Этнокультурное образование. «Коренные народы Сахалина, их традиции»
план-конспект занятия
«Родной край, его история, традиции – основа, на которой только и
может осуществляться рост духовной культуры всего общества»
Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная.
Народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.
Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут малочисленные коренные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы.
Вопросом этнокультуры коренных народов севера Сахалина занимались следующие ученые: Л.И. Шренк, Л.Я. Штернберг, Е.А. Крейнович, В.Н. Савельева и др. Все ученые отмечали неповторимость языка и традиций коренных народов севера Сахалина от проживающих рядом соседей.
Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.
Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сахалинской области становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Необходимость проведения таких занятий в дошкольных учреждениях связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажется они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Поэтому надо, вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
Цель занятия – познакомить детей с историей, народными традициями, культурой родного края, способствующих развитию этнотолерантности в детях.
Задачи:
- Познакомить с историей Сахалинской области, обычаями, традициями коренных народов севера и русского народа.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Расширить знания основ культуры и искусства наших предков, помочь ребенку ощутить себя в потоке времени как продолжателя дела предков.
- Способствовать развитию у детей навыков познавательной, творческой деятельности.
- Активизировать словарь детей (род, родичи, орудия промысла, поселения, путина, ритуальный обряд, духи, жертвоприношение, поверье, обряд). Учить детей поддерживать беседу, высказывать свои суждения, отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения.
- Воспитывать у детей любовь и гордость к родному краю, приобщить детей к таланту и мастерству предков и бережному отношению ко всему тому, что они создали и оставили нам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 27 КБ |
pril.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход НОД
Организационный момент. Дети встают в круг и начинают занятие с приветствия «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, тонкий тополек!
Мы живем на Сахалине -
Этот остров есть в России!
Воспитатель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня я хочу поговорить с вами о нашем острове. Как называется остров, на котором мы живем, наш город?
Дети: Остров Сахалин, город Южно – Сахалинск.
Воспитатель: Ребята, Сахалин – край многонациональный, рядом с нами живут народы разных национальностей. (Слайд 2)
Назовите, какие национальности вы знаете?
Дети: русские, армяне, корейцы, нанайцы и т. д
Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области, которые первыми стали жить на Сахалине - Нивхи, ороки (уильта).
Воспитатель: Нивхи - небольшой народ, населяющий остров Сахалин, нивхи в переводе означает «человек». Жили нивхи зимой в зимнем жилище «то - раф», похожем на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом. Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты. (Слайд 3)
Когда наступало лето, Нивхи переселялись в летние жилища «ке - раф», их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье. (Слайд 4)
Жили они небольшими группами. В семье жили родители и их сыновья, престарелые родичи или сироты. Жили они все дружно, помогая и заботясь, друг о друге. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. (Слайд 5)
- Они занимались ловлей нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя, сбором лесных ягод, орехов, рыболовством. (Слайд 6)
Физминутка: нивхская игра «Ручейки, реки, озера»
Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки.
Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.
Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие.
Дети, цепляясь друг за другом, бегают в колоннах.
Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие.
Дети выстраивают несколько кругов по 5-6 человек.
Воспитатель: Другие самые малочисленные коренные народы Сахалинской области – это ороки (уилъта). (Слайд 7)
А вот от какого слова произошло название этого народа, вы отгадаете сами, разгадав народную загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
Дети: Олень.
Воспитатель: Молодцы! Название коренного народа произошло от слова – олень.
Я предлагаю вам поиграть в игру «У оленя дом большой» (дети встают в круг и повторяют движения с увеличением скорости)
У оленя дом большой.
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежит.
В дверь к нему стучит.
Тук-тук дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц забегай.
Лапу мне подай.
Воспитатель: Ороки, так же как и нивхи занимались охотой, рыболовством, сбором ягод и оленеводством. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. (Слайд 8)
Ороки представляют собой единый народ, имеющий свою общую национальную культуру. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции. Древним рыболовам и охотникам было свойственно одушевлять окружающий мир, то есть представлять явления природы (ветер, море, лес) живыми. Такое отношение к природе и окружающему миру нашло свое отражение в обрядах и поверьях. Одним из самых могущественных духов считался хозяин моря. С глубокой древности рыболовство занимало и занимает поныне важное место в традиционной жизни малочисленных народов Севера. Их жизнь во многом зависела от удачной путины. Путина обязательно начиналась с обряда «Кормления духа - хозяина воды». (Слайд 9, 10)
И сейчас ежегодно перед летней путиной проводится праздник-обряд «Кормление духа - хозяина моря». Ритуальный обряд проводят уважаемые люди - старейшины из числа коренных народов Севера. Они бросают в воду из корытца разные кушанья, упрашивая «хозяина воды» пригнать в сети как можно больше рыбы.
