Консультация для педагогов «Организация познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ».
консультация
Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ».
Старший воспитатель: Воробьева Т.В.
Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.
Ранний возраст (1-3 года)
Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».
Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы, предоставление свободы исследования, резерв свободного времени и места для разворачивания игр.
Возраст 3-4 года
К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребенок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.
Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества) Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству, устанавливать отношения сходства и различия, осуществлять классификацию
Возраст 4-5 лет
В 4 года познавательное развитие переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Ребенок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею.
Возраст 5–6 лет
Старший дошкольник познает уже «большой мир». Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и взаимосвязи, расположение в пространстве и времени. Ребенок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать представления и понятия.
Возраст 6-7 лет
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации. Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотез, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.
В дошкольном возрасте ведущим способом познания мира является эксперимент, он позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.
В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
- Постановка проблемы (задачи).
- Поиск путей решения проблемы.
- Проведение опытов.
- Фиксация наблюдений.
- Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
Для повышения познавательной активности детей применяются следующие формы работы:
•организация проектной деятельности;
•мозговой штурм;
•специально организованная НОД, включающие опыты, эксперименты;
•долговременные и кратковременные эксперименты;
•экспериментальные игры (с водой, песком, воздухом, магнитом и.т.д.);
•действия с измерительными приборами, лупой, компасом и.т.д;
•организация коллекций, выставок;
•организация мини-музеев;
•чтение научной и художественной литературы;
•рассматривание тематических альбомов, иллюстраций;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-508531-1415208568.jpg)
Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дети, по природе своей, исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/27/picture-429863-1598493909.jpg)
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/23/picture-958171-1556048002.jpg)
Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»
Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-805351-1539886854.jpg)
Консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования»
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...
Консультация для педагогов «Организация познавательно исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Познавательно - исследовательская деятенльность с детьми старшего дошкольного возраста...
Консультация для молодых педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с воспитанниками посредством экспериментирования»
Консультация поможет систематизировать знания педагогов по развитию познавательно- исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1093803-1544962840.jpg)
Консультация для педагогов "Организация познавательно-исследовательской деятельности с воспитанниками посредством экспериментирования"
Консультация для педагогов "Организация познавательно-исследовательской деятельности с воспитанниками посредством экспериментирования"...