Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 213» Октябрьского района г. Саратова
410004 г. Саратов, ул. Дегтярная, 11А, т/ф 8(452)29-33-53 E-mail: d.sad-213@yandex.ru
Выступление на городском семинаре «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
по теме: Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
Подготовила: Пролеткина Надежда Геннадьевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 213»
Саратов – 2018
«Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». В.А. Сухомлинский»
Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования являются игровые технологии.
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства.
В условиях введения и реализации ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии и как их использовать в образовательном процессе?
Технология это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
Цель игровых технологий - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Существует несколько классификаций игр детей дошкольного возраста. Для Вашего внимания предлагаю одну из классификаций по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой:
- Игры, возникающие по инициативе детей:
- Сюжетно ролевые,
- Режиссёрские,
- Театрализованные,
- Игра - экспериментирование.
- Игры, возникающие по инициативе взрослого:
- Игры обучающие,
- интеллектуальные,
- дидактические,
- подвижные,
- музыкально-дидактические,
- игры развлечения,
- театрально постановочные игры.
- Игры, идущие от исторически сложившихся традиций: традиционные или народные игры.
Игровая деятельность в жизни ребенка выполняет несколько функции:
- развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения; самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей;
- функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
По виду деятельности все игры можно разделить на:
а) физические;
б) интеллектуальные;
в) трудовые;
г) социальные;
д) психологические.
По характеру педагогического процесса игры можно сгруппировать на:
а) познавательные - направленные на расширение кругозора, познавательной деятельности; формирование определенных знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.
б) воспитательные - направленные на воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
в) развивающие - направленные на развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, развитие творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
г) социализирующие - направленные на приобщение к нормам и ценностям общества; адаптацию к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
д) обучающие, тренировочные;
е) продуктивные, творческие;
ё) коммуникативные, диагностические.
Позволю себе напомнить, что согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности ребенка по пяти образовательным областям.
В нашей Образовательной программе и рабочих программах по образовательным областям запланировано и используются в деятельности с детьми все игровые технологии:
- Социально-коммуникативное развитие осуществляется с помощью игровых технологий, таких как:
- Сюжетно-ролевые игры;
- Театрализованные игры;
- Игры – драматизации;
- Режиссерские игры и др.
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Здесь следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации, игры-эксперементирования, направленные на получение и закрепление знаний, развитие познавательных способностей.
- В речевом развитии применение игровых технологий позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Так в своей работе можно использовать следующие игровые технологии:
- Игры, направленные на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
- Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики.
- Игры, направленные на развитие дыхания и голоса.
- В художественно-эстетическое развитии с помощью игровых технологий позволяет знакомить детей с искусством, развивать интерес к творчеству, знакомить с традициями народов, происходит понимание произведений искусства, мира природы.
- В физическом развитии мы используем игры, направленные на здоровьесбережение, игровые тренажеры и игры для развития и коррекции движений, способствующие физическому развитию.
В 2017-2018 учебном году одной из реализуемой годовой задачей является «Продолжить формирование системы работы по экспериментальной и проектной деятельности с детьми дошкольного возраста через игровую деятельность». В рамках этой задачи педагогическим коллективом была проводится следующая работа:
- Подбирается методическая литература и дидактический материал по теме;
- Проведена методическая неделя «Игра как форма организации детской деятельности», с целью привлечения внимания педагогов к проблемам организации детской игры;
- Проведен смотр-конкурс «Создание условий для игровой деятельности детей дошкольного возраста», педагоги повышают свой профессиональный уровень по вопросам организации игровой деятельности детей через консультации, круглые столы, семинары-практикумы, открытые просмотры сюжетно-ролевых игр, игр-экспериментов, проектную деятельность по разным темам (последняя тема «В гостях у сказки», в данный момент идет работе по проекту «Космос для детей»);
- Продолжается работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды своими руками (изготовление различных дидактических игр, в том числе Лэпбуков).
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Использование игровых технологий в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации образования, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»
Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опыт работы по применению игровых технологий в ДОУ....
Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...
Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно бы...
Мастер-класс "Использование игровых технологи в образовательном процессе ДОУ"
Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить опыт работы по теме, обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решени...
Презентация " Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ"
В данной презентации содержатся методы и приёмы в работе с детьми...
Презентация на тему "Использование игровых технологий в образовательном процессе"
Презентация на тему "Использование игровых технологий в образовательном процессе"...