- Ребята, а вы знаете, какую рыбу ловят на нашем острове?
Дети: горбушу, кету, корюшку, красноперку, кунжу, камбалу.
Воспитатель: А вы ходили когда–нибудь на рыбалку? Если нет, то сейчас мы с вами отправимся ловить рыбу.
Подвижная игра «Удачный улов».
В начале игры одного участника выбирают «рыбаком». Остальные «рыбки». «Рыбак» гоняется за «рыбой». Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком». «Невод» «рыбака» начинает разрастаться, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба».
Заключительная часть.
Рефлексия: Ребята, о чем мы сегодня говорили?
С какими народами крайнего севера мы познакомились на занятии?
Как переводится название северного народа Нивхи?
Какой праздник любили отмечать Ороки?
Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.
Посмотрите, сколько разных народов живет на нашем острове Сахалин. Все они разные со своими обычаями и традициями. И чтобы наш родной Сахалин развивался и процветал нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга. (Слайд 11)
Вывод
В результате формирования у детей дошкольного возраста этнокультуры толерантного отношения к людям других народов живущих на территории Сахалинской области можно сделать вывод:
Ознакомление дошкольников с историей родного края – важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свой народ, свой город, свою страну. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.
Формируя этнокультуру и толерантность у дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Цель занятия достигнута, дети познакомились с историей, народными традициями, культурой родного края. Задачи выполнены.
Список использованной литературы
- Ильченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности/ Дошкольное
воспитание, 2004.№8.С. 20-22.
- Изучение русского и национального языков в школах//Нивхи Сахалина:
Современное социально – экономическое развитие/ [С.Н. Еремин, Ч.М. Таксами, В.С. Золототрубов и др.]. Новосибирск: Наука. Сибир.отд – ние,1988. С.201 – 206.
- Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры народов СССР. М.:
Просвещение,1988.239 с.
- Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. М.:
Просвещение; Владос,1995.224 с.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ.сред. Проф.учеб.
Заведений. М.:Издательский центр «Академия»,2007.416 с.
- Коренные народы Сибири и Дальнего Востока: Справочник в помощь
учителю краеведения/сост. М.Г. Булавинцева. Южно – Сахалинск: Изд – во СОИПиПКК, 2006.57 с.
- Ланина Е.К. «Нивхгу мролф тор»: (нивхские старинные традиции)/Е.К.
Ланина. Южно – Сахалинск: Сахалин, кн.изд – во, 2007.221, [2] с.:цв.ил.
- Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные
малочисленые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003.142 с.
- Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html
- Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего
Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера
- Этнология / Под ред. Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.:
Учебное пособие. М.:Академический Проект; Издательство «Культура», 2005.624 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Селения нивхов
Рыболовство
Селения ороки
Оленеводство
«Кормление духа – хозяина воды»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Альбом "Коренные народы Сахалина"
Материал для ознакомления с коренными народами Сахалина. Быт, основные занятия....
Выступление на конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста»
Выступление на конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Этнокультурное образование и воспитание через изучение традиций родного края»
Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в во...
Конспект непосредственной-образовательной деятельности в старшей группе «Коренные народы Сахалина. Нивхи и их традиции»
Цель: систематизировать представление о коренном народе Сахалинской области – нивхах, познакомить с традиционным укладом жизни, преданиями, обрядами и праздниками аборигенов в зависим...
Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Коренные народы Сахалина-Нивхи»
Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Коренные народы Сахалина-Нивхи»...
Сценарий спортивного досуга "Подвижные игры коренных народов Сахалина"
Спортивный досуг с родителями...
Альбом "Коренные народы о. Сахалин"
В альбоме продемонстрированы основные сведения о коренных народах Сахалинской области: традиционная одежда, был, основные виды промыслов, культура и обычаи....