Конспект на тему: "Путешествие по временам года"
учебно-методический материал (средняя группа)

Исаева(Ризаева) Диана Зейнудиновна

Конспект на тему "Путешествие по временам года" составила воспитатель первой категории Исаева Диана Зейнудиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_vremenam_goda.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Исаева Д.З., воспитатель

ГБДОУ детский сад №30 Василеостровкого района

Санкт-Петербурга.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Путешествие по временам года»

Цель: Обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях  в  природе, расширять представления о диких животных, насекомых.

Образовательные задачи:

Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года.

Закрепить представление о геометрических фигурах, формировать умение группировать их по различным признакам.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь детей, мелкую моторику пальцев рук, умение соотносить движения рук и ног в соответствии с текстом.

Совершенствовать навык ориентировки на плоскости, развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе.

Образовательные области:

«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: луг, названия детенышей животных, насекомые, овощи, фрукты.

Материалы и оборудование: письмо; картинки - хозяйки Времен года; слайд – воздушный шар; картинки животные, луг; мяч; геометрические фигуры; разрезные картинки «Времена года»; кусочки льда, холодная вода, тарелочки. 

 Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Времена года», «Овощи, фрукты». Беседы. Дидактические игры «Чей малыш?», «Чудесный мешочек». Опыты с водой.

Ход занятия.

Организационный момент (проводится в кругу).

Собрались все дети в круг, я твой друг, и ты мой друг.

Дружно за руки  возьмемся, и друг другу улыбнемся.

I. Воспитатель: - Ребята, сегодня утром  нам в группу пришло письмо. На нем написано «Детям средней группы «Колобок». Адресовано нам, а от кого не написано. Прочитаем, что в нем написано?

Воспитатель открывает  письмо и  читает.

Четверо художников, столько же картин.

Белой краской выкрасил, всё подряд один.

Лес и поле белые, белые луга

У осин заснеженных, ветки, как рога.

У второго синие небо и ручьи

В синих лужах плещутся, стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки-кружева,

Первые проталинки, первая трава.

На картинах третьего, красок и не счесть,

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые в небе облака.

А четвёртый золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды,

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам

Кто же те художники?

Догадайся сам?

                                      Матушка Природа.

- Кто догадался, о каких художниках шла речь в стихотворении? (зима, весна, лето, осень)

- Как можно их назвать одним высказыванием? (времена года)

II. Воспитатель: 

- Матушка природа, хочет  узнать, все ли художники  справились со своей работой, и  предлагает нам  отправиться  в путешествие по разным временам года. А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Мой любимый теплый воздух.

Со мной творишь ты чудеса,

И как в прекрасной дивной сказке

Я поднимаюсь в небеса.

       В дороге нам поможет дружба, и смелость тоже нам нужна….

       Вы догадались, кто же я?   (воздушный шар)

- Скорее в путь мои друзья!

(На экране слайд: воздушный шар)

Дети произносят слова:

Мы летим под облаками, а земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка, и дома, и человечки.

1 остановка: 

Воспитатель:

Белой краской выкрасил, всё подряд один.

Лес и поле белые, белые луга

У осин заснеженных, ветки, как рога.

Воспитатель: 

- У какого художника мы  в гостях? (У Зимы)

- Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

- Какая  зима?

(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).

Опыт «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Перед детьми контейнер с водой.

Воспитатель: Что мы знаем о воде?  Вода,  какая? (жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса).  Какой она формы? ( Вода меняет форму, потому что она жидкость) .Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.)

Рассматривают кусочки льда.

Воспитатель: Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? (Дети пробуют это сделать). Какой формы лёд? (Лёд сохраняет форму)

Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке.

- Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?

2 остановка:

 Дети произносят слова:

Мы летим под облаками, а земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка, и дома, и человечки.

Воспитатель: 

У второго синие небо и ручьи

В синих лужах плещутся, стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки-кружева,

Первые проталинки, первая трава.

- Хозяйка Весна встречает нас.  (На мольберте  Весна – красна)

- Какая весна?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.).

