь, пластик, или пластиковую тарелку.) Обмакните соломинку в мыльный раствор, выдуйте пузырь и осторожно положите на стекло – получится купол.

3 опыт. Хорошо смочите соломинку в мыльном растворе, осторожно проткните первый купол и подуйте в соломинку – внутри образуется купол меньшего размера. (повторить 3 раза) Каждый новый купол не должен соприкасаться с предыдущим.

Физминутка.

Проводится игра «Мыльные пузыри».

Много мыльных пузырей, (рисуем руками маленькие пузыри)

Много радужных друзей, (рисуем руками радугу)

Много круглых толстяков (гладят свой живот)

Много милых добряков (друг другу улыбаются)

Летят по воздуху гурьбой

Вполне довольные собой (имитация полёта на месте)

Но вдруг один чихнул: «Апчхи!!!»-

И разлетелся на клочки (первый пузырь присел)

«эй, первый! Будь здоров, старик!»

Сказал второй и лопнул вмиг (второй присел)

За ним и третий звонко: «Бах!»

Четвёртый: «Чпок!»

И пятый: «Ах!»

И следующий: «Бац!»

За ним ещё: «Хлоп, хлоп!» (присели шестой и седьмой)

Вздохнул пузырь «Ох, ох!»

Какой у них переполох (присел восьмой).

И вот последний мыльный пупс,

Пожав плечами, лопнул «Упс!» (присел девятый и десятый)

- Давайте с вами возьмём соломинку и сделаем мыльный пузырь. Вглядитесь внимательно, дети, в пузырьки. Какие цвета вы в них увидели?

(Дети рассказывают, что пузырьки прозрачные, но в них видны цвета радуги, называют их).

- Ребята, мыльные пузыри бывают не только прозрачными, но и разноцветными. И такими пузырьками можно рисовать, хотите научиться?

(Да)!

- Ребята, возьмите баночки, сделайте воду цветной – положите в баночку ложку краски и перемешайте. А сейчас обратите внимание, что нужно сделать. Я беру соломинку, вдыхаю носиком воздух, а выдыхаю ртом через соломинку. Выдыхаю осторожно. Дую в соломинку и пузыри поднимаются, закрываю пузыри листом, и на листе отпечаток мыльных пузырей. А теперь этот же лист положим на баночку с другим цветом, затем с другим. И у нас получится разноцветные рисунки мыльных пузырей.

- Какие вы молодцы ребята! Нарисовали такие красивые рисунки!

Итог мероприятия.

(Детские рисунки раскладываются на столе, дети располагаются вокруг рисунков).

- А теперь ребята, давайте-ка мы вернемся из страны мыльных пузырей к себе в группу и возьмем с собой наши прекрасные рисунки! (разворачиваемся вокруг себя с закрытыми глазами и попадаем к себе в группу)

- Ребята, оказывается мыльными пузырьками можно нарисовать такие чудесные картинки. Расскажите, что вы увидели в своих мыльных пузырьках? (Дети поочередно рассказывают, затем выбирают, кому какая работа понравилась и почему).

Рефлексия:

-  Детки, а где вы сегодня были? (в стране мыльных пузырей)

- А что вы там делали? (Учились делать мыльные пузыри и рисовать ими)

- Что узнали нового? (Воздушные шары - это старшие братья мыльных пузырей, которые живут в далекой сказочной стране)

- Как делают мыльные пузыри (Если в тепленькой водичке развести мыло, капельку шампуни взять трубочку и подуть, то образуются мыльные пузыри)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

"Карлсон в гостях у ребят" Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе

Занятие знакомит детей со свойствами воздуха, формирует представление о значении воздуха для всего живого....

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «В гостях у Повелительницы Воды»

Задачи: Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые ...