КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности «МОЯ КОПИЛКА»
материал (старшая группа)

Ручкина Ольга Алексеевна

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
  • познакомить с понятием «доход», «расход»;
  • закрепить у детей представления о пользовании деньгами;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_moya_kopilka.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 10»

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по финансовой грамотности

«МОЯ КОПИЛКА»

Группа детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Подготовил:

Ручкина О.А., воспитатель

Тульская область, г. Новомосковск

2018 г.

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
  • познакомить с понятием «доход», «расход»;
  • закрепить у детей представления о пользовании деньгами;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: Денежные сбережения, доход, расход

Материал:

  • демонстрационный:  игрушка би-ба-бо «Бельчонка» или игрушка «Бельчонка»;  сундук – копилка; слайд – картинки с изображением копилок; видео (слайд) с изображение белки и её припасов; видео (слайд) с изображением Буратино; мяч.
  • раздаточный: карточки с изображением лисы с кошельком с изображенной цифрой (5,6,7 – по выбору) обозначающую «денежную купюру» и ее желаемые покупки с указанием цены каждой; видео (слайд) с изображение белки и её припасов; схема потребностей -  на поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность;  пять монет.

ХОД

Воспитатель: Ребята, сегодня наш друг Бельчонок (воспитатель одевает игрушку би-ба-бо «Бельчонка» или берет в руки игрушку «Бельчонка») пришёл к нам не с пустыми руками. Он принес вам интересный предмет, а что это вы узнаете отгадав загадку:

Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.   (копилка)

Ответы детей

Воспитатель:  Верно, это копилка. (Демонстрирует копилку).

Воспитатель: А кто из вас знает, что такое копилка?

Ответы детей

 Воспитатель: Ребята поднимите руки у кого из вас есть копила? Опишите их, какие они?

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно, Копилка - это емкость, которое имеет специальное отверстие для хранения и накопления монет или купюр. Как правило, обычная копилка представляет собой полую керамическую фигурку. Формы копилки бывают разными  в виде (демонстрация картинок-слайдов копилки): животных, фруктов, овощей и т.д.

Складывать деньги в современные копилки – одно удовольствие! Некоторые из них сами считают деньги, которые в них хранятся, и показывают общую сумму на маленьком дисплее. А ещё есть удивительная копилка-головоломка. Положить туда деньги просто, а вот чтобы достать их, придётся поломать голову!

Воспитатель: Для чего нужна копилка?

Ответы детей

Воспитатель: Мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги?

Ответы детей

Воспитатель: Что на них можно купить?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Деньги нам нужны:

(Ответы детей)

  • для покупки продуктов питания;
  • для оплаты бытовых услуг;
  • для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
  • для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
  • для оплаты проезда на транспорте;
  • для покупки подарков;
  • для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

  • Если мы едим на автобусе, мы платим?
  • Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Звучит телефонный звонок

Воспитатель: ребята нам пришло видео письмо, (на экране появляется буратино и говорит)

Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь! Я на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с кучей денег, чтобы купить курточку для папы Карло, но дерево не выросло. Помогите мне разобраться как «вырастить» деньги, ваш Буратино.

- Ребята поможем Буратино?  Но это дело  не простое…, что нам нужно сделать, чтобы Буратино понял, как обращаться с деньгами?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте  перейдем к делу и научим Буратино, как обращаться с деньгами! Кто из вас знает за, что можно получить деньги?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята! А что такое доход и расход и откуда у взрослых берутся деньги, вы знаете?

Ответы детей:

Воспитатель: Послушайте сказку:

          Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию.  

Воспитатель: Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?

Ответы детей: Зарплата, пенсия, стипендия. 

Воспитатель: Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

А вот то на что мы их тратим - это РАСХОД.  Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

           Воспитатель: Чтобы закрепить, что такое доход и расход, я вам предлагаю поиграть в игру которая, так и называется «Доход – расход»:

Я начну читать сейчас, а вы кончайте

Хором мне вы отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграла приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала  бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Воспитатель: Ребята внимательно посмотрите на задание. На карточке изображена лиса. Она получила зарплату. Зарплата – это доход? (ответы детей)

Она хочет купить товар. Покупка товара – это расход? (ответы детей)

Вам необходимо определить, а лисе хватит заработной платы на задуманные покупки?

(На столах лежат карточки, с изображением лисы с кошельком с изображенной цифрой (5,6,7 – по выбору) обозначающую «денежную купюру» и ее желаемые покупки с указанием цены каждой. Дети должны определить хватит ли лисе средств для желаемых приобретений. Если «ДА», то они рисуют красную линию к кошельку, если «НЕТ», то рисуют синюю линию к кошельку.)

Воспитатель: Ребята посмотрите на экран.

(На экран выводится изображение белки и её припасов).

Внимательно послушайте задание:

«Белка всё лето и осень делала запасы орехов на зиму. Назовём их доходом белки. Вам необходимо определить - сколько у неё спрятано орехов».

Ответы детей:

Воспитатель: Каждую зиму белка съедает по 6 орехов. Хватит ли ей запасов этой зимой? А что –  ещё  останется у неё?

Ответы детей:

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, все ли деньги нужно тратить?

Ответы детей: Нет, остатки можно положить в копилку.

Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем распределить доход по потребностям. Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш доход по потребностям, не забывая выделить важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

(выполнение задания детьми, объяснение своего выбора.  Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, купить одежду – 1 монета, на продукты – 1 монета)

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Физминутка:

«Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)                                                                                                                    

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)         

            Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)    

            Дом, в котором мы живём.                                    

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)                                                       

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)                                                                                                                                                        

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)  

            Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

Ответы детей: не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

Воспитатель: Правильно, на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.

Воспитатель: Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.

Ответы детей:

  • Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
  • Сегодня густо, а завтра — пусто.
  • Считай деньги в своем кармане!
  • Цыплят по осени считают.
  • Лиса и во сне кур считает.
  • Запасливый лучше богатого.
  • Подрасту — свое наживу.
  • Деньги счет любят. /Без счета и денег нет/.
  • Без копейки рубля не бывает. /Копейка рубль бережет/.
  • Из копеек рубли вырастают.
  • Не деньги богатство - бережливость да разум.
  • Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.
  • Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!

Воспитатель: Молодцы! Мы будем помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята. Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться.

Воспитатель: А сейчас давайте напомним Буратино правила обращения с деньгами:

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Бережно относиться к деньгам.

6. Деньги можно накопить или потратить.

7. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».

На доске появляется Буратино и говорит

Буратино: Спасибо, ребята! Я понял, как нужно обращаться с деньгами. Теперь я буду трудится, а полученные деньги буду копить  в своем сундучке-копилке, а потом я смогу купить своему любимому  папе Карло куртку. До свидание!

Воспитатель: Целый час мы занимались, и немножко баловались, а теперь детвора, отдыхать нам пора!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по финансовой грамотности детей подготовительного дошкольного возраста Тема: «Финансовая азбука»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста,создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Задачи:1. Формировать представления детей о поня...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности По финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект помогает сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности. Познакомить детей с историей возникноведения денег и их ролью в жизни человека. Закрепить представления детей о внешнем вид...

Очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» Конспект непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Город игрушек»

Вашему вниманию представлен конспект непрерывной  образовательной  деятельности по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Город игрушек» Образовательная деятел...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе

Технологическая карта непрерывной образовательной  деятельности  по финансовой грамотности  в  старшей  группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе по теме «Поможем роботу Бину»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе по теме «Поможем роботу Бину»...