- Что хорошего вы знаете о весне?

(природа оживает, появляются подснежники – первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)

- Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)

- Кто весну на крыльях приносит? (птицы.)

- Как называются эти птицы? (перелетные.)

- А как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (зимующие) 

Весной у животных появляются детки.

Игра “У кого кто”. Воспитатель называет животных, ребенок прикрепляет на мольберте картинку и называет их детенышей (у белки – бельчата, у зайца – зайчата, у медведя – медвежата,  волка – волчата, ежа – ежата)

Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на воздушный шар.

 3 остановка:

Дети произносят слова:

Мы летим под облаками, а земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка, и дома, и человечки.

 Воспитатель: На картинах третьего, красок и не счесть,

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые в небе облака (Лето)

Воспитатель:

- Какое лето? (теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

- Что хорошего несет с собой лето? (веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)

- Посмотрите,  мы оказались с вами на лугу? (Картинки на мольберте)

- Как думаете, кого и что мы встретим на лугу?

- Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать, так мы назовем многих насекомых, которые живут на лугу (на каждую отгадку показывается картинка)

Черен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

А сядет – молчит (жук)

Не птица, а с крыльями,

Над цветком летает,

Медок собирает (пчела)

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает,

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а нектар собирает.

(бабочка)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку,

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка (кузнечик)

- Молодцы! Справились! А теперь отдохнем и поиграем в игру «Кузнечики»

                                                       Физминутка:

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики

(движение по тексту)

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко!

Прыгай на носках легко.

Воспитатель: Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на воздушный шар.

4 остановка:

 Дети произносят слова:

Мы летим под облаками, а земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка, и дома, и человечки.

Воспитатель: А четвёртый золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды,

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам.

 - Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

- Чем осень может огорчить? (пасмурной, дождливой погодой) 

- Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. А теперь представьте огород, в котором выросли овощи.

Огород и сад в порядке,

Ты земля еще рожай

Мы собрали … (урожай)

Игра с мячом «Овощи, фрукты» (Дети встают в круг, кому попадает мяч, называют  овощ или фрукт)

Воспитатель: Молодцы!

 Д/и «Найди свой домик»

Воспитатель предлагает выбрать геометрическую фигуру и по сигналу найти свой домик (дети называют фигуру). Каждая группа детей выполняет задание «Разрезные картинки» (составить картинки, объединить их в одно целое изображение время года)

Работа детей.

Рассказать о своей сюжетной картине (Каждая группа доказывает, какое время года изображено на картинке)

Воспитатель:

- Чтобы в природе не было путаницы, времена года приходят по очереди.

Давайте на мольберте расположим картины в определённой последовательности.

- Какое время года следует за зимой? За весной? За летом? За осенью? (Дети выставляют на мольберте картинки)

-Молодцы ребята, вы все справились с заданиями.

-Но нам пора возвращаться домой.

-Вот и закончилось наше путешествие.

Куда мы с вами сегодня путешествовали?

- Что вам понравилось, запомнилось?

- В чём возникали трудности?

- Как вы с ними справились?

- Я предлагаю вам нарисовать свое любимое время года.

Дети проходят за столы, приступают к работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия по образовательной области: «Познание» с использованием русских народных подвижных игр Тема «Путешествие на машине времени»

Конспект содержит русские народные игры, загадки, художественное слово.Интеграция образовательных областей:«Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация»....

Конспект непосредственно образовательной деятельность в старшей группе на тему «Путешествие по планетам времени»

Цель: совершенствовать знания детей о временных представлениях.Задачи:Обучающие задачи.Формировать представления о последовательности частей суток, дней недели, времен года и правильно их называть.Фор...

План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по реке времени в прошлое города Сызрани»

План-конспект об истории города Сызрани,об основных  видах ремесел ,о бережном отношении к хлебу и о любви к родному краю....

конспект нод Тема: « Путешествие по временам года».

конспект нод Тема: « Путешествие по временам года»....

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...